Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


ОБСТАНОВКИ И МЕБЕЛЬ.

 

Говорить подробно о внутреннем убранстве петербургских домов не приходится, так как очень вывозилось из-за границы. При Петре мебель чаще всего привозилась из Голландии и Англии, но часто готовили ее и в России по английским и голландским образцам. Таковы стулья Летнего дворца. Громадный шкаф, там находящийся, сделан, по-видимому, в Голландии. Подобные шкафы имеются в Музее Петра Великого. От Елизаветинской эпохи сохранилось очень мало мебели, может быть, потому, что последующая эпоха относилась к барокко с явным пренебрежением, а, может быть, хорошей мебели мало готовили, довольствуясь большими диванами. Во всяком случае и во дворцах и частных домах этой мебели мало. Самыми замечательными образцами являются деревянные инкрустации, выполненные иногда с замечательным совершенством, например, елизаветинское бюро с видами Царского Села в Зимнем дворце (перенесено туда из Екатерингофского). В церквах кое-где сохранились аналои и подсвечники Елизаветинской эпохи. Замечательнее остальных два аналоя перед царскими вратами в Петропавловском соборе.

Переходная к классицизму эпоха оставила массу мебели, чаще всего простых форм Людовика XVI.

Чудное бюро французской наборной работы имеется у гр. Е. Шуваловой, а бесподобная мебель Рэнтгена в Эрмитаже. Там же великолепные шкафики с плакетками Вэджвуда. Больших бронзовых часов этой эпохи в Петербурге масса и один Зимний или Юсуповский дворцы могут доставить десятки лучших образцов парижской работы конца XVIII в<ека> и начала XIX в<ека>.

В эпоху классицизма продолжали выписывать французские работы, и, пожалуй, лучшие образцы стиля Жакоб можно найти именно в России. С другой стороны бронзы эпохи Империи, особенно Томира, Бьенне и Одио, находятся в Петербурге в изобилии (Зимний, Елагин и др. дворцы). Впрочем, некоторая доля мебели делалась и в России. Готовили ее, главным образом, из красного дерева, карельской березы или золотили. Екатерининская мебель своеобразна по форме и не только в деталях, но часто в самой конструкции (спинки кресел в виде снопов, щитов, ножки с козлиными копытцами, затейливой формы шкафики и столики, особенно любимые Императрицей полулунные). Первая половина Александровой эпохи строже по замыслу, зато вторая допускает значительную пышность. Особенно замечательна грузная и эффектная мебель, изготовленная по рисункам Росси для Михайловского дворца (теперь в Каменноостровском).

К видным деталям комнатной обстановки относились фигурные изразцовые печи. Модели для них изготовлялись, по-видимому, хорошими мастерами. Лучшие из них были выполнены в конце XVIII века. Таковы печи в Купольном зале Таврического дворца и бывшие в доме на углу ул. Гоголя и Невского. Эти печи и по форме далеко не ординарны. Позже форма делается однообразней и все скульптурные украшения переносятся на средний изразец.

Для освещения комнат в Елизаветинскую эпоху употреблялись хрустальные люстры - теперь очень редкие, но чаще к стенам прикреплялись подставки для свечей, скомпонованные в одно целое со стенною резьбою. В Екатерининскую эпоху фонари делались в виде хрустальных ваз с хрустальными же подвесками или составляли большие, но легкие люстры из тонких бронзовых обручей, хрустальных подвесок и шаров цветного стекла. В конце XVIII века люстры чаще всего делались из бронзы в виде обручей с орнаментом, или же бронза заменялась золоченым деревом (люстры Таврического дворца). В Александровскую эпоху люстры становятся тяжелее - в виде непрозрачных блюд черной бронзы с отличными чеканными орнаментами золоченой бронзы, а еще позже вся люстра кажется состоящей из золоченых прорезных бронзовых орнаментов (люстры Елагина, Зимнего и Михаловского дворцов).

Рядом с люстрами очень красивым украшением комнат были высокие канделябры, стоявшие на полу. (Дома гр. Бобринского, у гр. Сюзора по рис. Росси).

Великолепная постановка хрустальных фабрик Нечаева-Мальцева и Императорской позволила изготовлять из хрусталя саженные канделябры (Зимний дворец) и балясины перил (Смольный собор).



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru