ОБСТАНОВКИ И МЕБЕЛЬ.
Говорить подробно о
внутреннем убранстве петербургских домов не приходится, так как очень
вывозилось из-за границы. При Петре мебель чаще всего привозилась из Голландии
и Англии, но часто готовили ее и в России по английским и голландским образцам.
Таковы стулья Летнего дворца. Громадный шкаф, там находящийся, сделан,
по-видимому, в Голландии. Подобные шкафы имеются в Музее Петра Великого. От
Елизаветинской эпохи сохранилось очень мало мебели, может быть, потому, что
последующая эпоха относилась к барокко с явным пренебрежением, а, может быть,
хорошей мебели мало готовили, довольствуясь большими диванами. Во всяком случае и во дворцах и частных домах этой мебели мало. Самыми
замечательными образцами являются деревянные инкрустации, выполненные иногда с
замечательным совершенством, например, елизаветинское бюро с видами Царского
Села в Зимнем дворце (перенесено туда из Екатерингофского).
В церквах кое-где сохранились аналои и подсвечники Елизаветинской эпохи. Замечательнее остальных два аналоя перед царскими вратами в
Петропавловском соборе.
Переходная к классицизму
эпоха оставила массу мебели, чаще всего простых форм Людовика XVI.
Чудное бюро французской
наборной работы имеется у гр. Е. Шуваловой, а бесподобная мебель Рэнтгена в Эрмитаже. Там же великолепные
шкафики с плакетками Вэджвуда.
Больших бронзовых часов этой эпохи в Петербурге масса и один Зимний или Юсуповский дворцы могут доставить десятки лучших образцов
парижской работы конца XVIII
в<ека> и начала XIX в<ека>.
В эпоху классицизма
продолжали выписывать французские работы, и, пожалуй, лучшие образцы стиля
Жакоб можно найти именно в России. С другой стороны бронзы эпохи Империи,
особенно Томира, Бьенне и Одио, находятся в Петербурге в изобилии (Зимний, Елагин и
др. дворцы). Впрочем, некоторая доля мебели делалась и в России. Готовили ее,
главным образом, из красного дерева, карельской березы или золотили.
Екатерининская мебель своеобразна по форме и не только в деталях, но часто в
самой конструкции (спинки кресел в виде снопов, щитов, ножки с козлиными
копытцами, затейливой формы шкафики и столики,
особенно любимые Императрицей полулунные). Первая половина Александровой эпохи
строже по замыслу, зато вторая допускает значительную пышность. Особенно
замечательна грузная и эффектная мебель, изготовленная по рисункам Росси для
Михайловского дворца (теперь в Каменноостровском).
К видным деталям комнатной
обстановки относились фигурные изразцовые печи. Модели для них изготовлялись,
по-видимому, хорошими мастерами. Лучшие из них были выполнены в конце XVIII века. Таковы печи в
Купольном зале Таврического дворца и бывшие в доме на углу ул. Гоголя и
Невского. Эти печи и по форме далеко не ординарны. Позже форма делается однообразней и все скульптурные украшения переносятся на
средний изразец.
Для освещения комнат в
Елизаветинскую эпоху употреблялись хрустальные люстры - теперь очень редкие, но
чаще к стенам прикреплялись подставки для свечей, скомпонованные в одно целое
со стенною резьбою. В Екатерининскую эпоху фонари делались в виде хрустальных
ваз с хрустальными же подвесками или составляли большие, но легкие люстры из
тонких бронзовых обручей, хрустальных подвесок и шаров цветного стекла. В конце
XVIII века люстры чаще
всего делались из бронзы в виде обручей с орнаментом, или же бронза заменялась
золоченым деревом (люстры Таврического дворца). В Александровскую эпоху люстры
становятся тяжелее - в виде непрозрачных блюд черной бронзы с отличными
чеканными орнаментами золоченой бронзы, а еще позже вся люстра кажется
состоящей из золоченых прорезных бронзовых орнаментов
(люстры Елагина, Зимнего и Михаловского дворцов).
Рядом с люстрами очень
красивым украшением комнат были высокие канделябры, стоявшие на полу. (Дома гр.
Бобринского, у гр. Сюзора по рис. Росси).
Великолепная постановка
хрустальных фабрик Нечаева-Мальцева и Императорской позволила изготовлять из
хрусталя саженные канделябры (Зимний дворец) и
балясины перил (Смольный собор).