Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


МАСТЕРА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.

 

Говорить о стиле Петровской эпохи или о преемственности в этом стиле трудно, так как слишком много было разнообразных влияний. Поэтому приходится работы каждого зодчего разбирать отдельно, но и в этом случае остается значительное затруднение, так как от некоторых почти ничего не осталось.

 

Д. ТРЕЗИНИ.

 

Доменико Трезини до 1713 года упоминается как единственный зодчий в Петербурге, но едва ли можно сомневаться в том, что он имел достаточное количество русских и иностранных помощников, потому что иначе ему придется приписать постройку почти всего города до 1710 года. Правда, до той поры едва ли можно было думать о настоящем творчестве, а наскоро приходилось приспособлять подходящие голландские или датские чертежи.

Трезини († l734) родом из кантона Тессина, был приглашен в Петербург из Копенгагена в качестве архитектора и инженера. Тотчас по приезде ему было поручено сооружение крепости, и этой работой он был главным образом занят во время своего пребывания в Петербурге. Лицевая сторона крепостных стен облицована гранитом при Екатерине II, а потому теперь трезиниевские стены видны только со стороны Кронверка. Конечно, и все здания внутри крепости были строены тем же Трезини. Из них сохранились низкие флигеля и башенка с флагштоком. Им же начаты и ворота Петровские и, вероятно, Иоанновские. Однако, есть основание думать, что проект первых изменен по указаниям лучшего мастера, так как в отличие от скромных полуинженерных сооружений Д. Трезини они отличаются превосходными пропорциями и кажутся действительно торжественным въездом в крепость. Замысел обелискообразной колокольни со шпилем красив, но она не раз была переделана позже. Наоборот, самое здание непроработано и купол не вяжется со стенами.

В крепости сначала с 1710 года была деревянная церковь, но в 1716 г<оду> престол ее перенесли в Матвеевскую церковь5 Петербургской стороны, и построили по планам Трезинни ( 1716–1721) новую со шпилем, т. е. собор во имя Петра и Павла. Эта церковь впоследствии (1753) обгорела и была возобновлена в 1756 году, когда ее расширили, изменили многие детали внутри и снаружи и построили новый грандиозный шпиль.

План крепости и размеры стен обусловлены техническими и военными требованиями того времени. Но общий замысел, как крепости, так и шпиля, можно рассматривать с художественной точки зрения, и в общем крепость несомненно и красивое и характерное сооружение.

В 1710 году Петр основал Александро-Невскую Лавру и постройку ее поручил тому же Трезини. Судя по гравюрам, проект был очень красив, благодаря интересному расположению флигелей с кельями, садов около них и залива, устроенного так, что на лодках можно было подъезжать к собору. Строения отличались от нынешних только тем, что вместо нынешнего собора было проектировано очень стройное здание с легкою и стройною колокольней, похожей на Петропавловский шпиль. Постройка, впрочем, была начата по иному проекту, который едва ли принадлежит Д. Трезини, скорее же всего Киавери. Но, очевидно, в расчетах была ошибка: здание, доведенное до сводов, дало опасные трещины и было впоследствии разобрано. Но и кроме собора весь ансамбль построек удивительно красив. В них как-то странно сочетаются довольно низкие флигеля келий с стройными барабанами куполов. Нужно думать, однако, что эта стройность куполов была сообщена постройке не Дом<енико> Трезини, а его сыном Пиетро. Красивый план расположения келий и проектированные при них сады, один, обращенный к Неве, где теперь Никольское кладбище, и другой, теперь митрополичий, принадлежат, вероятно, Доменико.

Затем Доменико Трезини строил старый гостиный двор, - низкое здание, трапецией расположенное на углу набережной Малой Невы и Биржевой линии. Судя по гравюрам, оно состояло из непрерывного ряда рустированных аркад. Впоследствии оно было переделано и снабжено прекрасными деталями стиля Империи. В настоящее время употребляется для складов и назначается к переделке.

Рядом на Васильевском же острове Трезини строил здание Сената и 12-ти коллегий - нынешний университет. Последняя постройка по размерам и стилю стройных 12-ти выступов (ризалитов) отличается несколько от других построек Трезини. Это характерное здание в настоящее время прикрыто разросшимся садом.

Кроме этих сооружений Трезини принадлежали почти все постройки вдоль Дворцовой набережной Невы и целый ряд домов на Петербургской стороне. Впрочем, здания эти не были велики и не роскошны. Единственным остатком их является низенький домик (№ 9/8) на углу Тучкова и Волховского пер.

Несомненно, что у Трезини был целый ряд помощников, как русских, так второстепенных иностранных. К числу последних относится Г. Шедель, выстроивший для Меншикова самый роскошный в ту пору дворец. Здание теперь по внешности не блестяще, но детали (напр<имер> капители колонн) красивы, а тогда еще оно было украшено статуями и вазами. Приемы обработки голландско-английские. Внутри хороши обширные сени, поддерживаемые короткими, но тонкими колоннами.

Другим помощником Трезини был Швертфрегер, производивший постройку Александро-Невской лавры, и кто знает, может быть, именно он придал стройность колокольням и постройке собора такую легкость, что она привела к катастрофе.

Как видно, Трезини, будучи итальянцем по происхождению, был вынужден придерживаться северных форм в постройках. Почти та же участь постигла и других соплеменников его.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru