МАСТЕРА ПЕТРОВСКОЙ ЭПОХИ.
Говорить о стиле
Петровской эпохи или о преемственности в этом стиле трудно, так как слишком
много было разнообразных влияний. Поэтому приходится работы каждого зодчего
разбирать отдельно, но и в этом случае остается значительное затруднение, так
как от некоторых почти ничего не осталось.
Д. ТРЕЗИНИ.
Доменико Трезини до 1713
года упоминается как единственный зодчий в Петербурге, но едва ли можно
сомневаться в том, что он имел достаточное количество русских и иностранных
помощников, потому что иначе ему придется приписать постройку почти всего
города до 1710 года. Правда, до той поры едва ли можно было думать о настоящем
творчестве, а наскоро приходилось приспособлять подходящие голландские или
датские чертежи.
Трезини († l734) родом из
кантона Тессина, был приглашен в Петербург из Копенгагена в качестве
архитектора и инженера. Тотчас по приезде ему было поручено сооружение
крепости, и этой работой он был главным образом занят во время своего
пребывания в Петербурге. Лицевая сторона крепостных стен облицована гранитом
при Екатерине II, а
потому теперь трезиниевские стены видны только со стороны Кронверка. Конечно, и
все здания внутри крепости были строены тем же Трезини. Из них сохранились
низкие флигеля и башенка с флагштоком. Им же начаты и ворота Петровские и,
вероятно, Иоанновские. Однако, есть основание думать,
что проект первых изменен по указаниям лучшего мастера, так как в отличие от
скромных полуинженерных сооружений Д. Трезини они отличаются превосходными
пропорциями и кажутся действительно торжественным въездом в крепость. Замысел
обелискообразной колокольни со шпилем красив, но она не раз была переделана
позже. Наоборот, самое здание непроработано и купол не вяжется со стенами.
В крепости сначала с 1710
года была деревянная церковь, но в 1716 г<оду> престол ее перенесли в
Матвеевскую церковь5 Петербургской стороны, и построили по планам
Трезинни ( 1716–1721) новую со шпилем, т. е. собор во
имя Петра и Павла. Эта церковь впоследствии (1753) обгорела и была возобновлена
в 1756 году, когда ее расширили, изменили многие детали внутри и снаружи и
построили новый грандиозный шпиль.
План крепости и размеры
стен обусловлены техническими и военными требованиями того времени. Но общий
замысел, как крепости, так и шпиля, можно рассматривать с художественной точки
зрения, и в общем крепость несомненно и красивое и
характерное сооружение.
В 1710 году Петр основал
Александро-Невскую Лавру и постройку ее поручил тому же Трезини. Судя по
гравюрам, проект был очень красив, благодаря интересному расположению флигелей
с кельями, садов около них и залива, устроенного так, что на лодках можно было
подъезжать к собору. Строения отличались от нынешних
только тем, что вместо нынешнего собора было проектировано очень стройное
здание с легкою и стройною колокольней, похожей на Петропавловский шпиль.
Постройка, впрочем, была начата по иному проекту, который едва ли принадлежит
Д. Трезини, скорее же всего Киавери. Но, очевидно, в расчетах была ошибка:
здание, доведенное до сводов, дало опасные трещины и было
впоследствии разобрано. Но и кроме собора весь ансамбль построек удивительно
красив. В них как-то странно сочетаются довольно низкие флигеля келий с стройными барабанами куполов. Нужно думать, однако, что
эта стройность куполов была сообщена постройке не Дом<енико> Трезини, а
его сыном Пиетро. Красивый план расположения келий и проектированные при них
сады, один, обращенный к Неве, где теперь Никольское кладбище, и другой, теперь
митрополичий, принадлежат, вероятно, Доменико.
Затем Доменико Трезини
строил старый гостиный двор, - низкое здание, трапецией расположенное на углу
набережной Малой Невы и Биржевой линии. Судя по гравюрам, оно состояло из
непрерывного ряда рустированных аркад. Впоследствии оно было переделано и
снабжено прекрасными деталями стиля Империи. В настоящее время употребляется
для складов и назначается к переделке.
Рядом на Васильевском же
острове Трезини строил здание Сената и 12-ти коллегий - нынешний университет.
Последняя постройка по размерам и стилю стройных 12-ти выступов (ризалитов)
отличается несколько от других построек Трезини. Это характерное здание в
настоящее время прикрыто разросшимся садом.
Кроме этих сооружений
Трезини принадлежали почти все постройки вдоль Дворцовой набережной Невы и
целый ряд домов на Петербургской стороне. Впрочем, здания эти не были велики и
не роскошны. Единственным остатком их является
низенький домик (№ 9/8) на углу Тучкова и Волховского пер.
Несомненно, что у Трезини
был целый ряд помощников, как русских, так второстепенных иностранных. К числу последних относится Г. Шедель, выстроивший для Меншикова
самый роскошный в ту пору дворец. Здание теперь по внешности не блестяще, но
детали (напр<имер> капители колонн) красивы, а
тогда еще оно было украшено статуями и вазами. Приемы обработки голландско-английские.
Внутри хороши обширные сени, поддерживаемые короткими, но тонкими колоннами.
Другим помощником Трезини
был Швертфрегер, производивший постройку Александро-Невской лавры, и кто знает,
может быть, именно он придал стройность колокольням и постройке собора такую
легкость, что она привела к катастрофе.
Как видно, Трезини, будучи
итальянцем по происхождению, был вынужден
придерживаться северных форм в постройках. Почти та же участь постигла и других
соплеменников его.