Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


СКУЛЬПТОРЫ.

 

Для внутренних и наружных украшений зданий Петром было выписано много скульпторов. Одни были первоклассные мастера, как Шлютер, Растрелли старший и Пино, другие - второстепенные ремесленники, вроде Конрада Оспера. Шлютеру за недолгое пребывание удалось только сделать барельефы на Летнем дворце и внутри часть резьбы (Минерва и, весьма возможно, колоссальные часы с барометром) да, может быть, лепку центральной залы Монплезира. Растрелли старший принадлежит к числу замечательнейших европейских скульпторов. Родом он был из Венеции, графский титул приобрел в Париже. В Петербург попал около 1717 года и исполнил для Петра и его преемников много работ. Из них группы на фонтанах Летнего сада погибли, зато превосходные маскароны сохранились на фонтанах Большого Грота в Петергофе. Лучшее произведение Растрелли - бюст Великого Петра в Аполлоновом зале Зимнего дворца. Только в нем одном переданы энергия и мощь Великого Императора. В этом бюсте он «весь, как Божия гроза».

Сохранилось указание, что Петр предполагал соорудить в Петербурге две колоссальных конных статуи. Это выполнено не было, но Растрелли изготовил превосходный конный монумент Петра в облачении римского императора. Статуя долго лежала в сарае, пока при Павле I ее не воздвигли на Кленовой аллее перед Инженерным замком. Кроме этих двух идеализированных и в то же время идеальных портретов Петра Великого, Растрелли вылепил великолепный восковой бюст и знаменитый манекэн Кунсткамеры.

Пино был скорее декоратором, им выполнены изумительная резьба в кабинете большого Петергофского дворца и Марли и некоторые фонтаны, например, собачка с утками.

Из остальных скульпторов можно упомянуть Конрада Оспера, автора барельефа на Петровских вратах крепости.

 

ЖИВОПИСЬ.

 

О живописцах - декораторах Петровской эпохи известно слишком мало. Самый замечательный из них Пилльман старший. Он расписывал плафоны Монплезира, теперь сильно попорченные реставрацией. Сохранившиеся почти неприкосновенно арабески в беседке на музыке в Петергофе очень грациозны и достойны соученика Ватто.

Очень может быть, что тот же Пилльман расписывал и комнаты Летнего дворца. Рядом с ним работали русские - иконописцы, напр<имер>, Андрей Меркульев с товарищами, еще в Москве подпавшие под влияние Украины и Запада, и немало иностранцев ремесленников.

 

ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

 

Само собой разумеется, что об единстве стиля обстановок в Петровскую эпоху нечего было думать, и сам Петр любил создать вокруг себя некоторое разнообразие обстановки. Так, для более скромных комнат, вроде кухонь, употребляли голландские изразцы (Меншиковы комнаты), более торжественные отделывали резным деревом (Большой Петергофский дворец), потолки обтягивали расписной кожей, стены же обыкновенно расписывали. Наконец, еще лучше были: совершенно исключительный по изяществу японский кабинет Монплезира и янтарный кабинет, выпрошенный у прусского короля. Вообще, Петр с необычайным старанием добывал различные произведения искусства. Так, известны те хлопоты, которые пришлось перенести Ю. Кологривову для того, чтобы добыть для Петра знаменитую Таврическую Венеру Эрмитажа.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru