Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


ВЛИЯНИЯ, ОБУСЛОВИВШИЕ СТИЛЬ ЭПОХИ.

 

Сооружение города на пустом до того месте, вдали от крупных культурных центров, так как и Новгород и Псков находились в состоянии упадка, и в специальных климатических условиях требовало совершенно нового стиля. Готового не имелось, так как милая сердцу Петра Голландия и теплее и влажнее Петербурга. Приходилось искать и заимствовать отовсюду, тем более, что при кажущемся внешнем разнообразии форм все европейское зодчество жило двумя идеями: барокко и теоретического классицизма. Первое направление в это время приближалось к своему апогею. В Италии только что сошли со сцены Бернини и Борромини, и начинали работать Ювара (Туринская Суперга) и Ванвителли (Казерта), ученики Бернини (Спекки и Санкти) начинали Испанскую Лестницу.

Стремление к пышности, характерное для только что упомянутых мастеров, разлилось по приальпийским краям. К. Фонтана, ученик Бернини, строил в Вене, Цуккали в Мюнхене, Растрелли старший принес то же течение в Россию, но в скромном Петровском Петербурге оно не могло еще развиться.

Во Франции и на севере Германии строили проще и меньше уснащали фасады скульптурою. В первой из этих стран постройки были легче, силуэты зданий воздушнее, так как приближался переход к эпохе неоклассицизма (Версальская капелла, собор Инвалидов); в Германии постройки грузнее (Берлинский арсенал, строенный Нерингом).

В Англию еще в половине XVII века Иниго Джонс (1572–1652) внес принципы неоклассицизма, и последователи его ревностно развивали этот стиль, однако, влияние барокко сказалось на постройках Кр. Рэна, которому пришлось возобновлять весь Лондон после знаменитого пожара.

Классицизм сказывался в том, что охотно применяли колоннады, разбивку стен пилястрами, контуры же зданий оставались несколько грузными и беспокойными, как во времена барокко. Иногда применялись и более скромные голландские мотивы.

Особенно просто и ясно были задуманы планы Рэна приходских церквей Лондона, так как основным требованием парламент поставил условие, чтобы слова проповедника были ясно слышны по всей церкви. Естественно, что пришлось строить продолговатые залы, отказаться от куполов или сократить их размеры и главное внимание перенести на вышину и красоту колокольни (знамениты по стройности у церквей Mary le Bow, St. Brides и др.); форма этих церквей не осталась без влияния на петербургские постройки Д. Трезини, Маттарнови и Земцова.

Как упомянуто выше, в Лондоне применялись голландские формы и даже высокие колокольни впервые, по-видимому, появились на низинах Голландии. Однако, в последней стране церковное строительство в ту пору не имело большого значения, гражданские же сооружения строились чрезвычайно скромно, так что не только портики, но и прислоненные колонны казались излишней роскошью. Любимыми украшениями были: постановка плоских пилястров между окнами (Ратуша в Амстердаме строена Ван Кампеном, начиная с 1648 г<ода>. Mauritzhyis, в Гааге, стр<оено?> П. Постом). Частные дома строились часто без всяких украшений, так как их облицовывали кирпичом.

Словом, во всей Европе наблюдалось, с одной стороны, стремление к высшей пышности барокко, с другой стороны, проявлялись первые еще робкие зачатки строгости классицизма. Об этом последнем на Руси, конечно, никто не думал, московское же барокко достигло своего апогея. При чисто формальном выполнении пятиглавия зодчие стремились к возможной сложности контура, к возможному разнообразию и пышности украшений. Церкви: в Филях, Троицком-Лыкове, Николы Большой Крест и, наконец, Дубровицкий храм кажутся в настоящее время столь же своеобразными, как работы Фуги или Борромини. Ростовские постройки по самой идее соединения церквей с крепостными башнями не менее неожиданны, чем храм Св. Борромея в Вене или монастыри на берегах Дуная (Stift Melk и др.). Все московское строительство было хорошо знакомо Петру, так как церкви возникали на его глазах, он певал в них на клиросах и жертвовал на сооружения. В Ростове он прожил довольно долго, изучая плавание под парусами. Таким образом, Петр не только знал и любил строительное дело, но и умел выбрать лучших зодчих. Быть может, он создал бы в Петербурге действительный «парадиз», если бы прожил немного дольше. В первые же годы под вечною угрозою шведов было не до того.

Вначале, может быть, смущала болотистость местности и однообразие плоских берегов, и в самом Петербурге Петр не строил для себя больших дворцов. Зато он начал грандиозный дворец в Стрельне и исключительные по размерам водопады в Петергофе, т. е. там, где высокие береговые откосы позволяли эффектно расположить здание. Любовь Петра к воде общеизвестна, как и то, что все свои дворцы он помещал или на берегу, или окружал их каналами. Этим объясняется изобилие дворцов на взморье: Екатерингоф, Елизаветгоф, Анненгоф, Подзорный, Дальнедубковский, Стрельна и Петергоф.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru