«Автограф» — необычная галерея, задуманная когда-то Татьяной Набросовой-Брусиловской и Германом Метелевым. «Автограф» — это своеобразная «Чукоккала», но только воплощенная языком искусства изобразительного —живописными, графическими и скульптурными миниатюрами, оставляемыми на память и в благодарность гостеприимным и заботливым хозяевам.
Если представить себе маршруты передвижения по Екатеринбургу художников, актеров, режиссеров, литераторов и даже музыкантов, попавших в столицу Урала по делам или транзитом, то рано или поздно они приведут в один дом, отмеченный в топографии города невероятной творческой насыщенностью, — Дом Брусиловских.
Перечень посетителей Дома Брусиловских, и гостей, и местных завсегдатаев, занял бы не одну страницу. И все они, именитые или малоизвестные, заслуживают быть упомянутыми, ибо к каждому из них у хозяев этого дома — Миши Брусиловского и его жены Татьяны, — одинаково радушное отношение. Но мы не будем заниматься здесь по-своему интересной статистикой, хотя она дала бы показательную картину творческих и просто человеческих, дружеских потоков между Домом Брусиловских в Екатеринбурге и другими городами и весями всей остальной России.
Однако есть один факт, подтверждающий реальность таких связей, — это галерея «Автограф», которая естественно возникла из уникальной атмосферы этого дома, который «домом» в обычном понимании представить невозможно.
В нем не видно стен, а есть сплошная «шпалерная» поверхность миниатюрных картин. В нем нет тривиально ощущаемого быта, но есть обстановка для дружбы и разговора, общения и спора, соучастия и поддержки, осмысления и грезы. Пребывание в нем всегда оборачивается пусть даже небольшим, но Событием, окрашивающим жизнь радостным воспоминанием и наполненностью чувств.
Александр Рюмин
Галерея «Автограф»… Правда, в данном случае фактически галереи как официального места, как учреждения нет. Но тем не менее есть некоторое количество работ, и есть опыт неформального общения с художниками, накопленный десятилетиями. Хотя «опыт», наверное, не то слово, которое может выразить весь объем и сложность отношений, симпатий и антипатий, комическое и трагическое, курьезы и легенды — все то, что накопилось за годы жизни рядом с художниками, когда их радости и печали становились моими, когда их жизнь стала и моей жизнью.
Сейчас, когда художники пытаются найти новые источники вдохновения, новые стимулы творчества или переосмысливают уже устоявшиеся в нашей так быстро и иногда неожиданно меняющейся стране, я благодарна судьбе, что имею возможность быть рядом с ними, принимать участие в их жизни и творчестве. Стремление сохранить, «остановить мгновения» этой жизни и этих отношений, в которых главное — атмосфера общения, дух искусства, остающиеся за рамками «большого творчества», «больших картин», официальных отношений, и послужило толчком для создания галереи «Автограф». Заданный размер картин, набросков, эскизов, росчерков пера и кисти (не более 30 см), с одной стороны, как бы сужает возможности художника, но с другой — концентрирует признаки творческой индивидуальности, вносит элемент игры и непринужденности, что зачастую приводит к интересным результатам. Малый размер дает уникальную возможность собрать большое количество работ самых разных художников самых разных направлений и представить их вместе. Столкновение различных творческих индивидуальностей на малом экспозиционном пространстве, в буквальном смысле на одной стенке, рождает особое напряжение, создавая в целом картину большого искусства. Но, пожалуй, главным достоинством галереи «Автограф» является сама форма общения с художниками — неформальная, некоммерческая, из старых времен, из старых отношений, когда хватало времени на дружбу и творческую игру. Доказательство тому — легкость и интерес, с которыми художники принимают участие в создании галереи.
Сегодня в коллекции около 700 живописных, графических и скульптурных работ. В ней есть и пленительные этюды, и «большие картины маленького размера».
Среди авторов — имеющие широкую известность и только начинающие художники Екатеринбурга, а также Челябинска, Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, работы художников Германии, Израиля, Китая, Чехо-словакии — тех, с кем так или иначе пересекалась моя жизнь.
Татьяна Набросова-Брусиловская