|
|
|
|
Екатерина Григорьева
|
Новые работы Екатерины Григорьевой - а их на выставке в редакции "Нашего наследия" большинство - похожи на прежние, да не совсем. Вроде бы составляющие не изменились. Все те же натюрморты с по-особому беззащитными вещицами привлекают взгляд стоящего у холста художника. Те же наши соотечественницы, мало изменившиеся с советской поры, бредут по нелепо загроможденным провинциальной архитектурой улицам. Размахивают руками или бережно прижимают букеты цветов, разговаривают попарно или в одиночестве молчаливо вглядываются в окружающий мир, вдруг застыв посреди хаотичного урбанистического пейзажа. Нелепые, беззащитные. Это в первую очередь для григорьевских героинь повсеместно работают рынки и устраиваются праздничные концерты на телевидении. Они и довольны; только Григорьева все равно их жалеет.
Такая пронзительная жалость к персонажам собственных картин присутствовала у Григорьевой, кажется, еще со времен "Фонтана", написанного в конце шестидесятых. Одного из немногих холстов, уцелевших сегодня от того времени, что называется в свободном доступе: другие-то давно по музеям в российской провинции, висят в Третьяковке, хранятся в частных коллекциях. Ее ранние работы полны почтения перед искусством Фалька и той живописной традицией, что восходит к творчеству российских последователей Сезанна начала ХХ века. Отсутствие очевидного литературного сюжета, сверхплотность живописной поверхности…
Сегодня художник Екатерина Григорьева, если только нет мешающих бытовых обстоятельств, каждый день отправляется в мастерскую, берется за кисть. Добившись известности, хотя бы в профессиональной среде, многие успокаиваются, тиражируют десятилетиями удачно найденные приемы. У Григорьевой не так: при внешнем сюжетном сходстве старых и новых холстов стоит обратить внимание на увлеченность автора цветом как главным и безусловным достоинством создаваемых изображений; удивительное качество ее живописи - чем позднее, тем свободнее.
Персональными показами Екатерину Григорьеву не баловали. Были только выставка в "Ковчеге" да еще экспозиция по случаю семидесятилетия, на три дня допущенная в залы Московского союза художников на Кузнецком мосту. Нынешняя - третья. Значит, самая ответственная.
Сергей Сафонов
|
|
|
|
|