Об авторе
Ксения Тихомирова
(О.В.Смирнова) родилась в Москве в 1955 году. Окончила филфак МГПИ
(«ленинского»). Участвовала в создании двух нестандартных школ (в частности
памятной многим физико-математической школы № 542 при МИФИ).
В 2004 году в издательстве
«ОЛМА-ПРЕСС» вышла ее первая художественная книга — роман «Граница горных вил»
(условно отнесенная к жанру «фэнтези», хотя, как
отмечалось в критике, точнее назвать его литературной сказкой, адресованной в
первую очередь подросткам). Трудно было предположить, что продолжением станет
не развитие удачно найденной темы в приключенческий сериал, а цикл рассказов о
Москве. О раннем детстве, о реальном быте, об истории страны. Действие в них
происходит в конце 50-х — начале 60-х годов ХХ века — а это уже историческое
прошлое.
Собственно, действия в
рассказах почти нет — это скорее лирика, чем эпос. Однако цикл мало похож на
обычные воспоминания в ностальгических тонах.
К.Тихомирова вообще автор
непредсказуемый. Уже «Граница горных вил» в хорошем смысле обманула ожидания
читателей. Вместо недорогого развлечения, собранного из стандартного набора
элементов, читатель получил книгу глубокую, неотразимо обаятельную и
принципиально «первообразную» — без многократно позаимствованных друг у друга
сюжетов и персонажей, без магии и кровавых побоищ. Вышедшая в серии «боевитых»
приключений, никак специально не представленная публике, она скоро исчезла с
полок книжных магазинов. И читают ее далеко не только подростки.
Московский цикл также с
трудом укладывается в привычные рамки мемуарной прозы. Если использовать
сравнение с лирикой, то это не собрание элегий, а цикл сонетов: жесткие
требования к форме и обязательное претворение стихии чувств в
движение мысли. Предмет исследования — детское мировосприятие, заново
пережитое и понятое взрослым человеком, к тому же педагогом-профессионалом.
В каком-то смысле это книга
для родителей и воспитателей, однако в
«педагогической» литературной традиции мы вряд ли подберем ей аналоги. На наш
взгляд, образцом скорее послужила проза Г.К.Честертона — его эссе. К.Тихомирову
в данном случае интересует детский (непредвзятый, точный) взгляд на вещи, а не
проблемы воспитания. Или, точнее сказать, она использует возможности детского
взгляда для разговора о вещах «взрослых» и сложных. О том, к примеру, что
реальная жизнь рядовых людей была глубже, добрее и красивее, чем
то убогое представление о «советской действительности», которое стало
теперь расхожим штампом. Или о том, как духовные и культурные традиции,
разгромленные государством, спасала семья и возрождала школа. О ценности
русской цивилизации и о том, как шло ее восстановление после катастрофических
событий первой половины ХХ века.
Перечислить все внутренние
темы этих небольших по объему текстов вряд ли возможно. В них есть желание
рассказать об «истинной» Москве с точки зрения коренного москвича, и скрытая
полемика с темами «вечных» школьных сочинений (любовь к земле — это риторика
или реальность?), и многое другое. Мотивы связывают эти тексты в сложное целое,
которое при том читается с захватывающей легкостью...