Дмитрий
Белоцветов. (1940 – 1981)
Графика
К 70-летию со
дня рождения
Судьба и место
Дмитрия Белоцветова намечены пока в
истории нашей графики неясным беглым
штрихом. Он прожил недолго. Путь его
оборвался на взлете. А между тем у него
был уже узнаваемый графический почерк,
был свой голос и собственная тонкая
мелодия.
Прозрачные,
почти бесплотные акварели: в туманной
белизне листа растворяются невесомые
образы провинциальных церквей, кроны
деревьев, городские крыши… Неясный,
призрачный мир, чуть мерцающий цветовыми
намеками.
Рисунки сделаны
непринужденными взмахами карандаша:
интерьеры или натюрморты, где главное
– не вещи, но целостность обволакивающей
их среды, в глубину которой взгляд тоже
проникает не без усилий. Недосказанность,
неполная воплощенность конкретного
мотива рисунка становится сильным
средством его поэтизации. Потом эти
мотивы и сам строй рисунка перейдут в
листы, выполненные в технике мягкого
лака.
Отрывистые
касания иглы плетут на поверхности
офортной доски колеблющуюся кружевную
сеть. Деликатное травление позволяет
оттиску остаться светлым и воздушно
прозрачным. Художник умеет в офорте
сделать выразительным белый цвет бумаги:
он здесь не пассивный фон для изображения,
но неотъемлемая, пластически активная
часть его. Излюбленная художником
атмосферная дымка размывает и облегчает
пластику архитектуры, растворяя чуть
намеченные детали.
Недолгий
творческий путь Дмитрия Белоцветова
привлекает и поражает своей направленной
цельностью. Тонкий мастер станковой
камерной графики, виртуоз офорта, он
ясно очертил свой поэтический мир и
воплотил его лаконично и полно.
Юрий Герчук
|