Русские
театральные журналы и газеты XIX
века
Виктор Борзенко
До
революции 1917 года в России (в разные
периоды) издавалось порядка 300 журналов,
альманахов и газет, посвященных театру.
В Советское время количество театральной
периодики значительно увеличилось –
около 500 наименований. Однако же основная
часть этого массива по нынешний день
остается мало изученной. В учебниках
по истории журналистики упоминается
только несколько крупных журналов XIX
или начала ХХ века – «Репертуар и
Пантеон», «Театр и искусство», «Маски»,
«Рампа и жизнь». Из театральных журналов
Советского периода наиболее известны
разве что «Театр», «Театральная жизнь»
и «Современная драматургия».
До
сих пор в России нет ни одной монографии,
рассматривающей историю русской
театральной периодики, хотя она
представляет собой чрезвычайно интересное
явление. Целый пласт отечественной
культуры отразился на ее страницах –
начиная от спектаклей крепостных театров
и заканчивая сведениями о русских
актерах.
Причины
такого беспамятства следует искать,
видимо, в недавнем советском прошлом,
когда в филологической науке господствовал
принцип классовости и партийности в
изучении прессы. Иначе говоря, на
факультетах журналистики исследовать
полагалось в первую очередь ту периодику,
которая отражала либо становление
советской журналистики, либо советского
государства. Журналистика художественного
направления оказалась на последнем
месте. В советское время была защищена
всего лишь одна диссертация по типологии
советских театральных журналов, однако
и по сей день работ по истории театральной
периодики написано крайне мало.
Истоки
русской театральной журналистики
Первая информация о драматических
спектаклях и деятельности артистов
появляется в газетах и журналах XVIII
в. Характер и количество такой информации
напрямую зависели от развития театра
в России, его роли в обществе, однако
специального периодического издания,
освещавшего театральную жизнь, в
XVIII веке еще не
существовало. Первое театральное
объявление было опубликовано в 1729 году
в «Санкт-Петербургских ведомостях» –
газете, издававшейся Академией наук.
В объявлении содержался краткий пересказ
спектакля: «При сем чинится известно,
что здешние Французские комедианты
заутро, то есть в среду 17 дня сего месяца
ради щастливого рождения тамошнего
Принца безденежно играть будут, и к тому
же всех охотников призывают. Во оной
комедии будут представлены ле Педан
скрупулез, или совестливый школьный
мастер, а по комедии будет представлен
обманутый охотник» [1].
Подобные сообщения о спектаклях
иностранных трупп регулярно появлялись
на страницах «Санкт-Петербургского
вестника»; в 1730-е годы они представляли
собой краткий анонс спектакля и перечень
исполнителей.
Как пишет В.Н. Дмитриевский, «потребность
в театре с начала XVIII века
в известной степени провоцировалась
самой установкой на театрализацию
образа жизни и до некоторой степени
удовлетворялась разного рода увеселениями,
гуляньями, маскарадами, торжественными
церемониалами и пр.» [2]. Иными словами,
первая половина XVIII
столетия дала мощный толчок развитию
театра в России. Помимо придворного
театра (который появился в России еще
в 1672 году специальным указом Алексея
Михайловича), появляются публичный
театр на Красной площади; первые частные
театры-балаганы; стремительно развивается
школьный театр. Число их росло, театры
действовали в Москве и С.-Петербурге.
К середине XVIII в. гастроли
в России иностранных трупп становятся
привычным явлением; столичные театры
разделяются на придворные и городские;
появляются также первые театры в
провинции – в Ярославле, Казани, Иркутске,
Пензе, Саратове, Воронеже и т.д. Интерес
к театру подпитывали также преобразования
в области культуры и науки: влияние
реформ Петра I ощущалось
и после его смерти.
30 августа 1756 года был издан царский указ
о создании государственного «Императорского
профессионального русского театра»,
деятельность которого с этого времени
не прекращалась. Таким образом,
увеличивалась потребность публики и в
театральной информации. Помимо театральных
анонсов в 1750-1780-е гг. в газетах публикуются
и приглашения желающим поступить в
труппу, трактаты и переводные статьи о
культурно-просветительском значении
театра [3].
В 1756 г. в Московском университете, всего
через год после основания, был организован
студенческий театр. Год спустя газета
«Московские ведомости» публиковала
объявление: «Женщинам и девицам, имеющим
способность и желание представлять
театральные действия, также петь и
обучать этому других, явиться в канцелярии
Московского Университета» [4]. Газета
была основана в том же году, и в ней также
с первых номеров публиковались сведения
о театральных представлениях иностранных
трупп и московских театров; упоминалось
о придворном театре Петербурга, изредка
помещались корреспонденции из провинции
(например, о спектаклях в Туле и Вологде
в 1780 г.).
Как приложение и своеобразный справочник
издавались «Примечания на Ведомости».
В 1733-1740 гг. на их страницах было опубликовано
несколько работ по истории и практике
театра. Первой появилась статья «О
позорищных играх или комедиях и трагедиях»
[5]. Статья говорила о театре как о средстве
поучения и воспитания публики.
Во второй половине XVIII в.
появляются первые публикации, дающие
оценку спектаклям. Как отмечает
Б.Н. Асеев, истоками русской театральной
критики следует считать стихотворные
послания и элегии, в которых авторы
выражали свое отношение к тому или иному
спектаклю (например, элегия Сумарокова
«К г. Дмитриевскому на смерть Волкова»);
критические замечания о драматургах и
актерах, опубликованные в предисловиях
к пьесам; пародийные афиши (шуточное
объявление о постановке трагедии
«Тамира») [6].
Первыми изданиями, ставшими местом
борьбы литературно-театральных
направлений, явились сатирические
журналы И.А. Крылова и Н.И. Новикова.
Например, «Трутень» помещает отзыв о
«Бригадире» Фонвизина, критикует пьесы
Лукина, обсуждает вопрос о сатирической
комедии. Другой новиковский журнал
«Пустомеля» откликается на игру
Дмитриевского в «Синаве и Труворе» [7].
К концу XVIII в. театральная
критика появляется в «Московском
журнале» (1791–1792) и альманахе «Аглая»
(1794-1795), которые издавал Н.М. Карамзин.
Рецензиям он отводил основную часть
этих изданий. Это были одни из первых
текстов в русской журналистике, которые
состояли из анализа пьесы и разбора
игры актеров. В отличие от предшественников,
Карамзин был первым в русской критике,
кто подробно описывал образы, созданные
исполнителями.
Таким образом, к концу XVIII
века в театральной критике складываются
первые каноны, а театральная жизнь
обретает четкие черты, поход в театр
(среди состоятельной публики) становится
модным явлением.
Прообразы театральной периодики
Какое издание считать первым театральным
журналом? На этот вопрос долго не было
четкого ответа. Например, Е. Некрасова,
а вслед за ней и С.М. Бабинцев предлагали
вести отсчет с 1808 года – со дня выхода
в С.-Петербурге первого номера
«Драматического вестника».
Другие исследователи – А. Сиротинин
[8], Р.Ю. Данилевский [9] и Э.М. Бескин
[10] – в качестве первого журнала называют
«Русский театрал» («Russische
Theatralen»). Издание
его предпринял в 1784 году артист
петербургской немецкой труппы Р.
Зауервейд для ознакомления Западной
Европы с положением в русском театре.
В журнале печатались тексты пьес, статьи
по истории немецкого театра в России,
отрывочные сведения о деятельности и
составе артистов русской, французской,
немецкой, итальянских трупп, выступавших
в Петербурге и т. д. Из печати вышло три
номера, и все же его нельзя назвать
русским театральным журналом: издававшийся
на немецком языке, он был рассчитан не
столько на немецкую диаспору в России,
сколько на читателя в Германии. Для
этого предполагалось основную часть
тиража пересылать за рубеж [11]. Однако
из-за отсутствия прочных книготорговых
связей между Россией и Германией, попытка
оказалась неудачной, тираж раскупался
плохо, поэтому номера выходили с задержкой
[12].
Два года спустя (в 1786 году) в России по
инициативе Екатерины II
Императорская Академия наук приступила
к изданию сборника «Российский феатр,
или Полное собрание всех российских
феатральных сочинений» (1786–1791, 1793–1794),
цель которого заключалась в публикации
как оригинальных, так и переводных пьес,
шедших на Императорской сцене. Несмотря
на то, что книги имели порядковую
нумерацию (вышло 43 части) и издавались
периодически, они не могут быть названы
журналами, но, несомненно, являются
прообразом сборника пьес – типа
театрального журнала, который появится
в XIX в. Также в этой связи
может быть назван сборник «Собрание
некоторых театральных сочинений, с
успехом представленных на Московском
Публичном театре», изданный в 3 частях
в 1790 году
Еще одним прообразом для театральной
периодики последующих эпох стали афиши,
которые типография императорских
театров, начиная с 1792 года, печатала и,
сложенные вчетверо, рассылала подписчикам.
Полного комплекта не сохранилось, но
известно, что в 1818 году афиши рассылались
почти ежедневно. Издание представляло
собой листы газетного формата, заполненные
только с лицевой стороны. В афишах
содержались анонсы вечерних спектаклей
и готовящихся премьер, указывались
действующие лица и исполнители, время
начала спектакля. Если сведений было
мало, то формат афиш мог быть уменьшен.
О подписке на рассылку этого издания
сообщалось в «Уведомлении»: «Особы,
желающие подписаться на афиши с февраля
месяца 1818 года по январь месяц 1819 года,
благоволят присылать для записки их
жительства и приема билетов для получения
афиш со взносом притом десяти рублей,
следующих за годовую подписку, в
театральную типографию <…>» [13].
Первые
театральные журналы
Развитие театра и театральной журналистики
продолжилось в начале XIX
века, однако в этот период в организации
театрального дела внедряются
бюрократические порядки. В «Уставе о
цензуре» (1804) говорилось о строгой
необходимости предъявлять в цензурный
комитет пьесы, готовящиеся к постановке.
В 1806 году московские театры также вошли
в систему императорских и подчинялись
единой дирекции, которая проводила
политику, соответствующую установкам
правительства.
Несмотря на бюрократические ограничения,
число театральных зданий для разнообразных
слоев публики в столицах увеличивается.
На развитие театральной сети влияло и
количество жителей. Например, в Петербурге
по сравнению с 220 тысячами человек в
1800 году, в 1825 году проживало уже 420 тысяч.
Почти вдвое увеличилось и население
Москвы.
Как отмечал современник, «театральные
зрелища уже и тем приносят важную пользу
обществу, что привлекают к себе людей
разных состояний, заставляют их проводить
праздное время в забавах, невредных для
общественного спокойствия. <…>
Усовершение нашего театра нечувствительно
переменило образ мыслей наших
ремесленников: тот из них, который за
несколько лет пред сим, имея излишние
деньги, пошел бы в буйстве убивать и
время и здоровье, идет теперь в театр.
Оно же обращает на себя внимание людей
большого света <…>» [14].
Цензурные ограничения, введенные в
театре, мало касались периодической
печати, поэтому театральная жизнь в
начале XIX в. получает
широкое освещение на страницах
литературно-художественных журналов
(«Вестник Европы», «Северный вестник»,
«Сын Отечества», «Благонамеренный» и
др.) и альманахов («Русская Талия»,
«Корифей» и др.).
В этот период в столицах складываются
кружки театралов-завсегдатаев. Драматурги,
переводчики, критики, общественные
деятели регулярно встречаются, чтобы
обсудить литературные и театральные
темы. Среди кружковцев были А.А. Шаховской,
Н.И. Гнедич, П.А. Катенин, А.А. Жандр,
А.Н. Оленин и др. В частности, драматург
князь Александр Шаховской стремился к
публичной дискуссии о театре, что стало
одной из причин организации в 1808 году
журнала «Драматический вестник».
Издатель отмечал в предисловии: «<…>
Видя, что наш театр занимает своими
успехами общество не только в одни часы
представления, но даже на обедах и
вечерних собраниях, где суждение об
авторах и актерах бывает часто предметом
разговора, мы решились быть издателями
сего журнала» [15].
Другой причиной создания журнала явилось
то, что первое десятилетие XIX
в. отличалось активным ростом количества
периодических изданий, в том числе и
отраслевых. Поэтому замысел «Драматического
вестника» был вполне в духе времени.
Журнал издавался в Петербурге и печатался
в типографии Императорского театра
небольшой тетрадкой. Изначально было
объявлено, что «Драматический вестник»
будет публиковаться объемом «по три
полулиста в неделю» [16]. Однако редакция
вскоре пересмотрела периодичность и
объявила в первом номере, что «вместо
прежних объявленных трех полулистов в
неделю будут издавать каждую среду и
субботу по одному полулисту, что составит
в год 52 листа или 104 №; с исходом же
каждого месяца господа подписавшиеся
будут получать еще два листа под названием
«Прибавления к “Драматическому
вестнику”», кои посвятятся единственно
наукам, словесности и художествам»
[17].
Журнал распространялся в Петербурге,
стоимость подписки составляла 12 рублей
в год. Однако «Драматический вестник»
был доступен и жителям других городов,
о чем свидетельствует объявление о
пересылке годового набора журнала за
15 рублей [18].
Свою задачу редакция «Драматического
вестника» видела в «беспристрастном
суждении о пьесах», обещая при этом
«переводить и извлекать из лучших
иностранных писателей драматические
правила и историю великих людей,
прославившихся своим искусством;
изыскивать со тщанием в древних сочинениях
все, касающееся до художеств, и, ежели
возможно, будем сими средствами
споспешествовать к отвращению дурного
вкуса, который <…> угрожает заразить
и нашу словесность» [19]. Как справедливо
отмечает Е. Некрасова (первая
исследовательница «Драматического
вестника»), «”Прельщать” читателя
собирались чередованием исторического
повествования о древнем или новом театре
с изложениями забавных происшествий,
а также помещением чисто литературных
материалов, которые в виде крыловских
басен, стихов Державина, Дмитриева,
Батюшкова, Жихарева, а также статей
Шишкова, Шихматова и др. действительно
украсили издание» [20].
Басни, стихи и статьи некоторых авторов
были опубликованы под истинными
фамилиями, однако основная часть
материалов печаталась под псевдонимами
или вовсе без подписей. Поэтому об
авторском составе «Драматического
вестника» не было известно современникам.
Много позже выявлением сотрудников
редакции занялся библиограф С.М. Бабинцев
[21].
Ближайшими помощниками князя Шаховского
в издании журнала выступили члены кружка
историка и государственного деятеля
А.Н. Оленина: Н.И. Гнедич (поэт и
переводчик), И.А. Крылов (писатель),
А.И. Ермолаев (археолог, библиограф),
В.Ф. Рыкалов (артист, содержатель
типографии), С.Н. Марин (поэт-сатирик),
Д.И. Языков (переводчик, директор
департамента Министерства народного
просвещения).
Журнал был задуман по обширной программе,
детали которой излагались в газетном
объявлении: «В состав сего периодического
издания войдут следующие предметы: 1.
Объявление о пьесах, назначаемых к
представлению на здешних театрах с
кратким описанием содержания новых
пьес. 2. Рассмотрение русских и иностранных
драматических сочинений, а особливо
новых с рассуждением об игре действовавших
в оных. 3. Правила драматического
искусства, избранные из лучших древних
и новейших писателей. 4. О древних и новых
театрах. 5. Рассуждение об одеяниях
(костюмах) и вообще о всех театральных
украшениях. 6. Известия и анекдоты,
касающиеся до славнейших драматических
писателей и актеров. Но как всякое
однообразие утомительно, то под названием:
7. Смеси, будут помещены разные отборные
мелкие сочинения в стихах и прозе. Под
сею же статьею при случае объявляемо
будет о вновь выходящих книгах, об
открытиях в науках и художествах, словом
обо всем, что достойно внимания
просвещенного общества» [22].
Таким образом, организаторы журнала
намеревались совместить в своем издании
материалы трех типов: информационно-исторические,
рецензионные и теоретические. Однако
при небольшом объеме достичь этой цели
было трудно. Каждый номер занимал не
более 16 страниц и состоял в основном из
двух публикаций. Например, в №2 была
размещена статья без подписи «Король
Леар, трагедия в пяти действиях» [23]
(пересказ пьесы, содержащий информацию
об история ее создания) и басни – «Дуб
и трость» и «Лягушка и вол» за подписью
К [24]. Следующий номер состоял из
продолжения статьи «Король Леар <…>»
[25] и закрывался «Надписью на освещение
эрмитажного театра <…>» Г.Р. Державина
[26].
Журнал перепечатывал много материалов
по истории и практики театрального
искусства. Большинство их принадлежало
перу Вольтера: «Об игре актеров», «О
комедии», «О правилах триединства:
действия, места и времени» и т.д. За
подписью И. под этими переводами скрывался
А.И. Измайлов, частый автор
литературно-художественных журналов
начала XIX века.[27]. Содержание
статей «Драматического вестника»
позволяет говорить о том, что журнал
был привержен неоклассицизму на русской
сцене и выступал с критикой сентиментализма,
ярким представителем которого являлся
Н.М. Карамзин. Шаховской высмеивает
пьесы, «где действие остановляется по
получасу, чтобы дать время какому-нибудь
низкорожденному благородному нравоучителю
высказать все то, что автор затвердил
из новых философов и чем он наполняет
две трети драмы <…>» [28].
Журнал с интересом был принят публикой,
однако его издание осложнял Цензурный
комитет: дожидаясь подписания в печать,
«Драматический вестник» регулярно
задерживался с выходом. Например, №№
100–104 за декабрь 1808 года увидели свет
лишь в апреле 1809 года
В деятельности журнала были и другие
проблемы. Например, сказывалось отсутствие
в редакции штатного рецензента: при
периодичности два раза в неделю
театральные события освещались не столь
часто, как это было бы возможно. Сотрудники
журнала касались игры только нескольких,
наиболее любимых, актеров. Также не
получило развития предложение редакции
публиковать анонимные статьи, написанные
зрителями. Всё это привело к срывам
редакционных планов и противоречиям
внутри коллектива.
В 1811 году появился еще один журнал,
посвященный сценическому искусству, –
«Журнал драматический», редактором
которого выступил этнограф и поклонник
театра М.Н. Макаров.
«Каждая книжка моего журнала, – говорилось
во вступительной статье, – будет
содержать в себе непременно одну или
две театральные пьесы, вновь переведенные
или сочиненные, достойные внимания
любителей театра, также <…>
биографические отрывки о жизни
знаменитейших в свете или достойных
почему–либо уважения театральных
писателей, актеров, авторов музыки для
опер, суждение об успехе сочинений,
правила театрального искусства,
критические замечания на некоторые
новые и старые театральные сочинения,
иногда рассуждения об игре актеров и
проч.» [29].
Издателем программа выполнялась, однако
журнал не вышел за рамки рядового
явления. Годовая подборка состояла из
12 книжек по 80-90 страниц и имела такой же
формат, что и «Драматический вестник».
Абсолютное большинство значимых
материалов здесь были заимствованы или
переведены с французского (равно как в
«Драматическом вестнике») [30]. Критический
отдел журнала не мог строго выполнять
свою задачу, потому что редактор в нем
часто помещал однообразные читательские
отклики на игру Е.С. Семеновой,
М.В. Воробьевой, А.С. Яковлевой и
др. При этом, как подчеркивает издатель,
он публикует письма, получив «личное
позволение» тех, против кого направлена
критика, поскольку показал им письма
до выхода журнала в свет [31].
Материалы, присланные читателями,
публиковались едва ли не в каждом номере.
Очевидно, этому способствовало и
обращение Маркова к публике с просьбой,
«что если кому угодно будет помещать в
драматическом журнале свои сочинения
или переводы, как театральные, так и
касающиеся до сего искусства, те
соблаговолили бы доставлять оные в
лавку пренумерации журнала прямо на
имя издателя. Также с особенною
благодарностью издатель примет, если
кто сообщит ему биографии: Ф.Г.Волкова,
первого основателя Российского театра,
г-жи Троепольской, гг. Попова,
Каллиграфа, Галаушева, Померанцева и
других известнейших российских актеров»
[32].
Обращение имело резонанс, поскольку
эти биографии появились в следующих
номерах [33]. Издатель журнала обещал
«порадовать публику дельной полемикой»
(в то время в театральной критике
разгорался спор между «карамзинистами»,
на стороне которых был Макаров, и
«шишковистами»). Однако дальше невнятных
замечаний он не двинулся. Если
«Драматический вестник» не только
информировал читателя о новинках русской
сцены, публиковал материалы о мастерстве
актера и рецензии, то «Журнал драматический»
проигрывал на этом фоне. Основным его
содержанием были пьесы и биографии.
Рецензии, как правило, принадлежали
читателям, захотевшим поделиться
впечатлениями от спектакля.
В конце 1811 года Макаров обратился к
читателям: «”Драматический журнал”
кончился. Издатель его благодарит
читателей благосклонных; а у неблагосклонных
просит извинения, если чем-нибудь (как
и легко статься может) не угодил им»
[34].
Отечественная война, а также усиление
деятельности цензурных комитетов
повлияли на то, что в издании театральной
периодики последовал перерыв до 1839
года. Театральные отделы исчезли и в
целом ряде литературно-художественных
журналов, но сохранились в полуофициальных
органах: в «Сыне отечества», «Северном
наблюдателе», «Благонамеренном». Время
от времени на литературном небосклоне
появлялись книги в нескольких частях
и альманахи, в которых публиковались
пьесы. Среди них: «Детский театр, или
Собрание пьес, представленных
воспитанниками в Университетском
благородном пансионе» (1802. ч.I–II),
сборник драматических переводов
Д.И. Вельяшева «Талия» (1810–1812), «Русская
талия, подарок любителям и любительницам
отечественного театра на 1825 год»,
«Драматический альбом для любителей
театра и музыки на 1826 год», «Драматический
альманах на 1828 год», «Российский феатр»
(1829), «Театральный альманах на 1830 год»,
«Талия» (1833) и др. В 1834 году издание
театральных альманахов было остановлено
тем, что явилась «Библиотека для чтения»
– журнал, печатавший помимо пьес,
повести, рассказы, романы и стихотворения.
Театральные журналы второй трети XIX
века
Публикаций в литературно-художественных
журналах, разумеется, было недостаточно,
чтобы удовлетворить вкусы любителей
театра. К 1830-м годам назрела необходимость
в возобновлении издания специального
театрального журнала. О трудностях в
его создании пишет Д.Г. Королев:
«Осложняло дело то обстоятельство, что
с 9 марта 1837 года фактически в течение
20 лет действовало решение, запрещающее
«дозволение новых периодических изданий
противу тех, какие уже существуют» [35].
Этот вопрос был на строгом контроле у
императора. И все же литераторы ухищрялись
издавать журналы под видом книг, как,
например, были созданы «Отечественные
записки» и «Русский вестник». По
аналогичной схеме продвигали свое
издание и организаторы «Репертуара
русского театра» И.П. Песоцкий и
В.С. Межевич.
С первых номеров издатели «Репертуара
русского театра» стремились к
удовлетворению разнообразных читательских
вкусов. Журнал состоял из шести разделов:
1.Драмы и трагедии; 2. Комедии; 3. Водевили;
4. Музыкальная хроника; 5. Музыкальные
пьесы; 6. Театральный репертуар [36].
В 1839 году в каждом номере публиковались
две или три пьесы разных жанров и давались
афиши московских и петербургских театров
[37]. Таким образом, на первом этапе
существования журнал предлагал
преимущественно пьесы для чтения и не
занимался анализом текущих театральных
событий.
Но ко второму полугодию 1839 г. тематика
журнала была расширена: появились
рубрики «Биография и некрологи»,
«Театральная хроника», «Потрет». На
следующий год издатель снова внес
изменения в структуру журнала, дополнив
его «Театральными анекдотами»,
«Картинками» и «Смесью» (театральные
известия, слухи, отрывки из комедий,
известия о приезжающих артистах и т.п.).
Театральную хронику в журнале вели
В.С. Межевич и В.Н. Строев, с
воспоминаниями о театре выступали
драматурги Р.М. Зотов и А.А. Шаховской.
Журнал имел успех с первых номеров. В
последней книге 1839 г. приводились «Имена
особ, подписавшихся на “Репертуар
русского театра”». В Петербурге их было
около 500, в Москве – 61, еще несколько
сотен в других городах и населенных
пунктах, среди которых Ахтырск, Астрахань,
Таганрог, Белозерск, Бериславль, Бахмут,
Вятка, Брянск, Вологда, Харьков, Уфа,
Чернигов, Чухлома и т.д. Плюс к подписавшимся
около 500 экземпляров взяли столичные
книгопродавцы, таким образом журнал
расходился тиражом порядка 2000 экземпляров.
Во втором полугодии 1840 г. в журнале
добавляются еще два отдела: «Театральная
мозаика» и «Провинциальные театры»,
содержавшие информацию о театрах Одессы,
Воронежа, Казани и Нижнего Новгорода.
В «Театральной мозаике» печатались
слухи и любопытные истории из жизни
зарубежного театра: «Лекен и Вольтер»,
«Импровизация Россини», «Вольтер и
Фрерон», «Шиллеровы лошадки», «Откуда
Шекспир заимствовал содержание своего
Макбета» [38].
В 1840 году драматург-водевилист, историк
театра Ф.А. Кони задумал журнал
«Пантеон русского и всех европейских
театров» как издание, конкурирующее
с «Репертуаром…». Главное отличие – в
нем должны были печататься не только
русские, но и переводные пьесы. Такая
программа, по утверждению Кони, была
продиктована заметным отходом литературы
1830–1840-х годов от театра.
Конкурирующие издания недолго
просуществовали параллельно и объединились
в 1842 году. Хотя новый журнал часто менял
названия [39], внутренняя его структура
оставалась многогранной. В 1844 году
появилась рубрика «Юмористика», где с
помощью сатирических жанров описывались
нравы столичной публики. Вплоть до 1856
года на страницах журнала появлялись
свежие пьесы. При этом соблюдалось
золотое правило: к печати дозволялась
лишь та пьеса, которая недавно была
поставлена на сцене (у театральной
публики XIX столетия была
замечательная традиция – перечитывать
произведение после просмотра спектакля,
а не наоборот). Кроме того, журнал
опубликовал сотни ценных статей по
истории и практике русского театра. Эти
материалы по сей день представляют
собой интересный и, увы, малоизученный
источник по истории отечественного
театрального искусства.
Двадцатилетнее непрерывное издание
«Репертуара и Пантеона» положило основу
традициям русской театральной
журналистики. После «Репертуара…»,
начиная с середины XIX
века, появится множество газет, журналов
и альманахов, посвященных театру. Описать
их все в рамках одной статьи невозможно,
поэтому целесообразно ниже вести речь
о развитии не каждого конкретного
журнала или газеты, а о развитии их
типов.
На основании целого ряда признаков
можно классифицировать известные нам
издания. «Репертуар и Пантеон» в этой
классификации, несомненно, относится
к типу толстого театрального журнала.
Основные черты этого типа: установившаяся
внутренняя структура в виде постоянных
разделов; широкий тематический охват
рубрик; книжный формат издания и большой
объем каждого номера; высокий теоретический
уровень оценки сценического искусства;
значительная социальная роль издающих
органов (издателей); сочетание материалов
различных жанров при явном преобладании
театрально-критических статей.
Толстый журнал – господствующий тип в
российской периодике XIX
века. На его создание повлияли, прежде
всего, социальные условия: при недостаточном
распространении книг и периодики в
провинции, издатели стремились объединить
в одном томе материалы разного характера:
научные публикации, литературно-художественный
сборник и политическую газету [40].
Библиограф Н.А. Ульянов так
охарактеризовал главные преимущества
журнала толстого типа: «За 7–10 рублей
получает подписчик 12 толстых книжек, в
которых опытная редакция преподносит
читателю самый разнообразный материал
для удовлетворения его любознательности.
Журнал до некоторой степени удовлетворяет
острую, особенно для провинции острую,
потребность – следить за умственной
жизнью всего человечества. Внес подписную
плату и на целый год обеспечен в этом
отношении статьями своего журнала»
[41].
Пятая книжка «Репертуара и Пантеона»,
выпущенная в 1844 году, содержала в качестве
приложения «Театральную летопись»,
состоявшую, в свою очередь, из двух
разделов – обзора иностранных театров
и обзора театров русских. При этом
русская часть разделялась на обзор
провинциальных театров, московских и
петербургских. Также была рубрика
«Разные известия». К «Театральной
летописи» был приложен портрет певца
Лабланша в роли Фигаро, «рисованный и
литографированный в Париже» [42].
Осенью 1844 года редакция решила издавать
«Театральную летопись» отдельно,
в виде газеты такого же книжного формата.
Это была первая в России театральная
газета и изначально она планировалась
как ежемесячное издание, однако это не
устраивало подписчиков. В газете
пропадала актуальность, поскольку на
ее страницах публиковались материалы
о событиях, которые давно прошли. Впрочем,
редакция по-прежнему считала своим
долгом сообщать обо всех событиях, о
которых сообщить не успела: «<…>
Статьи <…>, содержащие в себе обозрение
последних спектаклей прошедшего
театрального года, мы помещаем для
полноты прежних наших отчетов. Мы
остановились на 16-м феврале, как раз
перед масленицей, и потому представляем
теперь сначала статистику масленичных
спектаклей, а потом общий взгляд на них»
[43], – сообщал Межевич во вступительной
статье мартовского выпуска.
Вскоре издатели пересмотрели концепцию,
и газета, официально являясь ежемесячником,
печатала дополнительные номера – по
мере накопления материала. Газета
развивалась в сторону еженедельника,
что повлияло на увеличение подписки.
Первый номер «Летописи» вышел 1 января
1845 года Он содержал театральный дневник,
отчеты о первых представлениях
итальянской, французской и немецкой
трупп, письма из Парижа и Берлина, мелкие
известия и модную картинку [44]. На восьмом
номере (19 февраля) под предлогом отсутствия
в разрешенной программе издания такого
приложения, «Театральная летопись»
была запрещена. На самом деле, «наверху»
оказался неприемлемым резкий критический
тон, изначально взятый изданием. Власти
больше устраивали любительщина и
дилетантизм [45]. «Театральная летопись»
вновь стала разделом «Репертуара и
Пантеона». Как отмечалось в обзорной
статье о редакционной деятельности,
летопись представляет «подробные
известия о петербургских, московских
и обо всех провинциальных русских
театрах, равно как и о театрах иностранных»
[46]. Таким образом концепция газеты
вернулась в прежние рамки рубрики,
которая просуществовала до 1854 года.
Театральная
журналистика второй трети XIX
века
Толстый театральный журнал до конца
XIX столетия не мог постоянно
оставаться ведущим типом издания: его
существование не декларировалось
правительством, а являлось желанием
исключительно заинтересованного круга
людей – ревнителей театрального
искусства. Не раз в издании этого типа
наступали длительные паузы, как было,
например, после закрытия «Репертуара
и Пантеона» в 1856 году. Следующий толстый
журнал – «Русская сцена» под редакцией
надворного советника Н.В. Михно –
появился только через восемь лет, в 1864
году. Журнал сохранял основную структуру
своего предшественника, но уступал ему
в объеме.
В октябре 1864 года (в десятом выпуске
журнала) издатель объявлял о планах
редакции «приобрести в будущем году
корреспондентов во всех городах России,
где находятся театры» [47]. На тот момент
в редакцию регулярно присылали заметки
24 корреспондента из 16 городов, что не
могло полноценно отражать театральную
жизнь страны, поскольку к 1864 году
театральные представления давались
практически во всех провинциальных
городах и даже в крупных деревнях.
Редактором сообщалось, что в журнале
примут участие видные драматурги,
писатели, критики А.Н. Островский,
А.Н. Серов, А.Н. Плещеев, С.И. Турбин,
Н.А. Лейкин, Ф.Н. Устрялов и т.д.
Всего называлось 34 человека. Сложно,
впрочем, проследить, все ли названные
лица действительно сотрудничали с
«Русской сценой», поскольку многие
материалы публиковались под псевдонимами
или без подписи. Несмотря на кажущееся
обилие имен, авторский состав «Русской
сцены» был в несколько раз меньше, чем
состав «Репертуара и Пантеона» последних
лет существования. А в освещении
деятельности зарубежных театров «Русская
сцена» не могла даже приблизиться к
«Репертуару и Пантеону». Информация о
зарубежных театрах лишь изредка
появлялась на страницах издания. Статьи,
как, например, «Обзор немецких театров»
[48], были редкостью. Обещание сообщать
о жизни европейской сцены, редактор
исполнял перепечаткой заметок из других
журналов и газет.
В каждом номере на обратной стороне
титульного листа публиковалась программа
издания. Это делалось с целью пригласить
авторов к сотрудничеству, продемонстрировав
диапазон рубрик. Журнал состоял из трех
основных разделов: «1. Драматические
сочинения: комедии, драмы, трагедии,
водевили, отдельные сцены, в прозе и
стихах, оригинальные и переводные,
игранные на сцене и не игранные,
замечательные в художественном отношении.
2. История театра и музыки: статьи
относительно развития драматического
и музыкального искусств в России и в
Европе, и по предмету настоящего положения
театров и музыки; биографии и материалы
для биографий драматических писателей
и артистов, композиторов и виртуозов,
записки современников и воспоминания
о театре. 3. Театральная и музыкальная
летопись: обозрение всех пьес, даваемых
на сценах петербургских театров
(драматической, русской, французской и
немецкой; оперной: русской и итальянской,
и балетной); отчеты о московских театрах,
провинциальных и о театрах любителей;
обзор театров в других государствах;
обзор замечательных концертов; критика
и библиография сочинений по части
драматического искусства и музыки,
выходящих в России и за границею;
фельетон: театральные слухи и новости»
[49].
«Русская сцена» выступала в защиту
самобытного русского театра, лучшим
хранителем которого считала Островского.
«Произведения Островского по исполнению
идут в Воронеже лучше других, – отмечалось
в журнале. – Мы заметили особенную
симпатию со стороны актеров; этот факт
тоже отраден на провинциальной сцене»
[50].
С этого времени издание театральных
журналов почти не прекращалось.
Исключением следует считать 1863 и
1872–1873 годы, когда по цензурным ограничениям
театральные журналы не выходили. Однако
театральная журналистика в эти годы не
исчезла со страниц общественно-популярных
и литературно-художественных изданий.
А появившаяся вслед за этим театральная
пресса сохранила черты предшественников.
Во второй трети XIX в. все
большие группы населения втягиваются
в общественную жизнь. Отмена крепостного
права и другие реформы Александра II
вызвали противоречивую реакцию. При
таких условиях театр в передовых кругах
все чаще рассматривался как учреждение
нравственное, имеющее целью разъяснять,
в каком направлении следует развиваться
обществу.
Театром интересуется городская
интеллигенция (учителя, врачи, чиновники).
В университетских городах основной
костяк публики составляет студенчество.
Гимназистам посещение театра разрешалось
только в сопровождении родителей.
Интерес к театру рос и в кругах купечества,
прислуги, ремесленников, мастеровых.
Происходит дифференциация репертуара:
на сцене появляются новые жанры (и вместе
с ними – иные требования к мастерству
актера); театры выбирают для постановок
«свои» пьесы и т.д.
Окрепшая связь театра с литературой
привела к появлению журнала – сборника
пьес. В нем печатались
драматические произведения, имеющие
популярность на западе и в российских
столицах. Благодаря доступности изданий
по подписке, модные произведения быстро
проникали в провинцию, где ставились
на сценах местных театров. Этот тип
журнала был представлен двумя изданиями:
«Драматическим сборником» (1858–1862)
и «Собранием театральных пьес»
(1858–1859). Журналы просуществовали недолго,
хотя и оставили след в истории русской
драматургии. На страницах «Драматического
сборника» впервые были опубликованы
пьесы А.Н. Островского, И.С. Тургенева,
А.Ф. Писемского и др.
Развивались и другие виды театральной
периодики. Растущая популярность театра
сформировала у публики более широкую
потребность в информации, что привело
к появлению рекламного типа издания.
Публика желала видеть обзор предстоящих
театральных спектаклей, знать об
изменениях в репертуаре и в составе
исполнителей. Помимо того, афиша помогала
развиваться драматургам и артистам. С
их стороны тоже была немалая
заинтересованность в периодике этого
типа, что отметил современник: «Для
молодого и немолодого автора афишка
есть первый шаг к бессмертию. С каким
радостным трепетом бьется сердце
молодого человека, когда впервые имя
его появляется перед публикой <…>.
Афишка для автора – трон или плаха! <…>
Для актера афишка почти то же, что и для
автора <…>. Он никому не уступит права
составить афишку для бенефиса своего;
он сам обдумает ее, как методическую
диссертацию, с подразделениями и
категориями <…>» [51].
Афиши императорских театров служили в
провинции доказательством того, какой
репертуар разрешен в столице. Местный
полицмейстер, сверяясь с афишами,
принимал решение, утверждать спектакль
или нет [52]. Особенно привлекательными
в этой связи были афиши московских
театров, поскольку здесь репертуар
контролировался менее строго, чем в
Петербурге.
Как отмечалось выше, прообразом этого
типа издания стали афиши, печатаемые в
типографии Императорских театров и
рассылаемые по частным адресам. Во
второй трети XIX в. афиши
появляются и как приложение к журналу
«Репертуар и Пантеон». Они не раз меняют
свое название: «Репертуар С.-Петербургских
и Московских русских театров» (1839-1841),
«Репертуар русской сцены» (1850-1856) и т.п.
В 1864 году в Москве попытку издания афиш
в виде самостоятельной газеты предпринял
А.Н. Баженов. Газета называлась
«Театральные афиши и Антракт» и
состояла из двух частей. В первой
публиковались непосредственно анонсы
предстоящих спектаклей, во второй
(«Антракт») – театральные новости,
критика, «Смесь».
«Театральные афиши» выходили ежедневно,
«Антракт» – только в дни спектаклей.
При этом варьировалось название газеты:
«Театральные афиши» либо «Театральные
афиши и антракт».
В отличие от предшественников, когда
афиши являлись приложением к еженедельнику
или газете, Баженов организовал обратный
вариант. «Антракт» являлся газетой при
афишах. Его программа, структура, формат
соответствовали типу информационного
издания, прообразом которого была
«Театральная летопись» (1845).
Тип информационной театральной
периодики станет особенно популярным
на рубеже XIX–XX
вв., после отмены в 1882 году монополии
императорских театров и в связи с
появлением множества частных, коммерческих
театральных сообществ и антреприз. Во
второй же половине XIX века
театр оставался строго регламентированным.
И хотя потребность публики в информационном
издании назрела давно, многие проекты
их издания не были утверждены. К примеру,
в 1846 году поэт и переводчик Э.И. Губер
подавал прошение министру двора с
просьбой позволить ему издание
«Театральной газеты». Ответ министра
можно считать хрестоматийным: «Без того
так много пишут вздора в журналах, что
нет никакой надобности умножать число
сих изданий» [52]. Вероятно, попытка
Баженова создать театральную газету
тоже не имела бы успеха, если бы не отмена
в 1862 году цензуры на театральную критику.
Но все равно сохранялась монополия
императорских театров, поэтому в 1860-е
годы подавать информацию о театре можно
было лаконично, без авторских, содержащих
резкую оценку комментариев, что и удалось
делать Баженову на протяжении двух лет
издания газеты.
Основное место в газете занимали обзоры
столичных спектаклей, заметки,
корреспонденции из провинции, «Смесь».
Закрывался номер рубриками «Зрелища и
увеселения» (краткая информация о
предстоящих спектаклях) и «Частные
объявления». Изредка публиковались
короткие пьесы.
Баженов предполагал, что газета будет
распространяться во время антрактов,
когда «истомленный продолжительной
перестановкой декораций в процветавших
тогда постановочных пьесах, зритель
начнет вертеть в руках афишные листы
и, прочитав объявление об оркестре в
общей зале Барсовской гостиницы <…>,
удостоит вниманием и статью редактора»
[53].
По словам А.Р. Кугеля, «Антракт» –
издание, подобного которому «не было в
истории русской журналистики ни по
форме, ни по содержанию, ни по издательским
приемам» [54].
В последующие периоды к информационному
типу театрального издания будут
относиться не только газеты, но и журналы.
Театральная
периодика последней трети XIX
века
В последней трети XIX
столетия в театральной периодике
укрепляются уже существующие типы
журналов и к ним добавляется новый тип
– библиографические указатели.
В издании театральных журналов и газет
с 1876 года не возникает пауз, количество
печатных органов растет, между ними
усиливается конкуренция.
Как уже отмечалось, в 1862 году на газетную
театральную критику была отменена
предварительная цензура. До этого
периода пресса «не имела права
самостоятельно трактовать о действиях
театральной дирекции. Все статьи,
касающиеся ее, отсылались цензурой на
предварительный просмотр администрации!..»
[55]. В 1882 году закончилась монополия
императорских театров, вследствие чего
на столичных сценах появились первые
коммерческие (антрепризные) спектакли.
Эта реформа имела масштабные последствия
не только для императорского, но и для
провинциального театра. Если в 1875 году
в провинции насчитывалось 35 театров,
то к концу века их было, по разным
подсчетам, от 200 до 300. «Без театра
немыслима теперь жизнь сколько-нибудь
сносного города, – отмечает в 1879 году
современник. – Сценическое дело развилось
так, что у нас насчитывается до двухсот
частных и клубных театров, платящих
поспектакльный гонорар авторам. Все,
что касается театра, интересует публику
чрезвычайно» [56]. Антреприза становится
основной формой ведения театрального
дела: возможность аренды сценической
площадки приводит к тому, что на столичных
сценах выступают провинциальные труппы
и наоборот. Следовательно, провинция
чаще видит творчество гастролирующих
артистов императорской сцены, а столичные
театры «подпитываются» творчеством
провинциальных самородков. Например,
в этот период столицу покорили
В.Ф. Комиссаржевская, Вс.Э. Мейерхольд,
Н.Н. Соловцов, М.Г. Савина, В.Н. Давыдов,
В.Н. Андреев-Бурлак и др.
Государственная политика по контролю
сферы искусств смягчилась. Драматурги
и издатели получили гарантии от произвола
цензоров и возможность отстаивать свои
интересы в правовом режиме. Раскрепостилась
и театральная критика.
Под влиянием реализма в искусстве
появляется интерес к народному театру,
к национальной истории, быту. На сцене
воссоздается «дух эпохи», приобретают
историческую конкретность декорации
и костюмы. При этом не пропадает интерес
к классикам зарубежной драматургии –
постановки пьес Шекспира, Шиллера,
Лессинга, Мольера, Бомарше, Кальдерона
и Лопе де Веги составляют основу
репертуара Малого и Александринского
театров.
Период 1880–1890-х годов В.И. Немирович-Данченко
называл «эпохой истинного царства
актеров»: вслед за Ермоловой, Федотовой
и Ленским гордостью Малого театра стали
А.И. Южин, Ф.П. Горев, Е.К. Лешковская;
Александринского театра – М.Г. Савина,
В.Н. Давыдов, К.А. Варламов,
В.В. Стрельская.
Созданная система канонов
и принципов сценической деятельности,
достижения русского театра последней
трети ХIХ
века повлияли на тип толстого театрального
журнала. Структура журналов формально
оставалась прежней (пьесы, афиши,
рецензии, отклики на спектакли), но
расширилась тематика театрально-критических
разделов. Чаще появляются материалы о
мастерстве актера, о творчестве художника
сцены и режиссера, рассматриваются
детали сценического процесса: музыкальное
оформление спектакля, взаимоотношения
антрепренеров и артистов, трудности
провинциальных театров.
К ведущим журналам этого
типа относятся: «Театральная
библиотека» (М.,
1879-1880), «Дневник русского
актера» (СПб., 1886),
«Артист»
(М., 1889-1895), «Дневник
артиста» (М., 1892-1895),
«Театральная библиотека»
(М., 1891-1898) и «Театрал»
(М., 1895-1898). Особое место занимают издания
«Театр и искусство»
(СПб., 1897-1918) с приложениями и «Ежегодник
императорских театров»
(СПб., 1892-1915).
«Театральная библиотека»
появилась после долгого отсутствия
толстых журналов в театральной периодике.
Как отмечал издатель, «было время, когда
театр и сценическое искусство давали
у нас материал для специальных изданий.
Не больше как двадцать пять лет назад
выходили толстые журналы, исключительно
посвященные театру и драме. С тех пор,
кроме одной попытки в начале 60-х годов,
не являлось ни одного ежемесячного
театрального издания» [57].
Журнал не менял своей программы, был
строго сформирован и соответствовал
названию. Издание «должно представить
со временем целую “библиотеку”, –
писал Н.А. Шаповалов, – и по репертуару,
и по изучению всех сторон сценического
мира» [58]. «Театральная библиотека»
имела книжный формат, ее объем (25-30
печатных листов) и внутренняя структура
приближались к «Репертуару и Пантеону».
Каждый номер открывался публикацией
пьес; затем следовал всесторонний обзор
театральной жизни, представленный
рецензиями, хроникой, корреспонденциями
из провинции; статьи теоретического
характера, биографии и переводы [59].
Кроме того, журнал публиковал театральные
документы, например: «Список пьес,
дозволенных драматической цензурой к
представлению безусловно и с исключением
за время от 1 января до 1 сентября 1879
года» [60].
На этом фоне московский
журнал «Артист»
(1889-1895) не стремился отыскать для
публикации несправедливо забытые пьесы,
отмечая, что печатает драматические
произведения «преимущественно те,
которые исполняются на столичных сценах»
[61]. Несомненным достоинством журнала,
выделявшем его на фоне остальной
периодики, была оригинальная верстка
(с множеством рисованных виньеток) и
замечательное оформление. На вклеенных
мелованных страницах журнал печатал
репродукции, планы декораций, фотографии
из спектаклей и т.д.
Издателем журнала являлся
Ф.А. Куманин, который обстоятельно
взялся за новое дело: он приглашал к
сотрудничеству авторов, рассылая
отпечатанные типографским способом
письма. Уже в первый год издания авторский
состав журнал насчитывал около сотни
человек, в нем принимали участие
П.Д. Боборыкин, В.Г. Короленко,
Н.А. Котляревский, Вл.И. Немирович-Данченко,
А.Н. Плещеев, Н.А. Римский-Корсаков,
А.И. Сумбатов (Южин), П.И. Чайковский,
А.П. Чехов, И.В. Шпажинский, художники
– А.Е. Архипов, С.А. Виноградов,
Н.А. Клодт, К.А. Коровин, М.В. Нестеров,
В.Д. Поленов, И.Е. Репин и др. И хотя
«Артист» имел подзаголовок
«Театральный, музыкальный и художественный
журнал», основное место в нем уделялось
театру, хотя и печатались периодически
рассказы, статьи о музыке и живописи
[62]. Ритм выхода журнала был приноровлен
к театральной жизни: «Журнал выходит
ежемесячно в течение зимнего сезона (7
раз в год с сентября по апрель) книжками
большого формата» [63].
Вместе с Ф.А. Куманиным у истоков
журнала стоял С.А. Юрьев – старейший
журналист, легендарный основатель
«Русской мысли». Однако, написав
вступительную статью, он не дожил до
выхода первого номера. Тем не менее, им
были определены цели и задачи издания:
«Мы желаем, чтобы наш журнал стал <…>
органом общей работы всех, по возможности,
сил, желающих и способных содействовать
совершенствованию драматического
искусства и русской сцены. Поэтому мы
приглашаем участвовать в нашем участвовать
в нашем журнале своими трудами русских
писателей, драматургов, артистов сцены,
режиссеров, художников и декораторов
<…>, прося их сообщать нам для
напечатания их сочинения, их теоретические
и критические статьи, замечания и разного
рода сообщения, касающиеся вопросов
драматической литературы, истории
театра, эстетики, сценического искусства
с его отраслями, декоративной, костюмерной,
хореографической – словом, всей жизни
театра во все времена и во всех странах»
[64].
Помимо собственно театральной критики
(рецензии, обзоры, исторические экскурсы,
биографии) печатались обильная хроника
текущей жизни театров по всей России и
информация о новых пьесах. Две-три
драматургические новинки помещались
в конце каждого номера в качестве
приложений. Таким образом, львиная доля
печатного текста и иллюстраций отдавалась
театру, значительно меньшая – музыке,
еще меньшая – изобразительному искусству
[65].
Были определены постоянные
отделы журнала. С первых страниц, как
правило, после цветной вклейки-гравюры,
печатались пьесы и рассказы (нередко –
с продолжением), ноты, стихотворения,
помещались мемуары о выдающихся актерах
и театрально-теоретические статьи
(например, о способах наложения грима,
освещении, драпировки сцены). Это
был первый театральный журнал в России,
который ввел на своих страницах
«Режиссерский отдел» – статьи по теории
театра. В этом же разделе в
1890 году было опубликовано исследование
К. Шиловского-Лошивского «По поводу
заметки о мимике и гриме г. Ленского»,
где автор рассматривал особенности
гримировального дела, подбирал грим к
наиболее популярным сценическим образам.
При этом важно учитывать, что театроведение
как наука еще не сформировалось, и работ
по теории театра было крайне мало [66].
Публикации Шиловского появлялись и в
последующих номерах.
Вторую часть журнала занимали
«Современное обозрение» и «Хроника».
«Современное обозрение» рассматривало
деятельность как столичных, так и крупных
провинциальных театров. Основными
жанрами здесь были рецензия и обозрение:
корреспонденты «Артиста» выступали с
оценкой оперных, балетных, драматических
постановок, симфонических концертов,
художественных выставок… Отличительной
чертой рецензий этого издания был
теплый, доброжелательный тон. Например:
«Будем надеяться, что труппа наша,
освеженная приливом новых сил, под
опытным руководством, избавится от
своего главнейшего недостатка отсутствия
ансамбля на первых представлениях», –
писал рецензент [67]. Далее в журнале
помещалась «Хроника», состоящая из
коротких заметок. В качестве заголовков
выступали названия городов, где состоялась
премьера, бенефис, или концерт. Нередко
указывались доходы артистов, информация
о наборе новых трупп или пути следования
антрепренеров. Такая информация
интересовала не только столичных, но и
провинциальных деятелей сцены, повышала
тираж издания.
В 1891 году у «Артиста»
появилось два приложения – «Дневник
артиста» (1891-1895) и
«Театральная библиотека»
(1891-1895). Изначально «Дневник артиста»
задумывался как орган, посвященный
исключительно провинциальному театру,
поскольку в редакции «Артиста» о
периферийных русских театрах накапливалось
множество корреспонденций, которые за
время летнего сезона, когда не выходил
журнал, устаревали [68]. Другое приложение
к «Артисту» – «Театральная библиотека»
– основное внимание уделяла публикации
пьес [69]. Хотя хроника, биографии и
справочный отдел занимали вторую, но
меньшую часть издания. Эти приложения
были взаимодополняющими журналами со
сходной тематической структурой, что
делало их цели и задачи размытыми. С
закрытием «Артиста» в 1895 г. «Театральная
библиотека» поменяла свое название на
«Театрал» (в 1896-1898 – вновь «Театральная
библиотека»). «С того же времени он
составляет совершенно самостоятельное
от “Артиста” издание, – отмечалось в
редакционной статье. – И выходит
по-прежнему под редакцией Ф.А. Куманина»
[70]. «Театральная библиотека» помимо
смены названия изменила концепцию. Как
сообщал редактор, произошло это на
следующих основаниях: «1) Месячный срок
выхода журнала представляет значительные
неудобства. Нередко случалось, что мы
лишены были возможности поместить пьесу
одновременно с ее постановкой на сцене.
Появление пьесы откладывался на целый
месяц <…>. В виду этого мы исходатайствовали
разрешение выпускать наш журнал <…>
50 раз в год. При этом мы не будем
придерживаться еженедельного срока
выхода журнала, а поставим срок выхода
книжек в зависимость от количества
вновь появляющихся в репертуаре пьес.
<…> 2) Частый выход книжек придаст
больший интерес текущим новостям,
которые при ежемесячном выходе журнала,
теряют силы своевременности и являются
часто слишком запоздалыми» [71].
Журнал издавался до 1898 года,
однако в 1897 году у него появился конкурент
– еженедельник «Театр
и искусство» с
приложениями разного характера. Вплоть
до революции 1917 году «Театр и искусство»
будет оставаться ведущим театральным
журналом.
По отношению к журналам –
сборникам пьес
наметился спад читательского интереса.
К концу XIX
века этот тип немногочислен. В числе
изданий – приложение к журналу «Родина»
«Домашний театр»
(1895–1904) и «Европейский театр»
(1890), преобразованный в 1891 году в
«Театральную библиотеку». В том же
году вышло 2 тома «Театральной библиотеки»,
в которой было опубликовано 30 пьес.
Однако в дальнейшие годы пьесы в журнале
стали вытесняться хроникально-информационными
рубриками. Интерес к драматическим
произведениям снижался. «Толстые
журналы, – писал П.Д. Боборыкин, –
еще не так давно печатавшие комедии и
драмы в стихах и прозе в отделе
беллетристики наравне с романами,
повестями и рассказами, стали уклоняться
от этого, так что последнее десятилетие
даже и для талантливых оригинальных
произведений в драматической форме
чрезвычайно трудно было проникать в
крупные органы» [72].
Таким образом, в театральной
периодике этого периода основное место
по-прежнему занимал толстый театральный
журнал. Однако по сравнению с предшествующим
периодом он испытывали все более
нарастающую конкуренцию со стороны
театральных газет. Помимо того, постоянные
театральные рубрики стали появляться
и на страницах общественно-политических
изданий. Все это создавало конкуренцию
и к началу ХХ века эти формы журналистики
почти вытеснили толстый театральный
журнал. Ему на смену придут журналы
меньшего объема, но тех же типов, которые
господствовали в XIX
веке среди театральных газет.
Периодические издания
информационного типа
отличаясь версткой и внутренней
структурой, ставили, как правило,
одинаковые цели. У них не было возможности
существенно повлиять на развитие
театрального дела, но их задача заключалась
в информировании читателей о новостях
театрального мира и публикацией
популярных статей. К изданиям этого
типа относятся: «Театральная газета»
(М. 1876), «Суфлер» (СПб., 1878-1886), «Антракт»
(СПб., 1882), «Петербургские
отголоски» (СПб.,
1884–1885), «Театральный мирок»
(СПб., 1884-1893), «Дневник театрала»
(1889-1891), «Театральная
газета» (СПб., 1893),
«Театральный указатель»
(СПб., 1896–1898) и др. В становлении этой
группы периодики были свои проблемы.
Так, появившаяся раньше других «Театральная
газета» обещала стать «органом публики,
в высоком значении этого слова.
Служить ей одной, охраняя в то же время
интересы искусства» [73]. Но сделаться
таким органом ей не удалось. В газете
редко появлялись собственные театральные
новости: как правило, заметки
перепечатывались из других газет [74].
Кроме того, много места в газете отводилось
для публикации пьес [75].
В 1878 году с рядом ограничений столкнулись
создатели газеты «Суфлер». Как
отмечалось в пробном номере, «издание
“Суфлера” отложено почти на год <…>.
Приостановка издания встречена в
провинции с сожалением. Мы получили
много писем, авторы которых (в большинстве
– провинциальные артисты и антрепренеры)
<…> напоминают, что за прекращением
«Музыкального света» в настоящее время
в России нет буквально ни одной театральной
газеты» [76]. Однако, выйдя через год,
газета прекратила свое существование
спустя несколько номеров.
К концу XIX века в издании
информационного типа периодической
печати такие неудачи случались все
реже, появлялись газеты-долгожители.
Например, еженедельник
«Театральный мирок»
(1883-1894), издававшийся в разные годы
А.А. Плещеевым, П.Ф. Левдиком и др.
Газета ставила своей задачей откликнуться
в коротких заметках на все события
театральной жизни, не затрагивая
серьезных творческих проблем. Она
печатала отрывки пьес, рассказы из
актерской жизни, мемуары и интервью с
артистами, корреспонденции из провинции.
В этот период также укрепился рекламный
тип изданий: «Московский
дневник зрелищ и объявлений»
(1882–1884), «Афиши и
объявления» (М. 1883),
«Ежедневное либретто»
(1898–1913). «С.-Петербургский
дневник зрелищ и объявлений»
(1884–1885), «Театральный
указатель» (СПб.
1896-1898) и др.
В 1894 году как приложение к
«Театральной библиотеке» появилась
газета «Справочный
листок для сценических деятелей»
– издание, открывшее в отраслевой
периодике по театру тип библиографических
указателей. Газета создавалась в
тот период, когда росла роль антрепризы,
появлялись общества драматического
искусства, увеличивалось количество
гастролирующих актеров. Объявления о
поиске ангажемента либо о приглашении
актера на роли того или иного амплуа
все чаще появляются на страницах
театральной и общественно-политической
периодики. Первой такую информацию
стала публиковать «Театральная газета»
в 1876 году [77]. Посвятить объявления
отдельную газету решились Е.Е. Корш
и Ф.А. Куманин – создатели «Справочного
листка сценических деятелей» (М.,
1894-1895).
Своей целью газета ставила «доставление
справочных сведений, необходимых для
сценических деятелей и для всех лиц,
имеющих то или иное отношение к
театрально-музыкальной деятельности.
<…> “Справочный листок” является
связующим звеном между интересами
сценических деятелей. При этом, однако,
“Листок” дает исключительно справочные
сведения, но не принимает на себя никакого
другого посредничества между своими
читателями, в смысле рекомендаций и
вообще устройства их дел» [78].
Газета выходила еженедельно во время
великопостного сезона, когда «по
преимуществу заключаются ангажементы»
[79]. Однако «по мере надобности» выпускались
дополнительные номера. Адреса, доставляемые
сценическими деятелями, помещались в
газете бесплатно.
К типу библиографических указателей
этого периода относится и приложение
к «Театру и искусству» – «Словарь
сценических деятелей» – периодическое
издание, помещавшее на своих страницах
в алфавитном порядке сведения о выдающихся
артистах, как ушедших, так и современников
[80].
Если попытаться в общих чертах
охарактеризовать формирование типов
театральных журналов, чтобы выяснить
их специфические особенности, можно
заметить закономерность. В конце XVIII
и в первой половине XIX в.
театральная журналистика занималась
преимущественно драмой и была обращена
к литературе (формируется тип толстого
журнала и сборника пьес); во второй
половине XIX в. театральная
критика делает упор на анализ соотношения
сцены и действительности, театр
рассматривается в системе общественной
жизни и быта, популярность получают
информационная театральная периодика
и рекламный тип изданий. В начале ХХ в.
формируются внутритеатральные издания,
театральная журналистика все больше
сопрягается с философией и эстетикой.
В целом дореволюционная театральная
периодика представляет собой интересное
общественно-культурное явление: она
отражает объективный ход русской
театральной мысли, историю развития
театра в России и характер общественных
отношений. К началу ХХ века резко снизится
количество толстых театральных журналов,
однако наиболее массово
будет представлен информационный тип
журналов и газет. Предпосылки для столь
широкого развития этого типа были
созданы самим ходом культуры, поскольку
в тот период повышается интерес к
различного рода увеселительным
заведениям, кафе-шантанам, кинематографу
и т.д. Очередной скачок произойдет
в издании рекламной периодики. Появятся
сотни новых журналов и газет, посвященных
театру, однако это уже тема следующей
публикации.
Источники
6. Асеев
Б. Истоки русской театральной критики
// Вопросы театрального искусства: Сб.
научн. трудов. – М. 1975. – С. 109-110.
7.
Подробнее о развитии театральной критики
в этот период см.: Асеев Б.Н. Русский
драматический театр от его истоков до
конца XVIII
века: Учебн. пособие. – М., 1977. – С. 531-559.
11.
Russische
Theatralen.
– 1784. – №1. – С.2.
12.
Сиротинин А. Первый театральный журнал
в России. // Артист. – 1890. – №.7. – С. 44.
21.
Бабинцев С.М. Указ. соч. – С.253-266
64. Юрьев
С. <Журнал «Артист»> // Артист. – 1889.
– №.1. – С.1-2.