|
|
|
|
Наталия Лаптева
|
Наташа часто с горечью повторяет, что она "рабски копирует натуру", ничего другого не может и копии при этом выходят жалкими и беспомощными. Так она говорит. И названия буквально всех ее работ подтверждают этот ее "рабский" творческий метод: "Осень", "Зима", "Айва", "Каштан", "Лист", "Дерущиеся мальчики", "Спящий мальчик", просто "Мальчик".
Ну понятно, все лето на даче и три сына - что еще видит несчастная? И как заведенная лепит и красит. И остановиться не может. Не в состоянии прекратить бесконечный процесс рефлексии, отражения той действительности, с которой ее свела судьба или, если хотите - рок. И мучается этим до слез. Не вру, много раз сам видел… Как каторжник, прикованный к ядру. Правда, сравнение с каторжником не совсем подходит - художник со своим индивидуализмом скорее похож на Сизифа, обреченного вкатывать на гору камень, который, едва достигнув вершины, срывается вниз. Но "сизифов труд" бесплоден, а муки художника, особенно художника "малых форм" - это беспрерывные роды. Так что, возможно, мучается она не потому, что НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ, а оттого, что непрерывно ПОЛУЧАЕТСЯ.
В основе ее очень смелых поисков и находок лежит безграничная любовь к природе, но не ко всей сразу, а к каждой отдельной травинке, цветку, плоду. Много лет она постоянно рисует и лепит все те же гранат или айву… Любовное и тщательное изучение объекта ее внимания приводит к пониманию, даже знанию, которые в свою очередь ведут к свободе. Эти линии и выпуклости-вогнутости, пятнышки цвета и фактуры входят в нее, живут в ней очень давно (несмотря на небольшие года ее) и просятся стать обожженной и крашеной глиной только тогда, когда уже звучат в ней музыкальной темой. Она очень любит музыку. Очень разную.
Такой тип художника, как она, я бы сравнил с зеркалом, на котором отражение появляется не сразу, а скажем, через полгода. И среди зимы из толщи этого таинственного стекла вдруг появляется цветок, в котором мы узнаем все лето. Она довольно быстро работает, но это потому,
что главная часть этой работы, невидимая, внутренняя, уже проделана. Остается только вылепить и покрасить. Но красит и обжигает она даже самый маленький флакончик-листик
и пять, и шесть, и более раз, добавляя ему все новые свойства и все более наделяя его способностью к самостоятельной собственной жизни.
Сергей Шихачевский
См. также: Наталия Лаптева. Керамика. Выставочный зал журнала "Наше Наследие"
|
|
|
|
|