|
|
|
|
Соня Дешалыт
|
Соня Дешалыт родом из Витебска: "Детство в Витебске - любимое время моей жизни". Это белорусское местечко - не столько география, сколько история, причем история большого искусства. И даже в застойные годы ХХ века городским отцам-партийцам,
со всеми их райкомами и системой идеологического давления, не удавалось вытравить
из этих мест миф о Шагале и Малевиче. Кажется, еще бродил окраинными слободками шагаловский мужик с петухом, еще играли свадьбы в облаках пышные невесты и зача-рованные юноши. И, как во многих тогда провинциальных художественных заведениях,
в Витебском педагогическом институте, где училась Соня Дешалыт, еще жила вполне
добротная академическая школа с серьезной натурной и композиционной работой,
а живопись преподавал Феликс Гумен, создавший в Витебске свою акварельную школу.
Акварель, с ее диапазоном возможностей - от мгновенной фиксации впечатления до
миниатюрной разработки сложносочиненного сюжета, с включением рисунка в ткань
живописи, - стала главной техникой художницы.
"Дети - мои любимые люди на земле, настоящие люди, без наслоений".
С переездом в Москву начинается период работы в Детгизе. Мечта рисовать книжки о детях и для детей оборачивается
тяжкой работой порой с некачественными текстами, косными требованиями редакторов и нереальными сроками.
Детская тема становится одной из основных для художницы
в ее портретах и композициях, уже не книжных, а станковых. Дети на ее портретах важные и серьезные, в них есть характер и образ - то "обещание на рассвете" (по Ромену Гари), ко-торое дает ребенку возможность состояться уже во взрослом мире, сохранив любовь и способность радоваться и творить.
"Исхожу из нежного отношения к людям" - это Соня обо всех своих работах. Жанр большинства ее работ - что-то вроде композиционного портрета. Безукоризненные по физическому и психологическому сходству, они развернуты в сцены, происходящие в пространстве воспоминаний и сновидений.
Персонажи - реальные люди, просто их внутреннее состояние проецируется вовне, отчего пейзажи и интерьеры ста-новятся несколько парадоксальными.
Собственно пейзажи у С.Дешалыт хороши уже тем, что в них напрочь отсутствует традиционный подход к пейзажу и она рисует его только тогда, когда просто не может пройти мимо. Так появляются ночной пейзаж с репейниками, дача с бомжиком, куст в Израиле - зарисовки с конкретным, ясным мотивом, где у растений и домов не меньше характера, чем у людей. В акварели "Пейзаж с кошкой. Витебск" - простое сочетание локальных пятен дает ощущение почти мистическое.
Пожалуй, самые глубокие и наименее литературные работы Сони - портреты близких. Духовный контакт с натурой - драгоценное состояние художника, когда он словно впускает зрителя в мир своих привязанностей, позволяя увидеть новый ракурс, смену настроения, изменчивость знакомого образа. Из портретов дочери можно было бы составить отдельную выставку акварелей Сони Дешалыт, и мы не увидели бы повторов.
В работах последнего времени видна тенденция к упрощению выразительных средств, меньше подробностей, больше доверия к зрителю. Герои этих листов не рядятся арлекинами и коломбинами, у них своя история и драма, никогда не переходящая в трагедию, и это тоже один из постоянных принципов Сони Дешалыт.
Вероника Гаранина
|
|
|
|
|