Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

ПО ТЕЧЕНИЮ И ПРОТИВ

Международный пленэр «Арт-Югра 2007» объединил художников Г.Райшева, А.Бачурина (Ханты-Мансийск), И.Камянова, Т.Петрову, В.Гаранину (Москва) и А.Бобкина (Голландия) в новом проекте сибирского искусствоведа В.Назанского, который представлен в выставочном зале «Наше наследие». «По течению и против» — не только выставка оригинальных произведений, созданных по впечатлениям от путешествия по рекам Иртыш, Обь, Северная Сосьва, но и диалог различных художественных традиций, школ, стилей и новаций.

Любое путешествие — это вызов, это проверка готовности воспринять новое или увидеть в новом ракурсе старое. Международный художественный арт-пленэр, проведенный по инициативе департамента искусства Югры, был задуман как эксперимент — на десять дней четыре десятка художников из разных городов России, а также из Финляндии, Дании и Чехии оказались вместе на теплоходе «Римский-Корсаков», который шел по Иртышу, Оби, по реке Сосьва. Теплоход причаливал г поселкам, большим и малым, художники выходили на берег, рисовали, писали этюды, пытались запечатлеть сегодняшнее течение жизни на Сибирской земле.

«Для меня пленер — это сначала вживание в новое пространство. Новое небо, вода, новые запахи. Что мое, что не мое. Потом — моя реакция на все это как художника, т.е. собственно рисование. Сначала по течению, потом против» (Игорь Камянов).

Для участия в пленэре были приглашены художники, существующие в разных, можно сказать, в параллельных культурных контекстах. Художники именитые, имеющие звания, и рядовые члены творческих союзов, и студенты — все они были поставлены в ситуацию «быстрого реагирования»: надо было в течение короткого времени поймать импульс, идущий от натурного мотива, — и ответить готовым произведением, которое можно будет представить на выставке.

«...Я думаю, все мы будем ещё долго обращаться к мотивам, увиденным там, и летать во сне над царственным разливом Оби, слушая бесконечные тихие споры воды и берегов, то отнимающих, то дарящих друг другу полоски земли, гнилые серые деревяшки, ржавые бочки, отдыхающие лодки...» (Вероника Гаранина).

Находясь вместе с художниками в атмосфере творческой лаборатории, волей-неволей задумываешься о возможности выразить изобразительным языком всю красоту и величие мира природы. Тогда и родилась идея исследовать природу этого «реагирования» — как включается, как работает механизм переработки впечатления в произведение.

Но как его исследовать, этот механизм? Как его ухватить, если на вопрос «что значит для тебя, сегодняшнего художника непосредственное восприятие природного мотива?» — получаешь ответ: «Восторг первичный, иначе не замечу» (Татьяна Петрова) или, еще более определенно: «Значит оно, конечно, много, хотя боюсь, чем дальше, тем меньше; теперь хочется не столько искать картинные мотивы, сразу фиксируя впечатления на холсте, сколько их копить, прочувствовывать систематизировать; да и мало кто из интересных мне живописцев работает непосредственно на свежем воздухе — только крохотные набросочки в блокноте, как нотные записи или черновики стихов» (Игорь Камянов).

В ответе на вопрос, что является первичным импульсом к созданию произведения, изнутри или снаружи идет этот импульс, художники были единодушны: «У меня это в большей степени идет изнутри, даже на пленэре» или «Всё вместе должно сложиться. Что-то внутри должно быть готово к тому, чтобы захотеть увидеть и полюбить, и захотеть попробовать передать эти чувства» (Татьяна Петрова).

Парадоксально, приходится признать, что художники, так или иначе работающие с натурой, практически признаются в том, что они пишут, собственно, не натурный мотив, а некий внутренний образ, который рождается от соприкосновения с предметом, моделью, от того причудливого сочетания света и цвета, которое можно выхватить в окружающей действительности.

И, наконец, мне стало интересно, где все же проходит граница между природой и искусством (культурой, средой, явлениями) и важна ли для художника эта граница? Ответ пришел неожиданный: «Граница между природой и искусством — это, видимо, сам художник, так мясорубка — граница между куском мяса и котлетой» (Игорь Камянов).

Такое ощущение художником себя «мясорубкой» требует осмысления. Возможно, импульс, идущий от натурного мотива, включает некий чрезвычайно интенсивный процесс внутренней «переработки» впечатления, создающей накал эмоционального и психического напряжения. Напряжение «выплескивается» наружу посредством движения — кисти, карандаша, мелка пастели. В результате эта энергия движения насыщала своей силой поверхность бумаги или холста, превращаясь в некий знак, иероглиф, отпечаток внутреннего состояния личности. И это внутреннее состояние становится и читаемым, и значимым для зрителя. И, пока оно будет значимо, «смерть живописи не наступит. Потому что «…есть единая картина бытия, где всё неразделимо, все эти понятия и определения и явления. И где важнее всего не «холодная природа», и не зацикленное на себе «искусство ради искусства», а душа человека, которая и вдохнула в каждого из нас Создателем для того, чтобы все это вместить» (Татьяна Петрова).

Анна Чудецкая, искусствовед (ГМИИ им. А.С.Пушкина)


Алексей Бачурин. Этюд. Алексей Бачурин. Этюд. Алексей Бачурин. Этюд. Алексей Бачурин. Этюд. Алексей Бачурин. Этюд. Алексей Бачурин. Этюд. Алексей Бачурин. Этюд. Алексей Бачурин. Этюд. Алексей Бачурин. Этюд. Александр Бобкин. Этюд. Александр Бобкин. Этюд. Александр Бобкин. Этюд. Александр Бобкин. Этюд. Александр Бобкин. Этюд. Вера Гаранина. Этюд. Вера Гаранина. Этюд. Вера Гаранина. Этюд. Вера Гаранина. Этюд. Вера Гаранина. Этюд. Вера Гаранина. Этюд. Игорь Камянов. Этюд. Игорь Камянов. Этюд. Игорь Камянов. Этюд. Игорь Камянов. Этюд. Игорь Камянов. Этюд. Игорь Камянов. Этюд. Игорь Камянов. Этюд. Игорь Камянов. Этюд. Игорь Камянов. Этюд.

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru