Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Елена Коровай

(1901 - 1974)


        Журнал "Наше наследие" представляет живописные и графические произведения из художественного наследия Елены Людвиговны Коровай.

"В уникальном творческом сообществе художников "Красного дома" в Новогирееве Елена Людвиговна Коровай играла особенную и очень важную роль. Она, обремененная годами и болезнями, самозабвенно и ежедневно (если не ежечасно) писала гуашью и маслом на холстах: портреты, цветы, натюрморты, пейзажи - с балкона мансарды, в которой она и дочь Ира жили. Она любила, пожалуй, даже искала зрителей, радовалась приходу гостей, потенциальных натурщиков, и с удовольствием показывала работы. Она была единственная в доме, кто писал маслом по старинке, с натуры. В.А.Фаворский гравировал, И.С.Ефимов лепил медведей и слонов, Л.А.Кардашов рубил во дворе мрамор. Д.М.Шаховской и Н.И.Жилинская создавали скульптурные композиции, Д.Д.Жилинский бросал масло, увлекаясь темперой на левкасе, Л.Д.Кардашова и М.В.Фаворская-Шаховская обжигали керамику, Ира Коровай вдохновенно осваивала технику цветного карандаша… Обладая исключительным живописным чувством, Елена Людвиговна работала смело, по-молодому, отбрасывая лишнее, добиваясь исключительной цветосилы.
Но это все было после 1946 года, а до того была трудная житейски, но вдохновенная творчески жизнь. География ее жизни: Питер, Барнаул, Самарканд, Москва, Кавказ, Крым, Самара… И везде она "заводила", заражая энергией всех вокруг себя; театр, плакаты, иллюстрации, маски, - чем только она ни занималась. Я всегда удивлялся - в таком маленьком теле, почти незаметном, так мощен дух созиданья. По характеру она - несущая знамя. Она до конца была ЖИВОПИСЦЕМ, - живо, правдиво, смело писала красками, и ей никогда не было скучно.
На каждой выставке, где появлялись ее рассеянные в пространстве работы, они притягивали к себе как магнитом: "Розовые женщины", "Красильщики ковров", "Портные Бухары", "Мать с ребенком", "Весенний пейзаж"; композиционные рисунки, свободные, сделанные раскованным жестом. Вспоминаешь ее "портреты" последних лет: "Негр", "Нина Жилинская", "Наташа", как все решительно, смело и жизненно, - никакого самолюбования. Зоркость и точность ее глаза удивляли, и мы, молодые, приходили к ней набраться у нее бодрости. Я часто приходил к Елене Людвиговне. Это была моя "школа", мастер-класс, как сейчас говорят. Но моя "школа" была не только на третьем этаже, а на всех этажах дома - творческая атмосфера была накалена до предела, каждый копался в своем углу: все работали с неослабевающим энтузиазмом. Молодые смотрели на старших, старшие поглядывали на молодых. А в доме уже подрастало новое поколение - детей молодых, внуков старших - и они уже рисовали, клеили, отливали, гравировали, резали, рубили, печатали, красили… Жизнь продолжалась".

Илларион Голицын
Народный художник России, действительный член Российской академии художеств

Елена Коровай. В бывшем гетто. 1932. Холст, масло. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Еврейское гетто. Парикмахер. Начало 1930-х гг. Бумага, смешанная техника. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Еврейская слобода. Самоубийца. Начало 1930-х гг. Бумага, гуашь. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Еврейское гетто. Красильщики. 1932. Холст, масло. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Еврейское гетто. Рисунок. Начало 1930-х гг. Бумага, смешанная техника. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Еврейское гетто. Рисунок. Начало 1930-х гг. Бумага, уголь. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Еврейское гетто. Рисунок. Начало 1930-х гг. Бумага, цветной карандаш. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Крым. Алупка. 1923 – 1924. Бумага, карандаш. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Крым. Алупка. 1923 – 1924. Бумага, карандаш. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого Елена Коровай. Самарканд. Сбор тутовника. Начало 1930-х гг. Бумага, цветной карандаш. Государственный музей искусств Каракалпакии им. И.В.Савицкого


  • Родилась в Воронеже
    Детство провела в Харбине, где ее отец, биолог, работал на КВЖД и одновременно занимался изучением дальневосточной
    флоры. Мать - драматическая актриса
  • 1914 - 1917 в Петербурге заканчивает гимназию и одновременно учится в рисовальной школе Императорского Общества поощрения художеств
  • 1917 - 1921 живет с родителями в Барнауле. Сближается с группой сибирских художников, занятых поисками новых форм в искусстве ( М.Курзин, В.Гуляев, Н.Мамонтов, В.Маркова). Преподает в студии изоискусства. Вступает в АХО (Алтайское художественное общество). В 1918 участвует в выставке, организованной АХО.
  • 1921 - 1923 (даты приблизительные) Живет в Москве, учится во Вхутемасе.
  • 1923 - 1924 совершает длительную поездку: Симферополь - Южный берег Крыма - Батум. По побережью путешествует пешком совместно с М.Курзиным и М.Гайдукевичем.
  • С середины 1920-х по 1946 живет в Узбекистане, сначала в Ташкенте, а с 1927 в Самарканде. Пишет портреты и натюрморты, сочиняет и иллюстрирует детские книжки для "Узгиза". Создает серию "В бывшем гетто" ("Портные", "Красильщики-кустари", "Столяры", "В бывшем гетто"). В 1930 - 1932 критика обвиняет ее в формализме
  • 1938 - 1940 серия портретов народных мастеров, резчиков по ганчу
  • 1934 вступает в Союз художников Узбекистана. Участвует в республиканских и всесоюзных выставках. Работает по договорам. (Произведения, попавшие в фонды Союза художников, погибли во время "чистки" запасников в конце 1940-х годов.)
  • 1941 знакомство с эвакуированным в Самарканд В.А.Фаворским и его семьей
  • 1946 по приглашению Фаворских переезжает с дочерью в Москву и поселяется в так называемом "Красном Доме". Но из-за транспортных ограничений послевоенного времени не может перевезти свои живописные работы. Свернутые в рулон, они остаются на попечении знакомых, не выполнивших данное ей обещание переслать их в Москву. Поэтому не имея возможности представить свои работы для вступления в МОСХ, перебивается случайными заработками. Вынужденная оставить живопись, она вкладывает свой творческий потенциал в создание бумажных карнавальных масок. Но их удалось издать только в 1999 (в ОАО "Комбинат игрушек").
  • 1955 - 1957 участвует в мозаичных работах В.А.Фаворского.
  • 1962 неожиданно получает из Самарканда от неизвестного ей молодого художника Григория Улько рулон со своими работами. Он обнаружил рулон на чердаке Изотехникума. Теперь эти работы находятся в Каракалпакском государственном музее им. И.В.Савицкого (Нукус), в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее искусств народов Востока (Москва), часть представлена на этой выставке.
  • В начале 1960-х возвращается к станковой живописи. Работает гуашью и маслом.
  • 1966 ее посещает Игорь Витальевич Савицкий, основатель знаменитого теперь Каракалпакского музея искусств в Нукусе. Он приобретает для музея серию "В бывшем гетто" и некоторые другие работы.
  • 1968 на выставке "Живопись и графика художников Узбекистана (1920 - 1930) из собрания Каракалпакского музея искусств" в Государственном музее искусств народов Востока И.В. Савицкий показывает отреставрированные работы Е.Коровай. Выставка впервые заявила о существовании никому не ведомого пласта искусства, созданного в 1920-1930-е годы. Она вызвала большой интерес, в том числе и к творчеству Елены Коровай.

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru