В.Я. Курбатов. Петербург
| От редакции |
Оглавление |
01
02
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
| Примечания |
Фотоматериалы
А. ШЛЮТЕР.
Из Германии Петр выписал
гениального ваятеля и зодчего А. Шлютера, строителя
части Королевского замка и автора пышного памятника Великому Курфюрсту. Шлютер прожил в Петербурге всего около года. Чего-нибудь
значительного он не мог сделать, и весьма вероятно, успел лишь проектировать
грот в Летнем саду и декорировать скульптурами Летний дворец (первый).
Возможно, что средний флигель Монплезира и скульптуры
потолка зала задуманы им же. Не надо, однако, забывать, что все это
предположения, и что ни для одного не хватает не то чтобы документальных
данных, но и хотя бы очевидного сходства с одной из достоверных берлинских
работ. Следует только отметить, что есть некоторое сходство между формой
неудачной Шлютеровской Munzturm для Берлина и
излишне вздернутыми и прозрачными колокольнями первого собора Невской лавры.
Отметим, что и та и другая постройки рухнули или дали трещины до своего
окончания.
Во всяком случае, как
наружные скульптурные панно Летнего дворца, так и камины и резная Минерва на
лестнице очень красивы и далеки от неловких фигур на барельефе Иоанновских ворот или на царских вратах Нарвского собора.
Атланты, поддерживающие свод плафона в Монплезире -
превосходны по лепке и достойны первоклассного мастера. Грот Летнего сада
известен по чертежам Земцова, гравюре Махаева,
замерам Писцова и рисункам Чернецова,
но ни один из них не дает настоящего представления об этом, по-видимому,
превосходном сооружении. В плане оно состояло из трех зал, соединенных широкими
арками. Над средней возвышался довольно высокий купол.
И снаружи и внутри здание было убрано скульптурными группами, стены были
покрыты раковинами, и внутри были фонтаны. Сколько можно судить по
изображениям, грот не был столь тяжелым сооружением, как гроты в садах
Шереметева (в Петербурге и Кускове), он был даже
легче, чем грот Царского Села, сооруженный Растрелли.
Для грота Шлютер успел только заложить фундамент, заканчивали
постройку Маттарнови, Леблон
и Микетти, и где границы влияния каждого, определить
невозможно. Есть указание, что Шлютер составил проект
Кунсткамеры.
Остальные немецкие зодчие
были второстепенными мастерами. Так Иог<анн> Браунштейн, или Бронштейн, помогал вначале Шлютеру, а потом строил самостоятельно в Петергофе,
Ораниенбауме и в Царском Селе. Швертф<р>егер,
начиная с 1723 г<ода>, работал в Невской лавре помощником у Трезини (стр.25)6,[см. ссылку >>>]
Ферстер в Царском Селе, Гербель с 1717 по 1724
г<од> в Петербурге и Ораниенбауме. Г.И. Маттарнови,
немец с итальянской фамилией, проработал в Петербурге 5 лет (1814–1819).
Главное сооружение, им исполненное, был второй Зимний дворец на месте нынешнего
Эрмитажного театра. Эта постройка несколько отличалась от окружающих тем, что
план фасада был оживленнее, и выступы его были прорезаны высокими пилястрами. В
этом дворце в комнате со стороны Зимней канавки умер Великий Основатель
столицы. Дворец был перестроен Трезини в 1726 году, и
может быть, небольшая часть стен его сохранена в части Эрмитажного театра за
аркою, где пропорции совершенно иные, чем на фасаде на Неву, и наличники
сохраняют украшения XVIII
века. О виде первой Исаакиевской церкви, строенной Маттарнови,
к сожалению, известно слишком мало, как и о степени участия его в постройке
Кунсткамеры. Судя по некоторым гравюрам, первый Исаакиевский собор был не менее
строен, чем Петропавловский, и не исключена возможность, что известная картина
Бельского (собр<ание> Фабрициус<а>) изображает внутренность этой
церкви, а не церкви Рождества Богородицы. Также невозможно решить степень
влияния Маттарнови на вид достроенных им после Шлютера грота и прибрежных колоннад Летнего сада.
|