Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА.

 

Со вступлением на престол в 1762 году императрицы Екатерины II и с изменением характера политики и жизни меняется и стиль. Впрочем, перемена подготовлялась еще раньше, так как в последние годы царствования Елизаветы Петровны был вызван Ринальди, принесший с собой новое влияние.

Перелом в стиле не мог не наступить, потому что Растрелли довел стремление барокко до возможной высоты и блеска. Дальше не было пути даже равным с ним мастерам. Такое же положение создалось и во Франции после Гардуина Мансара, в приальпийских странах после Ф. фон Эрлаха и Л. Гильдебрандта, а в Италии после Ювары, Сальви и Ванвителли. Должен был наступить перелом так же, как в XVI веке после Браманте и Рафаэля, доведших до предела стремления зодчих ренессанса. Перелом от ренессанса к барокко наступил тогда, когда стремление к возможно индивидуальному и в то же время рациональному решению строительной задачи сменилось стремлением к возможному декоративному эффекту, часто в ущерб рациональности постройки. Конечно, и в эпоху барокко зодчие пытались согласовать декоративность с архитектурностью постройки. Гениальнейшим это удавалось. Произведения только что упомянутых мастеров так ясны по замыслу и так слиты детали их, что целое кажется не менее органично выросшим, чем произведения ренессанса. Вследствие этого наступил такой же перелом, как раньше при переходе от ренессанса к барокко. Стремление к изобилию украшений утратило свою прелесть, и можно было идти только ко все большей и большей простоте и величию. Однако, в отличие от ренессанса зодчим приходилось считаться не с индивидуальными вкусами заказчиков, а с необходимостью влиять на народные массы. Вместо дворцов-крепостей (палаццо Питти, Медичи), отрезанных от улиц и всего города, были нужны монументальные сооружения, как бы завершающие площадь и перспективы улиц, тянущихся к ней. Для создания их были необходимы архитектурные формы, ясные, рациональные и строго проработанные. Отсюда естественно применение архитектурного наследия древних, так как в десятки лет нельзя было разработать того, что сделано за сотни от гробниц Бени Гассана до римского Пантеона.

Переход не мог совершиться резко и продолжался почти до конца XVIII века. Начался он еще при Растрелли, и даже возможно, что сам Растрелли поддался ему, если действительно участвовал в сооружении вышеупомянутого дома Николаевского Сиротского Института.

Во всяком случае, еще при Растрелли новый стиль начался в работах Ринальди, Фельтена, а дальше был развит Делямотом и Баженовым и, наконец, завершен переходом в иную область архитектурной мысли Камероном и Гваренги. Последним отзвуком переходной эпохи является загадочный Михайловский замок, хотя он и построен после того, как принципы классицизма с полною силою были выражены Гваренги.

Переходная эпоха не могла оставить нам таких сооружений, как произведения Растрелли, Гваренги, Захарова и Росси, являющиеся пределами архитектурных стремлений, но памятники ее, хотя и являются исканиями новых путей, полны совершенства, достигнутого вековой работой.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru