Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


ВТОРЫЕ МАСТЕРА НЕОРИМСКОГО СТИЛЯ.

 

Одновременно с Гваренги в Россию приехало довольно много итальянских мастеров, но среди них не было ни одного, равного ему по таланту, а некоторые, может быть, не поднимались выше уровня ремесленников.

Из работавших в Петербурге первое место занимает Луиджи Русска (1758–1822) , бесспорно выдающийся мастер. Его, конечно, не приходится равнять с Гваренги, но он обладал вкусом и прошел хорошую школу, поэтому все сооружения его благородны и довольно совершенны по пропорциям.

Лучшее произведение Русска - обширные казармы Кавалергардского полка занимают квартал между Шпалерной, Потемкинской, Захарьевскою улицею и Воскресенским проспектом. Главный дом их прежде выходил на набережную, а теперь вследствие застройки стоит на грязной Шпалерной улице. Эффектная, хотя и слегка растянутая, колоннада с фронтоном опирается на аркады нижнего этажа. По краям ее, как на делямотовском Эрмитаже, поставлены исполинские изваяния Марса и Беллоны. Как ни странно, но еще богаче украшен фасад манежа, хотя на таком расползшемся здании и не вполне понятны сильно рустированные колонны. Даже на этой постройке заметно, что Русска не был лишен изобретательности и обладал вкусом, но у него не было ярко выраженного строительного идеала, а потому различные веяния и мотивы уживались довольно легко. Во всяком случае главное здание казарм - постройка превосходная и отнюдь не заслуживает того запустения, в коем находится. Другая значительная постройка Русска, так называемый Иезуитский дом на углу Итальянской ул. и Екатерининского канала, благородна по пропорциям и еще совсем в духе XVIII века украшена ионической колоннадою без фронтона.

Любопытно, что Русска соорудил в Петербурге портик Перинной линии, по размерам подобный гваренгиеву портику Конной Гвардии. Однако портик Русска далеко уступает последнему в величественности и пышности.

В своем увраже Русска приписывает себе значительное участие в капитальной переделке Таврического дворца в 1803 году, но роль его не ясна. Возможно, что он устроил два прелестных овальных кабинета, расположенные на конце боковых флигелей (Кабинет председателя финансовой комиссии и кабинет товарища председателя Думы), и дал последнюю декорацию прелестного театра (варварски уничтоженного Думой). Возможно, что садовые портики исполнены им, так как они легче дворового, строенного Старовым.

Многочисленные церковные постройки Русска в провинции и в столице подразделяются на два типа. Один в виде латинского креста с небольшим сравнительно куполом кажется несколько тяжелым снаружи и неинтересным внутри вследствие слишком грузных столбов, поддерживающих купол. Едва ли Русска любил и умел справляться с этим типом, но он делал его для помещичьих усадеб, и этот тип надолго сохранился на Руси. В Петербурге образцами его могут служить церковь Введения (1806) на Введенской улице и церковь Воскресения (1785) на Волковом кладбище и много других.

Другой тип церкви-ротонды - очень неудобный для православного богослужения - удавался Русска. Лучшим образчиком является церковь Скорбящей (1818) на Воскресенском проспекте, выстроенная на месте бывшего дворца царевны Натальи Алексеевны. С внешней стороны она имеет форму куба с очень удачным расположением окон на фасадах. Внутри в куб вписана великолепная коринфская колоннада с сильным карнизом и полукруглым куполом. Это придает удивительную уютность и вместе с тем пленяет своей простотою и совершенством пропорций.

Другая церковь - в виде ротонды, окруженной и снаружи колоннами, была задумана Русска для госпиталя Измайловского полка на углу Фонтанки и Измайловского проспекта. Сохранились изображения этой церкви, но, к сожалению, не только ее нет, но и место перешло в частное владение.

Русска, по-видимому, очень много строил для частных лиц, и лучшим образцом таких построек является дом Мятлевых (теперь Бобринских на Адмиралтейском канале). Его фасад со стороны улицы разработан еще в палладианском стиле. Очень эффектно завершение выступа аттиком и четырьмя отличными изваяниями. Садовый же фасад имеет фронтон и по углам два выступа с колоннами, поднимающимися от самой земли. Характерен забор по набережной канала с рядами барочных бюстов поверху. Он заканчивается небольшим и довольно курьезным павильончиком. Внутри дом удачно распланирован, причем особенно хороша лестница и верхний вестибюль. Благодаря превосходной сохранности, дом является драгоценным образчиком барской усадьбы XVIII века. Сохранены даже типичные ворота с Галерной улицы.

Эта постройка может служить образчиком того, как умело применял Русска различные мотивы, и в то же время является лишним доказательством, что при отсутствии большого таланта красота достигается не потугами на оригинальность, а сдержанным применением того, что выработано гениями. Вообще, сколько можно судить по увражу, Русска выполнил очень много построек. Все они благородны, хороши по пропорциям, но по большей части несколько скучноваты. Строитель их был одушевлен теми идеями, что и Гваренги. По мере сил и таланта он стремился провести их, и если не достигал величия Гваренги, то ведь, вообще, мало кто даже за границей мог равняться с последним. Отсутствие блеска и некоторая монотонность построек Русска и других второстепенных мастеров классического стиля сыграли роль в возникновении того буржуазного течения, которое в половине XIX века ополчилось на казарменность классицизма. До известной степени строгость произведений Русска выгодно выдвигает его перед теми неоклассиками, которые в начале XIX века стремились свести все впечатление к декоративному эффекту.

Кроме Луиджи Русска работал его сын Франц и еще один Доменико Квадри Русска, участвовавший в сооружении Казанского собора, как десятник.

Из целой семьи Адамини, работавшей в Петербурге, наиболее талантливым был Доменико. К числу лучших работ его относятся: царскосельский костел, несколько грузный, но безукоризненный по простоте замысла, и Дом Уделов на углу Марсова поля и Мойки, также весьма совершенный, но более стройный, чем постройки раннего классицизма. В отличие от сооружений Гваренги и Русска колоннада этого дома при всей пышности имеет смысл прилепленной декорации.

Одновременно с Гваренги прибыл архитектор Тромбара, перестраивавший императорские конюшни; однако, очень трудно выяснить, что ему удалось сделать. Феррари строил башню и прилегающую к ней часть Думы (1800–1802). А. Порто здание Военно-Медицинской Академии (см. выше стр. 193)28.[см. ссылку >>>] Были, конечно, и еще итальянцы, строившие в Петербурге, но далеко не всегда можно установить, где граница между художниками и простыми «каменных дел мастерами». Кроме итальянцев были в Петербурге и другие иностранные зодчие, напр<имер> Л. Тишбейн, театральный декоратор по специальности, строил первый Большой театр.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru