ПЕТЕРБУРГ
Художественно-исторический
очерк
И
обзор художественного богатства столицы
Составил
В. Курбатов
<1913>
Предисловие.
Эта небольшая книга имеет
целью помочь любящим красивое и желающим изучить
Петербург, один из совершенных городов по единству стиля. В начале ХIХ века было написано не мало
подобных книг, так как тогда Петербург справедливо считался красивейшим
городом, но во второй половине ХIХ
в<ека> не только
забыли про это, но и начали его считать скучнейшим и казарменным. После номера
«Мира Искусства» (1902 г<ода>), посвященного Петербургу, и статьи Алекс<андра> Бенуа
мало-помалу произошла перемена во взглядах. Спустя несколько лет образовался
«Музей Старого Петербурга» и «Общество охраны памятников искусства и старины»,
а «Мир Искусства», «Художественные сокровища России», «Старые Годы» и друг<ие> издания подготовили
еще незаконченное изучение петербургской старины и истории искусства. В
обществе замечается все большее и большее увлечение стариною. Иной раз это
увлечение кажется преувеличенным, так как восхищаются не только тем, что
действительно прекрасно, но и всем тем, что старо.
В данной книге главное
внимание обращено на сокровища красоты, хранимые в Петербурге. Поэтому так
много места уделено Paстpeлли
и великим зодчим второй половины XVIII в<ека> и
начала XIX в<ека>, тогда как второстепенные
мастера, начиная с 40-х годов XIX в<ека>,
пройдены вскользь. А в то же время архивным данным, топографическим и
историческим уделено сравнительно мало места. Лица интересующиеся найдут многое
у Петрова в «Истории Петербурга» и у И. Грабаря в «Истории русского искусства».
Само собой, составление
этой книги и особенно печатание ее представило
немалые трудности. Затянувшееся печатание привело к тому, что во время
последнего строительного сезона исчезло и исчезает немало домов, упомянутых во
второй части книги.
Первая часть книги состоит
из обзора истории искусства за XVIII
в<ек> с указанием на
соотношение между петербургскими и западно-европейскими мастерами. Вторая часть
заключает обзор по улицам красивых построек, или красивых деталей их. Отмечено
и несколько исторически интересных или характерных. О внутреннем убранстве даны
указания лишь для церквей и некоторых особенно выдающихся построек. В конце
отмечено несколько спорных вопросов (Гваренги или Квapeнги, Кокоpинoв).
Раньше чтения необходимо сделать некоторые исправления (о братьях Михайловых
стр. 607 и 608 [см. ссылку >>>] и
опечатки стр. 661)1.
При составлении этой книги
по существу не требовалось специальных архивных изысканий, однако, сделано их
немало, но, конечно, места для ссылок не имелось. Необходимость экономить место
не позволила сделать подписи под снимками полностью, и пришлось поместить
объяснения их в конце книги. Иллюстрированная часть книги
дополнена оригинальными гравюрами на дереве Остроумовой, умеющей так хорошо
передать стиль Петербурга.2
В. Курбатов.