Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


НАЧАЛО КЛАССИЦИЗМА.

 

Работы Ринальди, Делямота, Фельтена и Старова постепенно подготавливали переход к тому новому стилю, который в конце XVIII века влился в Россию и достиг в ней наивысшего развития. Это - стиль классический. На первый взгляд кажется, что он был внесен в Россию одним желанием Императрицы и не связан с тем, что до него там делалось. Но при всем отличии от предыдущего он не был чужд России, как не был чужим ни в одной стране. Формы изгиба рокайль или готической арки свойственны лишь определенной эпохе, классические колонна, балка, свод и купол в тех идеальных формах, которые были формулированы греками, могут быть применены в любую эпоху, если только их спокойствие не противоречит общему настроению. Они не соответствовали ни титаническим усилиям Петра, ни роскоши непрерывного праздника Елизаветы, но как раз подходили для эпохи Екатерины II, умевшей совершенно отделить официальную жизнь от личной. Перемена стиля соответствовала той глубокой перемене политики и культурной жизни России, которые в то время происходили. Приобретая Польшу, Россия приходила в тесное соприкосновение с Западной Европой. Жизнь страны менялась, Москва теряла политическое значение, а Петербург быстро и решительно возвышался.

Для создания новой обстановки Императрица вызвала зодчих из-за границы, и таковыми были Камерон и Гваренги. И тот и другой явились свободными от какого-либо местного стиля с запасами новых идей, собранных при изучении построек древних.

Говорить о подражании в данном случае было бы странно и говорить о нем могут только невежды. Нечего в Италии искать образцов портиков Гваренги или в Англии висячего сада Камерона и внутренних колоннад Казанского собора. И там они есть, но они не столь великолепны, как в России, и появились позже.

Стремление к классицизму зародилось очень давно и ведет начало от римских построек Браманте. Серлио, Виньола и Палладио жадно изучали обломки античных зданий, указывали, как применять их мотивы, и старались использовать их сами. Но усилия были тщетны. Постройки этих мастеров почти равняются по совершенству с постройками древних, но настроение в них полно свободы Ренессанса.

В Италии, где все блистало индивидуальностью, и во Франции, где над всем доминирующая власть короля клонилась к упадку, классический стиль не мог развиться. В Англии, где весь народ действовал как целое, и в России, где императорская власть достигала все высшего и высшего могущества, применение классических форм было естественно.

Но в Англии этот стиль развивался мягче, с оттенком изящества XVIII века, в России получило преимущество строгое, почти холодное совершенство неоримского стиля.

Екатерина II была носительницей западной культуры в столице недавней Московии. Все азиатское, что еще оставалось в русской жизни, было ей чуждо, и в противовес она выставляла идеалы западных теоретиков. Вот почему ее постройки в Петербурге так величественны, строги и так чужды уютной пышности эпохи Елизаветы. Ее любимый внук Император Александр - Освободитель Европы - был еще дальше от толпы. Его столица мало-помалу превращалась в новый Третий Рим, полный величественных храмов и торжественных колоннад.

В Москве другое дело. Там уклад жизни был уютнее, а произведения Казакова не столь торжественны, не столь строги и ближе к простым горожанам.

У себя в Царском Селе Екатерина искала уюта и предпочитала грациозные сооружения Камерона строгим постройкам Гваренги.

Между классическими стилями можно различать несколько течений. Первое, наиболее свободное и допускающее отступления от классически правильной расстановки колоннад, капризность плана и скульптурные украшения по всей поверхности стен, характерно для теоретиков XVI века, последнего периода стиля Луи XVI и английских построек после И. Джонса. Его можно считать переходным от ренессанса к барокко. Второе течение гораздо строже, расстановка колонн правильнее, планы зданий проще и сами постройки грациозны и уютны. Его можно назвать неогреческим. Оно характерно для Англии в конце XVIII и начале XIX века. Третье течение стремится к возможной строгости как деталей, так общего плана, и возможной величественности внешнего облика - его следует называть неоримским. Оно характерно для начала XIX века, развилось особенно пышно в империях Наполеона и Александра (стиль ампир). Наконец, особым подразделением нужно признать декоративный классический стиль, отказывающийся от украшений архитектурных (как колонны и фронтоны) и нарушавший гладь стен одними скульптурными прилепами.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru