Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


КИАВЕРИ, МИКЕТТИ И ЧИПРИАНИ.

 

Один из них Гаетано Киавери (1689–1770), строитель дрезденской придворной церкви (1737–1781), одного из самых блестящих замыслов среднеевропейского барокко, в Петербурге пробыл недолго. Контур башни библиотеки Академии Наук не столь интересен и смел, как в дрезденской постройке. К сожалению, верх башни сгорел и известен лишь по гравюрам.

Снаружи был применен любимый зодчими барокко нишеобразный изгиб фасада (С<ант->Аньезе в Риме, Неймюнстеркирхе в Вюрцбурге, церковь Св. Николая в Праге и т. д.). Здание было богато убрано снаружи скульптурами, а внутри особенно был хорош колонный зал. Впрочем, не следует забывать, что проект постройки был составлен Георгом Маттарнови, и, может быть, Киавери был связан начатыми работами предшественника. Не исключена возможность влияния Киавери на модель Лаврского собора. По стройности и легкости колоколен этот проект близок к дрезденской церкви.

Другому итальянцу Н. Микетти пришлось в Петербурге заместить несравненно превосходного мастера А. Леблона, очень недолго работавшего в Петербурге. Н. Макетти приехал в 1718 году, а в 1719 году умер Леблон. По-видимому, Микетти был связан или проектами или уже определявшимся стилем нового города, так как в работах его итальянского не слишком много. Конечно, ему приходилось считаться с особенностями климата, требовавшего совсем иных завершений, чем на юге. Лучшее в его постройках порталы, особенно в Стрельнинском дворце, где громадные арки прорезают весь нижний этаж.

Этот дворец отчасти цел. Он мало похож на проект Леблона, кроме разве чисто внешнего сходства аркад нижнего этажа и вышки вместо купола посредине. В существенных чертах здание сохраняет свой первоначальный характер. Стены почти не изменены, но форма купола теперь иная. Терраса по-прежнему великолепна, только гроты под ней запущены. Аркады вестибюля целы и сквозь них даже с дороги, что перед дворцом, видно море.

Для входа на террасу устроены великолепные мраморные лестницы (вероятно, Воронихиным). По ту и другую сторону поверху склона находятся собственные садики с красивыми рядами елок и прудами. Главная часть стрельнинских садов расстилается перед террасой и состоит из широкого партера, прорезанного каналами и охваченного с двух сторон вековыми липовыми рощами. В общем план парка близок к Версалю, но отличается отсутствием радиальных аллей и стремлением возможно усилить эффект главной перспективы.

Первоначальный план этих садов подписан малоизвестным Себ. Чиприани. Он предполагал на террасе соорудить грандиозный затейливого плана дворец и на островах партера, который прорезан каналами, расположить беседки и фонтаны. Фантастический план дворца не был приведен в исполнение, и фонтаны на островах не были устроены. Каналы же существуют до сих пор, часть из них от моря доходит до дворцовой террасы, другие пересекают партер параллельно морю. Канал, проходящий по осевой линии партера, раздваивается и образует остров с соснами, по преданию посаженными Петром Великим.

Мысль прорезать сад каналами и слить таким образом красоту сада с красотою моря до того своеобразна, что едва ли ее можно приписать кому-нибудь, кроме самого царя моря - Великого Петра.

Из итальянцев остается отметить еще Растрелли старшего, который был выписан, потому что «умеет планы огородам (садам) и фонтанам делать и палаты строить». Указаний на то, чтобы он строил что-нибудь, нет, и только изумительное совершенство скульптур на Архиве Военно-учебных заведений, стоящем на месте домика маршалка князя Меншикова, и странная архитектура домика наводят на мысль о возможном влиянии на постройку скульптора.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru