Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ УКРАШЕНИЯ.

 

Металлические украшения в Петербурге играют довольно значительную роль, хотя широкое применение их началось позже Петра, потому что первое время металла не хватало и для военных надобностей. Однако, еще в 1714 году для дворца в Летнем саду отливались грубые бронзовые статуи. Одна из них (Нептун) находится в Артиллерийском музее. Адмиралтейский кораблик коробовского времени и ринальдиевский ангел Петропавловского собора являются характерными украшениями Петербурга. Из решеток петровского периода лучшие (с инициалами Петра) сохранились на балконах Университета.

При Императрице Елизавете кованое железо входит во все большее употребление. Образчиком является решетка Пажеского корпуса, а образчиком чугунного литья, которое становится все более и более совершенным - тумбы у ворот Строгановского дома. К сожалению, неизвестно, существовали ли в действительности эффектные ворота и решетка Летнего дворца, известные по рисункам Махаева.

При Императрице Екатерине II сооружаются: знаменитая кованая решетка Летнего сада (Фельтен), решетки Государственного банка, решетка Мраморного дворца, перила Фонтанки и Екатерининского канала. Решетки переходной к классицизму эпохи сохранились на доме Св. Екатерины (1-я линия В<асильевского> о<строва> № 20/1, строенном Фельтеном, и на соседнем доме № 22). Позже рисунок решеток становится проще, и любимым мотивом конца XIX и начала XX века является повторение переплетающихся окружностей. Такие перила укрепляют между гранитными столбиками. Этот мотив можно было выполнять и ковкою и отливкою. Начиная с XIX столетия, применяется, преимущественно, последний способ. Около 1810 года создается шедевр чугунной отливки - несравненная решетка Казанского собора (см. выше стр. 185)69, [см. ссылку >>>] перила мостов, упомянутые на стр. 353, [см. ссылку >>>] и фонарные столбы (см. стр. 134). [см. ссылку >>>] К отличным решеткам принадлежала и та, что стояла с самого открытия вокруг памятника Петра Великого. Убрать, конечно, следовало, так как она закрывала вид на памятник, едва ли нуждающийся в защите, но ее не следовало выбрасывать, а, дополнив, поставить вокруг того же садика на Сенатской площади. (Во всяком случае необходимо убрать валик, оставшийся от решетки, так как теперь памятник кажется стоящим как бы на блюде).

Особенно богаты и разнообразны металлические украшения на могильных памятниках. На самих памятниках их детали из бронзы. Таков отличный портретный рельеф на могиле Чекалевского (Лазаревское кладбище), светильники и гроб на колоссальном памятнике купца Кусова по рисунку гр. Ф. Толстого (Невская Лавра), бронзовые украшения на могиле адмирала Чичагова (см. стр. 399)70, [см. ссылку >>>] чудесные военные эмблемы (снимки стр. 432 [см. ссылку >>>] и стр. 489)71, всегда очень строгие, но не имеющие нарочитой сухости Пэрсье.

Очень часто могилы окружали решетками. Из них особенно хороша решетка вокруг могилы Турчанинова (см. стр. 486)72, Куракиной и т. п.

В то же время начинают изготовлять чугунные дверцы для печек, иногда украшенные грациозным орнаментом, иногда мифологическими, античными сюжетами или трофеями. В тридцатых и сороковых годах рисунок решеток усложняется, отливка делается грубее. Только знаменитая решетка Шереметевского дома пышностью орнамента производит сильное впечатление. Дверные приборы в Петербурге относительно скромны и редко украшены орнаментом. Но встречались и фигурные, например, в уничтоженном доме на углу Невского и улицы Гоголя (стр. 478)73. [см. ссылку >>>]

К числу замечательных металлических сооружений следует отнести цепные мосты, теперь почти исчезнувшие. Из них Пантелеймоновский имел красивый контур и был украшен чудесными деталями (часть устоя и голова льва хранятся в Музее Старого Петербурга). Египетский был далеко не столь грациозен, да и сфинксы его несколько неуклюжи. Цепи переходных мостиков через Екатерининский канал (Банковский и Львиный) эффектно поддерживаются мощными фигурами львов и грифонов, изваянных Соколовым (см. выше).



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru