Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


УКРАШЕНИЯ ПЕТЕРБУРГА, НЕ СВЯЗАННЫЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО С ИСТОРИЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО ИСКУССТВА.

 

Петербург, как город относительно молодой, не успел собрать в своих стенах многого, да и со времени Императрицы Екатерины II «благоразумная экономия» была в слишком большом ходу. Много денег бросали напоказ, но тратили их на пустяки. Так, из-за пустой экономии не заказали для Зимнего дворца панно Дж. Б. Тьеполо, хотя и вели с ним переговоры. Кушелев-Безбородко, Шувалов и другие придворные Екатерины выписывали целые картинные галереи, но слишком многие из выписанных произведений оказывались копиями или подделками. Даже покупки для Эрмитажа велись бессистемно, хотя к счастью, закупались целиком знаменитые коллекции (например, Вальполя), и в результате получилась одна из крупнейших галерей Европы.

Из частных коллекций лучшая принадлежит гр. Строганову (во дворце у Полицейского моста) затем гр. Юсуповой (дворец на Мойке), громадная коллекция голландских картин собрана П.П. Семеновым Тянь-Шаньским.

Из произведений иностранного искусства, находящихся на открытом воздухе, на первом месте следует поставить великолепных фивских сфинксов. Они помещены перед Академией Художеств на классично строгой пристани (см. стр. 422)68, [см. ссылку >>>] проектированной Конст<антином> Тоном.

Рядом с ними следует поставить драгоценнейший саркофаг погибшего Строгановского сада. Он привезен из архипелага и представляет образчик поздней эпохи греческого искусства. В рельефах его отчасти отражается аттическая школа (стиль афинских погребальных монументов на сторонах, изображающих Ахилла среди дочерей Ликомеда, Кентавра и танцующего юношу и поющих девушек), отчасти искусство Малой Азии (битва кентавров со львами). Особенно замечательна эта последняя сторона, где дивно выражено движение, и живые фигуры отлично комбинированы в орнаменте.

Из античного искусства заимствованы и любимые декоративные скульптуры Петербурга: Геркулес и Флора Фарнезские на портале Академии Художеств, перед Строгановской дачей (теперь во дворе Строгановского дворца) и на аллее перед Адмиралтейством, и львы, оригинал которых стоит перед Лоджа деи Ланци (мраморные копии Трискорни перед Михайловским дворцом, Елагиным дворцом и Военным Министерством, бронзовые на пристани у Дворцового моста). Копии Квиринальских Диоскуров предполагались к постановке перед Конногвардейским манежем, но стоят на воротах перед двором Конногвардейского полка. Они выполнены Трискорни.

От эпохи Ренессанса мы имеем хорошую копию «Дверей Рая» Гиберти в северном портике Казанского собора.

Эпоха барокко представлена статуями Летнего сада. Почти все они высечены в Венеции в 1719–1722 году частью неизвестными мастерами, а частью П. Баратта, И. Бонацца с сыновьями, бр<атьями> Гропелли, А. Тарсиа, Зорцони и т. д. Лучшие из них принадлежат неизвестным мастерам и находятся на широкой боковой аллее со стороны Марсова поля. На первом месте следует поставить «Нимфу» в широких одеждах, прислонившуюся в полубалетной позе к обрубку дерева. Эта статуя принадлежит к числу лучших образцов итальянской барочной скульптуры. К ней близка Минерва, не менее изысканная по композиции, и нимфа с цветами, излишне утонченная. Из числа изваяний, рассчитанных на эффект линий тела - лучше всех Беллона с факелом (Alvise a S. Moise) и замечательны, как характеристика эпохи, Belleza (Zorzoni) и Lusuria, попирающая ногой крокодила и кормящая грудью голубка (№ 13). В первый момент такие статуи, как Tallia, Nimfa dell’Aria, Novigatione, Clementia кажутся и грубоватыми и напряженными в позах. Это происходит оттого, что скульптор не стремился ни к выражению идеальной красоты и ни к сходству с моделью, но к возможно декоративному эффекту. Хотя эти статуи и были изготовлены для постановки в зеленых выстриженных нишах, а теперь стоят среди черных липовых стволов, но все-таки лучшего украшения и эффекта не могли бы дать и античные произведения. Из остальных скульптур Летнего сада упомянем про отличный бюст «Giorno» стиля Людовика XIV и интересный женский портретный бюст. К сожалению, все статуи плохо реставрированы.

В частном владении скульптурных украшений очень мало. Нептун в Строгановском саду сильно исковеркан и зашит в собачью будку, интересная статуя, стоявшая во дворе дома Родоконаки (№ 7 по Конногвардейскому бульвару), недавно убрана. Характерный ряд бюстов сохранился на заборе дома гр. Бобринского (Адмиралтейский канал, № 33/6) и на заборе во дворе дома гр. Юсуповых (Мойка, № 94).

Прелестная статуэтка находится в садике дома № 19 на четвертой линии В<асильевского> о<строва>. Наконец, при входе на Конногвардейский бульвар стоят две колонны со статуэтками «побед». Они были подарены Императору Николаю I прусским королем в ответ на подаренных Императором «Коней Клодта».

Исключительным памятником искусства является фальконетовский монумент, исполненный хотя и иностранным мастером, но под сильным влиянием страны и величия изображенного лица. Статуя по размерам является одной из крупнейших, а по замыслу отличается от всего, что было до нее и в древнем мире и после ренессанса. Трудная задача сочетать движение коня, взлетающего на скалу, с монументальностью и спокойствием композиции удалась вполне скульптору. Лицо гиганта, достаточно внушительное, изваяно ученицей Фальконе М.А. Колло. Гранитная скала (Гром-камень) для постамента с громадным трудом была привезена из Лахты. Таким образом, этот монумент является родным классическому Петербургу, как растреллиевская статуя барочному.

Говорить о сокровищах искусства, находящихся в музеях, было бы слишком долго.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru