УКРАШЕНИЯ ПЕТЕРБУРГА, НЕ СВЯЗАННЫЕ
НЕПОСРЕДСТВЕННО С ИСТОРИЕЙ ПЕТЕРБУРГСКОГО ИСКУССТВА.
Петербург,
как город относительно молодой, не успел собрать в своих стенах многого, да и
со времени Императрицы Екатерины II «благоразумная экономия» была в слишком большом ходу.
Много денег бросали напоказ, но тратили их на пустяки. Так, из-за пустой
экономии не заказали для Зимнего дворца панно Дж. Б. Тьеполо, хотя и вели с ним
переговоры. Кушелев-Безбородко, Шувалов и другие придворные Екатерины
выписывали целые картинные галереи, но слишком многие из выписанных
произведений оказывались копиями или подделками. Даже покупки для Эрмитажа
велись бессистемно, хотя к счастью, закупались целиком знаменитые коллекции
(например, Вальполя), и в результате получилась одна из крупнейших галерей
Европы.
Из частных коллекций
лучшая принадлежит гр. Строганову (во дворце у Полицейского моста) затем гр.
Юсуповой (дворец на Мойке), громадная коллекция голландских картин собрана П.П.
Семеновым Тянь-Шаньским.
Из произведений
иностранного искусства, находящихся на открытом воздухе, на первом месте
следует поставить великолепных фивских сфинксов. Они помещены перед Академией
Художеств на классично строгой пристани (см. стр. 422)68, [см.
ссылку >>>]
проектированной Конст<антином> Тоном.
Рядом с ними следует
поставить драгоценнейший саркофаг погибшего Строгановского сада. Он привезен из
архипелага и представляет образчик поздней эпохи греческого искусства. В
рельефах его отчасти отражается аттическая школа (стиль афинских погребальных
монументов на сторонах, изображающих Ахилла среди дочерей Ликомеда, Кентавра и
танцующего юношу и поющих девушек), отчасти искусство Малой Азии (битва
кентавров со львами). Особенно замечательна эта последняя сторона, где дивно
выражено движение, и живые фигуры отлично комбинированы в орнаменте.
Из античного искусства
заимствованы и любимые декоративные скульптуры Петербурга: Геркулес и Флора
Фарнезские на портале Академии Художеств, перед Строгановской дачей (теперь во
дворе Строгановского дворца) и на аллее перед Адмиралтейством, и львы, оригинал
которых стоит перед Лоджа деи Ланци (мраморные копии Трискорни перед
Михайловским дворцом, Елагиным дворцом и Военным Министерством, бронзовые на
пристани у Дворцового моста). Копии Квиринальских Диоскуров предполагались к
постановке перед Конногвардейским манежем, но стоят на воротах перед двором
Конногвардейского полка. Они выполнены Трискорни.
От эпохи Ренессанса мы
имеем хорошую копию «Дверей Рая» Гиберти в северном портике Казанского собора.
Эпоха барокко представлена
статуями Летнего сада. Почти все они высечены в Венеции в 1719–1722 году частью
неизвестными мастерами, а частью П. Баратта, И. Бонацца с сыновьями, бр<атьями> Гропелли, А. Тарсиа, Зорцони и т. д. Лучшие
из них принадлежат неизвестным мастерам и находятся на широкой боковой аллее со
стороны Марсова поля. На первом месте следует поставить «Нимфу» в широких
одеждах, прислонившуюся в полубалетной позе к обрубку дерева. Эта статуя
принадлежит к числу лучших образцов итальянской барочной
скульптуры. К ней близка Минерва, не менее изысканная по композиции, и нимфа с
цветами, излишне утонченная. Из числа изваяний, рассчитанных
на эффект линий тела - лучше всех Беллона с факелом (Alvise a S. Moise) и замечательны, как
характеристика эпохи, Belleza
(Zorzoni) и Lusuria, попирающая ногой
крокодила и кормящая грудью голубка (№ 13). В первый момент такие
статуи, как Tallia, Nimfa dell’Aria, Novigatione, Clementia
кажутся и грубоватыми и напряженными в позах. Это происходит оттого, что
скульптор не стремился ни к выражению идеальной красоты и ни к сходству с
моделью, но к возможно декоративному эффекту. Хотя эти статуи и были
изготовлены для постановки в зеленых выстриженных нишах, а теперь стоят среди
черных липовых стволов, но все-таки лучшего украшения и эффекта не могли бы
дать и античные произведения. Из остальных скульптур Летнего сада упомянем про
отличный бюст «Giorno»
стиля Людовика XIV и
интересный женский портретный бюст. К сожалению, все статуи плохо
реставрированы.
В частном владении
скульптурных украшений очень мало. Нептун в Строгановском саду сильно
исковеркан и зашит в собачью будку, интересная статуя, стоявшая во дворе дома
Родоконаки (№ 7 по Конногвардейскому бульвару), недавно убрана. Характерный ряд
бюстов сохранился на заборе дома гр. Бобринского (Адмиралтейский канал, № 33/6)
и на заборе во дворе дома гр. Юсуповых (Мойка, № 94).
Прелестная статуэтка
находится в садике дома № 19 на четвертой линии В<асильевского>
о<строва>. Наконец, при входе на Конногвардейский бульвар стоят две
колонны со статуэтками «побед». Они были подарены Императору Николаю I прусским королем в ответ на
подаренных Императором «Коней Клодта».
Исключительным памятником
искусства является фальконетовский монумент, исполненный
хотя и иностранным мастером, но под сильным влиянием страны и величия
изображенного лица. Статуя по размерам является одной из крупнейших, а по
замыслу отличается от всего, что было до нее и в древнем мире и после
ренессанса. Трудная задача сочетать движение коня, взлетающего на скалу, с
монументальностью и спокойствием композиции удалась вполне скульптору. Лицо
гиганта, достаточно внушительное, изваяно ученицей Фальконе М.А. Колло.
Гранитная скала (Гром-камень) для постамента с громадным трудом была привезена
из Лахты. Таким образом, этот монумент является родным классическому
Петербургу, как растреллиевская статуя барочному.
Говорить о сокровищах
искусства, находящихся в музеях, было бы слишком долго.