Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель В.Я. Курбатов. Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы

В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы


НЕОГРЕЧЕСКИЙ СТИЛЬ.

 

Под названием неогреческого стиля очень часто, особенно в XVIII веке, подразумевали стиль Людовика XVI. Однако, удобнее сохранить последнее название только для произведений французского искусства между рококо и ампир, т. е. для тех, где чувствуется еще нега XVIII столетия, а неогреческим стилем называть более суровое искусство, характерное для Англии и России. Произведения Кэнта, Пэна, братьев Адамов, Соана, Смирке, Камерона и Воронихина здоровее и строже современных им французских зодчих и в то же время более насыщены изучением антиков. Вместе с тем, в них нет еще холодной величественности неоримского стиля и эпохи Империи.

Неогреческое течение не получило широкого распространения на Руси, но к нему относится самый популярный храм столицы, являющийся в то же время и одним из высших образцов этого стиля.

Неогреческий стиль был принесен в Россию Ч. Камероном, шотландцем, современником и, вероятно, соучеником В. Чэмберса. Он был гениальным строителем и хорошим теоретиком и не только глубоко впитал ту художественную культуру, которая со времен Ван-Дика и Иниго Джонса создалась в Англии, но и усилил ее серьезнейшим изучением римских древностей22.

В Царском Селе для Императрицы он создал исключительно уютные комнаты (1779–1783), украсив их легчайшими колонками, взятыми с архитектурных росписей Палатина и Помпеи, а в добавление к ним придумал отделку из цветного стекла, золоченой бронзы и драгоценных рельефов Вэджвуда.

Агатовые комнаты Императрицы он поместил в висячем саду, а невысокий фасад их украсил овальным портиком - ротондой. Внутри же убрал их с необычайным вкусом так, что роскошь отделки (естественными агатами) незаметна. Раскраска штукатурного фасада исполнена очень скромно, но полна необычайной прелести (желтые стены, помпейские красные ниши и белые колонны).

От висячего сада к парку Камерон опустил пологий на тяжелых аркадах спуск для Императрицы, не любившей лестниц, а в сторону озера протянул легкую ионическую колоннаду, на грузном двухэтажном постаменте из пудожского камня. Для входа на нее со стороны пруда была построена одна из грандиознейших по размерам лестниц. Внизу прямая и очень широкая на верху она делится на две, изгибающихся у входа в нижний этаж галереи. Расстановка колонн не вполне согласна с классическим типом прямой колоннады, но размеры и детали удивительны, а колонны эффектно рисуются на голубом небе. Эти сооружения были важны в истории Петербургского строительства тем, что широко применялся для наружной отделки вместо непрочной штукатурки пудожский камень.

Дальнейшая деятельность Камерона протекала в Павловске, где он строил для Цесаревича и его супруги дворец, скромный по размерам, но имеющий мало равных по изяществу, и много парковых павильонов. (См. «Павловск» В. Курбатова. Изд. Общ<ины> Св. Евгении)23.

Из церквей Камерону пришлось только начать собор в Софии, но нельзя быть уверенным, что он его закончил, так как эта постройка далеко уступает остальным по красоте; впрочем, формы ее, как снаружи, так и внутри, гораздо выдержаннее, строже и увереннее, чем у Старова, который, как считают, заканчивал постройку. В Петербурге Камерону, по-видимому, ничего не пришлось строить, но влияние его очень сильно сказалось на его помощнике Бренне и на вероятном помощнике и преемнике в Павловске Воронихине.

(О В. Бренна было уже упомянуто, когда говорилось о Михайловском замке и достройке ринальдиевского Исаакия. Им же сооружен Румянцевский обелиск с красивыми скульптурами на пьедестале).

При Императоре Павле Камерон был назначен архитектором Адмиралтейства с жалованием в 3.000 р. по его собственному желанию.

По-видимому, он был хорошо обеспечен, потому что этого жалования не хватало Захарову, занявшему в 1803 году место Камерона. С другой стороны известно, что у Камерона была большая библиотека. Нужно думать, что в последние годы жизни он не мало помогал молодым зодчим, так как иначе, едва ли, Воронихин мог так приблизиться к его стилю.

Камерон приехал в Россию с обильным запасом теоретических идей как английского палладианства, так и археологических заимствований из античного мира. Вначале он увлекался и китайщиной, благодаря сочинениям своего соплеменника Чэмберса, и воспроизводил архитектурно мотивы античных росписей. Чем дальше, тем творчество его делалось совершеннее, формы рациональнее, и в своих последних работах он является классиком в лучшем смысле этого слова.



В.Я. Курбатов. Петербург | От редакции | Оглавление | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru