Журнал "Наше Наследие" - Культура, История, Искусство
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   

Редакционный портфель Записки корнета Савина, знаменитого авантюриста начала XX века

Записки корнета Савина: Предисловие публикатора | Содержание | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 | Валя. Быль. | Послесловие публикатора | Примечания | Фотоматериалы


IX

Карнавал

В Рим я приехал за два дня до начала карнавала и остановился в лучшем отеле, где заранее заказал себе отделение. Это необходимая предосторожность, так как с приближением карнавала отели битком набиты и даже заняты бильярдные, курительные и ванные комнаты.

Читая газеты, в которых публикуются списки приезжающих, вы удивляетесь количеству английских имен. Карнавал в Риме едва ли не самый интереснейший в мире. От раннего утра первого же дня масленицы все здесь охвачены крайним возбуждением. Вашей прислуги нет дома. Она, переодевшись в какие-то яркие лоскуты, наклеив себе искусственный нос из папье-маше и длинную бороду, отправилась на улицу. Портье, этого первого лица в гостинице, тоже нет, и на его месте стоит какой-то неуклюжий гарсон.

Сегодня каждый добрый римлянин изображает собою арапов, полишинелей, чертей и т. д. Выходите вы на улицу, на площадь, - везде одно и то же, везде бесшабашный маскарад. Все сословные различия на эту неделю упразднены. Чопорные аристократки отвечают на любезности переодетого лакея, вчерашний нищий под маской и в бумажном домино вскочит в карету к княгине Боргезе и, стоя на подножке, весьма развязно станет разговаривать с ней. На балконах черноглазые римлянки сами заводят беседы с проходящими внизу французами и кокетничают с ними, что, по законам карнавала, нисколько не удивительно. На всех перекрестках музыка, пляска, пение.

Общины слепых, глухих и всяких калек, все эти отлично организованные специальности римского нищенства, во время карнавала непременно вместе. Они все разрядились в разноцветную бумагу, как самый дешевый материал, и за своими вожатыми, держась друг за друга, ходят по улицам и площадям, давая серенады на гитарах. Дикое впечатление производят эти калеки в пестрых, шутовских лохмотьях и веселых масках. С этими общинами нищих успешно конкурируют студенты и вся учащаяся молодежь, которой в это время полон весь Рим. Университетская молодежь в этом отношении делится на два разряда: богачей, одетых в традиционный костюм средневекового студенчества из бархата и атласа, и бедняков в оборванных плащах и порыжелых шляпах. Первые веселятся, вторые пользуются карнавалом, чтобы заработать деньги. Студенты первой категории ходят по домам знакомых аристократов, вторые останавливаются под балконом их палаццо и подставляют свои широкие шляпы для мелочи, которую им бросают сверху.

Из всех подгородных деревень крестьянская молодежь тоже является сюда. Она одета в живописные костюмы римской Кампаньи. Ее музыкальные инструменты - бубны, дудки, мандолины.

Многие из этих гуляющих по городу крестьянских компаний направляются также ко двору короля. Тут начиналась хоровая серенада, исполнявшаяся до того торжественно, что королева Маргарита, слушавшая их с балкона, просила иногда повторить.

Будучи свидетелем такой серенады перед дворцом, я думал, что король бросит деньги. Оказалось, что этого от него бы не приняли, и Гумберт39 нашелся: он вышел из дворца и, войдя в круг, благодарил их в сердечных словах и всем участникам жал по очереди руки.

Королева же сверху бросила им букет, который они тут же разделили между собой.

Идя с площади дворца по направлению к Корсо, я встретил комическое шествие. Человек тридцать-сорок молодежи были переодеты женщинами, но женщинами в дезабилье: в женских рубашках, панталонах с кружевом и прошивками, турнюрах, корсетах и самых эксцентричных шляпах, и все это без верхнего платья. Толпу эту встречал и провожал гомерический хохот, и они заигрывали со встречными мужчинами.

Усталый, вхожу я в кафе и сажусь на первый стул. Вдруг все, сидевшие в кафе, бросились к окнам. Оказалось, что проезжает королевская чета. Королева Маргарита, ехавшая в открытой коляске, раскланивалась с толпой. Компания ряженых окружила экипаж. Один забрался в коляску и начал бесцеремонно болтать с королевой. Король Гумберт ехал рядом верхом. На спину его лошади карабкается какая-то маска. Король ни слова: таков обычай.

- Эй, Гумберт! - кричит ему из публики яркий арлекин. - Я знаю, отчего ты не весел.

- Отчего?

- Оттого, что твоя Бианка уехала!

- Что же делать. Ничто не вечно, - отвечает король и дает шпоры лошади. Сидевшая на спине его лошади маска летит вверх ногами.

Кругом хохот.

Дальше королю приходится выслушивать массу разных острот по своему адресу...

Как только зажгут фонари и разъедутся шатающиеся с Корсо, на всех площадях начинаются танцы. Шум становится оглушительным, движение бешеным. Толпа повсюду такая, что трудно через нее протолкаться. И все это длится за полночь...

Повеселившись, повидав все и побывав везде, я посетил Неаполь, Пизу, Геную, Турин, затем снова вернулся на несколько дней в Рим и получил аудиенцию у папы Льва XIII, который подарил мне, вместе с благословением, прелестные перламутровые четки. Из Рима я уехал в Милан, где думал остаться два дня, но тут со мной случилось нечто романтическое.



Записки корнета Савина: Предисловие публикатора | Содержание | 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 | Валя. Быль. | Послесловие публикатора | Примечания | Фотоматериалы

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru