Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
В выставочном зале «Нашего наследия»
Графические листы Станислава Морозова
Станислав Морозов – художник филигранного мастерства, автор, способный создать с помощью туши и пера на белом листе бумаги впечатляющие картины мира, даже если они явлены зрителю в натюрмортах из простых вещей и, казалось бы, в незатейливых пейзажах. Скромный предмет, дерево, старая фотография обретают в графике этого художника масштаб монументальный, так и хочется сказать – вселенский. А нередко встречающиеся в его графических полотнах старые фотографии, сохранившие для нас запечатленное былое, дают ключ к пониманию той созерцательности всего сущего, что волнует этого блистательного мастера.
«Мерцающие чудеса визуальной медитации в монументальных рисунках тушью С.Морозова, – их никак не присоединишь к графике», – отзывался о работах Станислава Морозова известный специалист по современному искусству, искусствовед и художественный критик А.К.Якимович.
Творчески Станислав Морозов был успешен во многих своих устремлениях. Будучи архитектором, участвовал в проектировании жилого комплекса на Байконуре. Работая на телевидении, как художник-постановщик литературно-драматических программ, осуществил более 100 спектаклей. Он сотрудничал с такими режиссерами как А.Эфрос, П.Фоменко, М.Казаков, Р.Виктюк, Б.Морозов, В.Прудкин. Сценография и сегодня остается основным занятием С.Морозова как практикующего художника и как профессора, заведующего кафедрой сценографии Российского государственного университета театрального искусства (ГИТИС).
Многогранность дарования С.Морозова как будто бы спрессована в том, как сделана его уникальная графика – интонационная сдержанность изобразительного повествования, архитектоническая выверенность ритмов композиционных ходов и имперсональный графический штрих, создающий иллюзию фотографической реальности.
Стилистика графики С.Морозова 1990-х – 2000-х годов корреспондируется с тем направлением, которое в изобразительном искусстве, по определению Ю.Герчука, получило название «тихая графика», возникнув в 1970-е годы, как антитеза брутальной графики «шестидесятников». Однако композиционным решениям этого мастера свойственно особое качество, которое в иконописи называется «предстояние». Может быть, здесь проявили себя гены – предки С.Морозова были иконописцы. Фотография, как способ отображения реальности, с момента своего возникновения постоянно подпитывалась опытом изобразительного искусства. Но и изобразительное искусство в разные периоды своего развития использовало фотографию как символ «запечатленного времени», вводя ее в современный художественный контекст.
Лучшие графические полотна С.Морозова обладают мощной визуальной коммуникацией, не выразимой словом тайной чувственного освоения пространства, в которое зритель может погрузиться, если созданное автором найдет в нем отклик.
На многолюдном вернисаже были друзья Станислава Морозова, художники, искусствоведы, преподаватели ГИТИСа, ВГИКа, МАРХИ – Н.Нестерова, С.Алимов, Л.Писарев, В.Архипов, В.Суковицын, А.Акельева, А.Косульникова, Н.Нежникова, О.Максимов, А.Диллендорф, В.Мейланд, С.Кавецкая, Т.Михайлова, С.Жаворонков, О. и Е.Вельчинские, священник о. Сергей Резников.
В рамках открытия выставки для многочисленных студентов ГИТИСа главный художник журнала «Наше наследие» А.Рюмин сделал обзорное сообщение о взаимовлиянии изобразительного искусства и фотографии.
|
|