Архив событий Проект редакции журнала «Наше наследие»
В нашем выставочном зале
«Пикториальная фотография» Николая Петрова
Продолжая традицию выставок из семейных архивов, редакция журнала «Наше наследие» представляет фотографии Николая Александровича Петрова (1875 – 1940), одного из основоположников русской художественной фотографии.
«Художественная фотография, как и всякое искусство (независимо от направления, будет ли это реализм или символизм), – имеет своей задачей не копирование действительности, а воспроизведение субъективных представлений от этой действительности, создавшихся в психике художника», – так формулировал в начале ХХ столетия на страницах журнала «Вестник фотографии» Николай Петров свое кредо.
Н.А.Петров родился в Ельце в семье потомственного почетного гражданина Александра Александровича Петрова. Развитию его творческой натуры во многом способствовала семейная обстановка. В домашнем архиве, в упоминаемом круге общения семьи, называются имена И.И.Левитана, Ф.О.Шехтеля, Н.П.Чехова, В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, М.В.Нестерова, К.В.Лебедева. А строительство опекаемого родом Петровых Вознесенского собора в Ельце, начатое еще в 1840 году, было осуществлено по проекту К.А.Тона, архитектора Храма Христа Спасителя в Москве.
Всю свою жизнь Н.А.Петров посвятил фотографии. Его профессиональный дебют состоялся в 1896 году на фотовыставке в Риге, где он получил высшую награду – Золотой жетон. Он вступает в киевское фотографическое общество «Дагерр», с 1906 по 1911 год возглавляет его и продолжает публиковать свои статьи по теории фотографии. Затем он становится сотрудником журнала «Вестник фотографии», где с 1912 года заведует художественным отделом. В 1912 году Н.А.Петров выпустил в Германии книгу «Художественная фотография в России», а в Англии в 1913-м – «Пикториальная фотография в России». На международных художественных фотовыставках в Дрездене (1909), Будапеште (1910), Гамбурге (1911), Данциге (1911) и киевском Салоне (1911) он достойно формирует русские отделы и сам представляет их. Его профессиональный авторитет был столь высок, что позволял ему собирать на киевские Салоны выдающихся мастеров Европы и Америки и, конечно, лучших фотографов России. В 1909 году Н.А.Петров становится членом-корреспондентом Дрезденского фотографического общества, позже членом-корреспондентом Гамбургского общества ревнителей фотографии. В 1913 году избирается почетным членом Российского фотографического общества.
«Каждый снимок, – писал Н.А.Петров, – каков бы он ни был, в большей или меньшей степени носит следы индивидуальности фотографа, и если снимок лишен художественных достоинств, то причиной этого является не бездушность аппарата, которым он снят, а бездушность фотографа, или его художественное невежество, или, наконец, его недостаточное знакомство с фотографической техникой».
Выставка в журнале «Наше наследие» состоялась вслед за публикацией Нины Красовитовой в 105 выпуске журнала, благодаря её инициативе и предоставленным материалам из её семейного архива.
|
|