|
|
|
Сегодня в редакционном портфеле журнала «Наше Наследие»
В рубрике размещаются публикации, не вошедшие в печатную версию журнала или напечатанные с сокращениями:
|
Самая таинственная сила в человеке – память. Сплошность, текучесть, изменчивость – вот характеристики ее структуры. Детство, отрочество, любовные переживания, дом и странствия, одиночество, разочарования, редкие мгновения счастья, литературные реминисценции, сплавленные в единый поток сознания, в своеобразную исповедь, – все это поднимает некий, казалось бы, частный случай до общности всем знакомого и всеми пережитого, заставляет нас оглянуться на мир – внутренний и внешний, – и мы с удивлением узнаем в нем близкие, но до сих пор не подмеченные, не осознанные черты.
|
|
Книга названа Марией Степановой изысканно: «Памяти памяти. Романс».
«Картинка деревянного цвета и сама словно замощена деревом, всё дощатое, стена дома, забор, сарайчик, какое-то крылечко лепится сбоку, кот близко, но куры ещё сохраняют достоинство, девочка в новом гимназическом платье – видно, как лихо прострочены широкие рукава, – даёт понять, что смирилась и готова фотографироваться, хотя и не очень понимает, зачем это нужно. На улицу вынесли венский стул, усадили, поставили камеру, и девочка улыбается, гордится и иронизирует».
|
|
Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский — известен всем, кто интересуется историей и культурой России. Казалось бы, нет недостатка интервью с ним, но количество новых не убывает. Он не был бы так интересен своим прошлым, не будь интересно его настоящее. Повторим общеизвестные факты: он князь, Рюрикович, элегантный и воспитанный господин, человек необычайно сложной и горькой судьбы, одновременно принадлежащий и европейской и русской культурам. Он геолог, банкир и меценат. В его судьбе тюрьма КДС и Оксфорд, финансовый успех и глубокое понимание искусства Серебряного века.
|
|
Автора заинтересовали два портрета работы П.Ф. Соколова, изображающих двух прекрасных дам первой трети ХIХ века. Судя по прическе, свойственной этому времени, оба портрета написаны во второй половине 1820-х годов. Кто же на них изображен? И верна ли их традиционная атрибуция?
|
|
В поисках внятного отклика на смутные, а то и непрошеные – неумышленные – вопросы души художник набредает, порой, на жанровые предпочтения ему прежде далекие, творчески не свойственные или содержательно его мироотношению не присущие. Таким явственным откликом, прервав долгую чреду пейзажных работ, у петербуржца Анатолия Маслова стал портрет Пушкина, приобретенный в 2005 году Литературным музеем Пушкинского Дома.
|
|
В 1960—1970 годы в эпоху директивного перехода нашей архитектуры от неоклассики к современному функционализму над уникальным и выдающимся историко-культурным контекстом Ленинграда нависла серьезная угроза. Новая архитектура вольно или невольно внедряясь в этот контекст была готова демонстрировать свой антиисторизм, свою современную технологию и свой авангардный язык, чуждый фигуративному языку исторического наследия…
|
|
Блокадные дневники 1941–1943 годов ленинградского военного журналиста и писателя Арифа Сапарова не предназначались для печати. Они давали возможность их автору – а ему не было и тридцати лет – как бы вести непрерывную беседу с самим собой, ежедневно запечатлевая и осмысляя события и факты блокадного лихолетья. Это своего рода зеркало, в котором нашли непредумышленное отражение многие лица, обстоятельства и настроения и в котором возникает непосредственный образ драматических будней осажденного Ленинграда. Разумеется, некоторые эпизоды, упомянутые и зафиксированные А.Сапаровым в дневниках, были впоследствии воссозданы им в документальных книгах «Дорога жизни», «Январь сорок второго», «Четыре тетради», «Ради тебя, товарищ» и других. Но многие яркие подробности происходившего на ленинградской земле долгое время не могли быть обнародованы по цензурным соображениям.
Сегодня мы имеем возможность предложить читателям отрывки из дневника А.В.Сапарова, свидетеля и активного участника сражения за Ленинград, предоставленные нам сыном писателя – Мирсаидом Сапаровым.
|
|
Мысли по поводу вновь найденного оригинального письма русского художника А.А.Иванова
Это письмо знаменитого русского художника Александра Андреевича Иванова (1806-1858) никогда не было опубликовано в его настоящем виде и никогда не служило предметом анализа ученых исследователей. Неоднократно публиковался лишь неполный черновик данного письма, происхождение которого оставалось совершенно неясным. Между тем письмо в целом содержит важные сведения о первоначальном периоде жизни художника в Риме, его товарищах – «пенсионерах» Академии художеств, как и он, приехавших сюда для завершения художественного образования (а среди них тогда был и прославленный Карл Брюллов – вечный соперник Иванова). Важное значение вновь найденного документа раскрывается в подробном комментарии к нему исследователя и коллекционера А.Н.Севастьянова.
Текст статьи публикуется в авторской редакции.
|
|
(Неизвестное письмо И.Ф.Анненского Ю.Н.Верховскому)
Публикация и статья А.К.Гоморева
Юрий Никандрович Верховский (1878–1956) — представитель так называемого классического символизма, историк литературы, переводчик с французского, итальянского, испанского, польского языков — долгое время считался полузабытым поэтом. После почти полувекового перерыва творчество Верховского возвращается ныне к читателю. Вышло собрание сочинений поэта «Струны» (М.: Водолей Publishers, 2008), подготовленное В.В.Калмыковой; среди сетевых публикаций нельзя не отметить работы исследователя, выступающего под ником «lucas-v-leyden», который выкладывает и комментирует в своем журнале (http://lucas-v-leyden.livejournal.com) неизданные стихотворения Верховского 1940–1950-х гг. (в основном, по материалам, хранящимся в РГБ и РГАЛИ).
Существуют, однако, лакуны и в дореволюционной биографии поэта. Среди корреспондентов Иннокентия Анненского в недавно изданном двухтомнике его писем (СПб., 2007, 2009) имя Юрия Верховского отсутствует. Найденное в частном архиве письмо Анненского подтверждает факт многолетнего знакомства, о котором Верховский пишет в своей «Автобиографии» (1926).
|
|
В Государственном Литературном музее к 75-летию его основания был осуществлен выставочный проект «Немое красноречие вещей», в котором фрагменты литературно-биографических хроник XVIII–XX веков строились на комплексах мемориальных предметов, впервые так широко представленных. Оказавшись на первом плане, личные вещи писателей не только привлекли внимание к своим владельцам, дали понимание «вещественного» существа писательской работы: из какого сора, по словам Ахматовой, она состоит, но и обрели новые культурные смыслы как визуальные знаки эпохи.
Личным вещам и семейным реликвиям российских писателей — от Державина до Солженицына — посвящена книга-альбом, подготовленная сотрудниками музея, которая выходит в издательстве «Три квадрата».
Предлагаемые вниманию читателей статьи рассказывают об историческом, повседневном, литературном и музейном бытовании вещей писателей и знакомят с будущей книгой.
|
|
(Воспоминания актрисы). Записал Виктор Борзенко
В этом году исполняется сто лет со дня рождения выдающегося артиста Георгия Менглета. Его супруга Нина Архипова недавно начала писать мемуары, в которых намерена рассказать об их совместной жизни, о времени и о судьбе, преподносившей так много парадоксальных «сюрпризов». Однако не только совместная жизнь с Менглетом, но и судьба самой Нины Николаевны представляет не меньший интерес: нэп, довоенная Москва, Театр Вахтангова, Театр сатиры… А из имен тех, кто её окружал, можно составить словарь замечательных людей ХХ века – Цецилия Мансурова, Вера Марецкая, Рубен Симонов, Борис Барнет, Юрий Любимов, Борис Горбатов…
Публикуем избранные главы этой рукописи.
|
|
(А. Я. Булгаков. Из «Современных записок и воспоминаний моих»). Публикация Сергея Шумихина
Дневник Александра Яковлевича Булгакова (1781—1862) остается, пожалуй, единственным источником такого уровня и масштаба, опубликованным до сих пор лишь частично. Даже знатокам ХIX века сегодня А. Я. Булгаков, служивший в 1834 году в должности московского почт-директора, известен преимущественно в связи с перлюстрацией письма Пушкина к жене. Эта история заслонила в общественном сознании реальную фигуру Булгакова, который, думается, все же был более сложным и значительным человеком, соединившим, по определению Ю. М. Лотмана, «в одном лице Шпекина и Загорецкого».
|
|
(К проблеме авторства М.А.Шолохова). Публикация подготовлена Л.Н.Бодровой
В постсоветском литературоведении «шолоховский вопрос» (об авторстве романа «Тихий Дон») грозит превратиться, если уже не превратился, в «шекспировский» или «гомеровский», то есть принципиально не разрешимый. Стремление приверженцев авторства Шолохова поставить точку в этой дискуссии (еще бы: ведь найдены рукописи!) лишь подливает масла в огонь. Обнаруженные еще в середине 1980-х, документы, однако, попали в государственный архив и стали достоянием общественности лишь на рубеже веков (теперь они появились и в Интернете). Противники же утверждают, что рукописи (по крайней мере, эти рукописи) ничего не доказывают. По их мнению, точку поставила книга З.Бар-Селлы «Литературный котлован. Проект “писатель Шолохов”» (М., 2005).
Так или иначе, но мы хотели бы оказать услугу будущим беспристрастным исследователям вопроса, внеся свой лепт в дело утверждения истины.
|
|
В 1936 году в Москве началось движение по «переброске» молодых театров из столицы в крупные центры Советского Союза. МХАТу-2 было предложено ехать в Киев, Театру под руководством Рубена Симонова и Студии Каверина – на Урал. «Эти коллективы, – вспоминал режиссер Театра-студии Завадского Сергей Бенкендорф, – отказались выехать из Москвы и… очень скоро окончили свое существование. Завадский же согласился переехать в Ростов». Судя по всему, именно это спасло талантливого режиссера и его труппу от возможных преследований.
|
|
Валентин Осипович Стенич — примечательная фигура в литературной жизни 1920–1930-х гг. Блестящий переводчик, открывший русскому читателю Джойса, Дос Пассоса и Фолкнера, автор либретто к «Пиковой даме» Мейерхольда, поэт, — Стенич, прежде всего, вошел в сознание современников как денди. Именно эта ипостась его личности привлекала всеобщее внимание и запомнилась мемуаристам…
Попытка проанализировать все известные факты биографии Стенича, его литературное поведение, а также собрать сохранившиеся тексты (Стенича и о Стениче) предпринимается автором впервые.
|
|
Про «Дом, в котором…» М. Петросян так и тянет написать не статью, а еще один роман: слишком много хочется о нем сказать. Такая это книга – сложная, живая, яркая. Написанная словно вопреки всем читательским ожиданиям. |
|
Никогда прежде в театральных рубриках не было такого количества предательских сообщений, как в 1917 году. Впечатление, что повсеместное ябедничество с головой накрыло страну уже до начала сталинских репрессий. Любая газета фактически каждый день преподносит сюрпризы: то вчерашние коллеги начинают информационную войну друг против друга, то дирекция сбегает от своего коллектива в эмиграцию, то артист не является на спектакль «по политическим соображениям»… При этом сами публикации все чаще приобретают бульварный оттенок – журналисты не стесняются в выражениях, словно выскочила пружина, которую долго сжимали.
Заметка написана в эйфории от происходящих в стране перемен. Дело в том, что в феврале 1917 года в театрах была отменена цензура. «Театры получили, наконец, право самостоятельно решать, какие пьесы ставить, – писала 3 марта 1917 года газета «Приазовский край». – Но главное, режиссеры освободились от удушливых поручений театральной дирекции. И справедливый арест В.А. Теляковского – тому подтверждение. На протяжении многих лет руководители театров шли на разные ухищрения, чтобы не обидеть дирекцию, но в то же время и не потерять своего зрителя. За свой диктат Теляковский будет привлечен к ответу».
|
|
История нашей словесности чрезвычайно богата талантами. И при этом бездарно ими пренебрегает, не замечает, забывает. Для целых исторических периодов довольно с полдесятка раскрученных имен. Вот, например, джентльменский набор для 1920–1930-х: Булгаков, Зощенко, Ильф и Петров, Шолохов, Алексей Толстой — без них нельзя. Для чуть более продвинутых — Исаак Бабель, Андрей Платонов, Артем Веселый. Горький — на положении свадебного генерала: мало кто сегодня интересуется его главной книгой «Жизнь Клима Самгина».
А Сергей Заяицкий? А Леонид Добычин? А Сигизмунд Кржижановский? Многие ли слыхали эти имена?
Писатель Борис Александрович С а д о в с к о й (1881–1952), уже известный посетителям нашего сайта как адресат писем Г.П.Блока, также оказался вытеснен на периферию литературы. Помещаем его неопубликованный роман «Охота», окончание которого было, по всей видимости, утеряно. Предисловие, публикация С.В.Шумихина.
|
|
До революции 1917 года в России (в разные периоды) издавалось порядка 300 журналов, альманахов и газет, посвященных театру. В Советское время количество театральной периодики значительно увеличилось – около 500 наименований. Однако же основная часть этого массива по нынешний день остается мало изученной. В учебниках по истории журналистики упоминается только несколько крупных журналов XIX или начала ХХ века – «Репертуар и Пантеон», «Театр и искусство», «Маски», «Рампа и жизнь». Из театральных журналов Советского периода наиболее известны разве что «Театр», «Театральная жизнь» и «Современная драматургия».
|
|
Вспоминает актриса МХТ Кира Головко Главы из большой книги воспоминаний Киры Головко, которая готовится к выходу в издательстве "Искусство XXI век". Для Московского Художественного театра актриса Кира Головко остается единственным человеком в труппе, кто про старый МХАТ знает все. Она играла в спектаклях, поставленных Немировичем-Данченко; дружила с Книппер-Чеховой и Андровской; была рядом с Хмелевым в последние часы его жизни; выходила на сцену, когда в зале сидел Сталин; помнит, как хоронили Станиславского… |
|
Михаил Кузмин из поэта полузабытого и периферийного давно уже перешел в разряд ключевых фигур Серебряного века. Дневник Кузмина освещает изнутри едва ли не третью часть всей жизни поэта. Нам известны записи - не всегда регулярные, но в большей своей части все же ежедневные, - более чем за двадцать лет. |
|
Из нашей почты 9 июня исполнилось 100 лет известному советскому литературоведу Анатолию Андреевичу Волкову (1909-1981), автору многочисленных учебников и монографий о творчестве Есенина, Бунина, Куприна, литературном движении конца ХIХ - начала ХХ вв Накануне юбилея наш корреспондент Игорь ПОПОВ встретился с сыном писателя, журналистом В. А. Волковым. Владимир Анатольевич сам задал беседе несколько неожиданный поворот. |
|
В наши окаянные дни, ознаменованные аферами Сергея Мавроди, "генерала Димы", "племянника" М. С. Горбачева Андрея Разина и десятков других, не столь раскрученных в СМИ мошенников, вполне обоснован возродившийся интерес к имени знаменитого авантюриста конца XIX - начала XX в. корнета Савина. Собственноручные "Записки корнета Савина" до сих пор оставались на страницах малодоступной дореволюционной газеты. Публикуем их впервые после 1913 года. ..... |
|
Творчество писателя Николая Александровича Карпова (1887-1945) никогда не привлекало к себе читательского внимания. Жизнь писателя была намного интересней его произведений. Никогда не публиковавшиеся воспоминания Карпова, законченные около 1939 и названные в духе времени "В литературном болоте", сохраняют значительный интерес как свидетельство современника и очевидца о быте и нравах петербургских газетчиков и литераторов предреволюционного десятилетия. Рукопись публикуемых воспоминаний хранится в РГАЛИ..... |
|
Эта скандальная семейная история эпохи Николаевского царствования заставила говорить о себе все светское общество, а Пушкина - сделать несколько записей в дневнике 1834 года. О ней ходило много сплетен и кривотолков. Подробный и достоверный комментарий к событиям дает незаменимый архивный источник.... |
|
Главный редактор журнала «Наше наследие» Владимир Енишерлов ответил на вопросы газеты «Информпространство». Его ответы представляют собой своеобразные записки о культуре. Сегодня мы представляем фрагменты этих записок... |
|
Ошибка, допущенная кем-либо из пушкинистов, вообще историков литературы, много десятилетий назад, кочуя из работы в работу, незаконно обретает права гражданства в нашем представлении об ушедшей эпохе. Подобные случаи в археографической практике не так уж редки. Сразу несколько таких ошибок, связанных с именами известного вельможи, московского хлебосола князя С.М.Голицына и бросившей его жены, еще более известной la Princesse Nocturne, исправляет Сергей Шумихин.... |
|
"Скит". Прага 1922-1940: Антология. Биографии. Документы / Вступ. ст., общая ред. Л.Н. Белошевской; Сост., биографии Л.Н. Белошевской, В.П. Нечаева. М.: Рус. путь, 2006. 768 с. |
|
Среди рукописей Пушкинского Дома отыскалась недавно связка старых писем. Это ранняя молодость Фета, утро дней, как он говорил.
Об этой поре его жизни известий дошло очень мало, а юношеского голоса самого Фета, если не считать его первых стихов, мы и вовсе еще не слыхали.
|
|
К 250-летию Российского театра
История Малого театра началась задолго до того, как он стал давать спектакли в том театральном здании, от которого получил свое название. Вторую половину XVIII века многие исследователи считают предысторией русского театра, а справедливее считать ее первой и важной главой этой истории... |
|
Ксения Тихомирова (О.В.Смирнова) родилась в Москве в 1955 году. Окончила филфак МГПИ («ленинского»). Участвовала в создании двух нестандартных школ (в частности памятной многим физико-математической школы № 542 при МИФИ).
|
|
Эту тетрадь подарил один поэт другому, а было это на одном из островов знаменитого теперь архипелага ГУЛАГ, а точнее, в концлагере №7 Дубровлага в Мордовии, летом 1962 года... Один был теперь хорошо известный поэт Валентин Петрович Соколов - Валентин З/К, как он сам подписывал свои произведения. Другой - никому не известный и поныне, тоже поэт Сергей Алексеевич Молчанов…
|
|
Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы Владимира Яковлевича Курбатова (1878–1957). Текст передан по современной орфографии с сохранением некоторых, в том числе и авторских, особенностей. Все написания имен, как правило, сохранены (однако в связи с разнобоем в этих написаниях в ряде случаев, мы старались их унифицировать, если удавалось уловить определенную тенденцию в этом разнобое). |
|
К 1000-летию Казани
Шестнадцать писем, датированных 1874-1878 гг., содержат богатый материал из истории духовной жизни Казани первой половины XIX века... |
|
К 60-летию Победы
Эта книга - документальная повесть. Все в ней - бесхитростная правда, история, записанная сразу по окончании войны, пока еще все свежо в памяти... |
|
|
|