Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 99 2011

Наталья Михайлова

Наталья Михайлова

 

«Министр, поэт и друг»

 

В те благословенные времена, когда жил Иван Иванович Дмитриев, стихотворцы нередко сочиняли «надписи к портретам». Например:

 

Министр, поэт и друг: я всё тремя словами,
Об нём для похвалы и зависти сказал.
Прибавлю, что чинов и рифм он не искал,
Но рифмы и чины к нему летели сами!1

 

Так в 1810 году Н.М.Карамзин представил министра юстиции Российской империи, поэта и своего друга. Краткость не помешала точности образа, подтверждаемого многочисленными свидетельствами современников и самохарактеристикой И.И.Дмитриева, созданной им в мемуарах «Взгляд на мою жизнь» (1825):

«Без покровителей, без происков, без нахальных требований счастлив был в чинах и отличиях, и все это, кроме чистейшей благодарности, ничего мне не стоило. <…> Как бы то ни было, но я должен быть признателен к счастливой звезде моей: едва кто из моих современников преходил авторское поприще с меньшею заботою и большею удачею»2.

Что же касается дружества, о котором идет речь в выше приведенном четверостишии, то, быть может, о даре дружбы И.И.Дмитриева лучше всего судить по его отношениям именно с Н.М.Карамзиным, с которым он, десятилетний отрок, встретился впервые в 1770 году на свадебном пиру в Симбирске. «Увидел я в первый раз пятилетнего мальчика в шелковом перувьеневом камзольчике с рукавами, — вспоминал Дмитриев. — Это был будущий наш историограф Карамзин»(286–287). Живя позже в Москве, они виделись почти каждый день. В разлуке личное общение заменяла переписка — известно 358 писем Н.М.Карамзина к И.И.Дмитриеву (ответные письма к сожалению, не сохранились). В «Московском журнале», издававшемся Карамзиным в 1790–1792 годах и начал печататься Дмитриев. Здесь увидели свет многие стихотворения, которые прославили его имя. И.И.Дмитриев дорожил мнением Карамзина: «С каким нетерпеньем ожидал от него отзыва! С какою радостию получал его! С каким удовольствием видел стихи мои уже в печати! Каждое слово моего доброго друга было поощрением для дальнейших стихотворных занятий»3.

Заслуги Дмитриева перед Отечеством неоспоримы. Он прошел военную службу, преуспел на поприще статском, будучи товарищем министра в Департаменте уделов, обер-прокурором Сената, членом Государственного совета, министром юстиции.

Утверждая в поэзии чистоту слога, гармонию и вкус, реформируя литературный язык, И.И.Дмитриев оставил обширное литературное наследие. Ему принадлежат сатирические и лирические стихотворения, стихотворные сказки, басни, дружеские послания, мадригалы, альбомные стихи, эпиграммы. Стихи его почитались современниками образцовыми. Без мемуарной и эпистолярной прозы Дмитриева наше представление о русской истории, литературе, культуре и быте конца XVIII – первой трети XIX века было бы существенно неполным.

Коротко общавшийся с Г.Р.Державиным, знавший Д.И.Фонвизина и И.А.Крылова, И.И.Дмитриев был близок с В.А.Жуковским и П.А.Вяземским. А.С.Пушкина он знал с детских лет, восхищался его поэтическим гением. И.И.Дмитриев любил литературную молодежь, которая почитала патриарха русской поэзии. Как писал П.А.Вяземский, вокруг И.И.Дмитриева «сновалась» вся русская литература его времени.

Благородство и независимость отличали его. О притягательности его личности свидетельствуют уважение и искренняя привязанность к нему многих замечательных людей.

Уроженец Симбирской губернии, И.И.Дмитриев многие годы провел в Москве, став своего рода достопримечательностью первопрестольной.

Стихи Дмитриева до сих пор живут в нашей культуре. Правда, в отдельных крылатых выражениях, фразах, эпиграфах и т.д., но живут. Когда мы, например, говорим, что кто-то беззастенчиво присваивает чужой труд, то иронически произносим: «Мы пахали!» А ведь это слова из басни И.И.Дмитриева «Муха». Кто сейчас отождествляет эти слова с именем Дмитриева? Седьмую московскую главу «Евгения Онегина» предваряет эпиграф из стихотворения И.И.Дмитриева «Освобождение Москвы». Но кто из наших современников читал это стихотворение? Для того чтобы узнать, что И.И.Дмитриев встречался с Татьяной Лариной у ее скучной тетки, надо заглянуть в комментарий к пушкинскому роману. Всегда ли это делают читатели?

На выставке в Государственном музее А.С.Пушкина, приуроченной к 250-летнему юбилею И.И.Дмитриева, были показаны ценнейшие материалы из многих музеев, архивов, библиотек: портреты И.И.Дмитриева, его автографы, письма к нему, прижизненные издания и около трехсот томов, среди которых и книги с инскриптами из его богатейшей библиотеки. Впервые воссоединились реликвии, связанные с И.И.Дмитриевым, и во многом по-новому раскрылся его облик.

В 1799 году, в год рождения Пушкина, Дмитриев вышел в отставку и переехал из Петербурга, где он находился на государственной службе, в Москву. Он жил в собственном доме у Красных ворот в приходе церкви Святого Харитония. К этому времени И.И.Дмитриев — известный поэт. Своим успехам на поприще литературы он обязан публикациям именно в московских карамзинских изданиях — в «Московском журнале», в альманахах «Аглая» и «Аониды». Да и позднее большая часть книг И.И.Дмитриева печаталась в Москве.

А впервые он увидел Москву в 1773 году. Его семейство спешно покинуло Симбирск, спасаясь от приближающегося пугачевского войска. Одно из первых впечатлений тринадцатилетнего подростка — московские книжные лавки и московский театр. «Посещение книжных лавок было любимою моею прогулкою, — вспоминал он впоследствии. — Большая их часть закрывала собою от Воскресенских ворот древнюю церковь Василия Блаженного» (277–278). Запомнились ему и итальянская опера, и народная комедия.

В 1775 году И.И.Дмитриев, служа в гвардейском Семеновском полку и оказавшись в Москве, стал свидетелем казни Пугачева на Болотной площади. Об этом написал он в своих записках, которые еще в рукописи были известны А.С.Пушкину, включившему в «Историю пугачевского бунта» рассказ «очевидца, в то время едва вышедшего из отрочества, ныне старца, увенчанного славою поэта и государственного мужа»4. И в «Капитанской дочке» казнь вождя народного движения описана им со слов И.И.Дмитриева.

Великому городу посвятил И.И.Дмитриев стихотворение-панегирик «Освобождение Москвы», где речь идет о победе над польскими интервентами в 1612 году.

 

В каком ты блеске ныне зрима,
Княжений знаменитых мать!
Москва, России дочь любима,
Где равную тебе сыскать?
Венец твой перлами украшен;
Алмазный скиптр в твоих руках;
Верхи твоих огромных башен
Сияют в злате, как в лучах;
От Норда, Юга и Востока —
Отвсюду быстротой потока
К тебе сокровища текут;
Сыны твои, любимцы славы,
Красивы, храбры, величавы,
А девы — розами цветут (29-30).

 

Конечно же, не случайно Пушкин предварил московскую главу «Евгения Онегина» дмитриевскими строками из приведенного отрывка — «Москва, России дочь любима, // Где равную тебе сыскать?» Стихи Дмитриева отзываются и в пушкинском описании его встречи с родным городом:

 

Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар крестами золотыми
Горят старинные главы…(
VI,154)

 

О Москве писал Дмитриев и в послании «К Г.Р.Державину», и в стихотворной сказке «Причудница», где представил старинный быт московских бояр с качелями, кукольным театром, прогулками в Марьиной Роще и, разумеется, со знаменитым московским хлебосольством. «Что матушки Москвы и краше и милее?» — говорится в ней.

И.И.Дмитриев начал службу при Екатерине II. По ложному доносу он был обвинен в заговоре против Павла I. Когда же клевета не подтвердилась, император определил его на высокие государственные посты. Министр юстиции при Александре I, поэт был обласкан и этим императором. С неудовольствием царь принял его прошение об отставке, но затем назначил председателем Комиссии по оказанию помощи москвичам, пострадавшим от нашествия французской армии. Ревностная служба И.И.Дмитриева в этой должности была высоко оценена. Он получил чин действительного тайного советника, был награжден орденом Святого Владимира. Возглавляемая им Комиссия рассмотрела более двадцати тысяч прошений, из которых пятнадцать тысяч удовлетворила.

В 1826 году в Москве, в день коронации Николая I, И.И.Дмитриев, «преждебывший министр юстиции», в числе почетных гостей был среди членов Государственного совета, Сената, министров. Присутствовал он и на торжественном обеде в Грановитой палате.

Ежедневные прогулки по Москве составляли одно из удовольствий И.И.Дмитриева. Наблюдая московскую жизнь, он прислушивался к народной речи, замечал забавные сценки (недаром П.А.Вяземский называл его «подглядатаем всего смешного»), а потом рассказывал о своих наблюдениях. Рассказы его сохранились в дневниках и мемуарах современников. И благодаря им мы можем оценить остроумие старого поэта.

«Дмитриев гулял по Кремлю в марте месяце 1801 года. Видит он необыкновенное движение на площади и спрашивает старого солдата, что это значит. ”Да съезжаются, — говорит он, — присягать государю”. — “Как присягать и какому государю?” — “Новому” — “Что ты, рехнулся, что ли?” — “Да, императору Александру”. — “Какому Александру?” — спрашивает Дмитриев, все более и более удивленный и испуганный словами солдата. “Да Александру Македонскому, что ли!” — отвечает солдат»5.

«Я, право, иногда боюсь, чтобы мужики наши не заговорили по-французски, а мы по-ихнему <…> Да мне уже и удалось подслушать на улице пьяного каменщика, приветствовавшего своего товарища: “Бонжур, мусье”, а в гостиной крестьянку-кормильцу; она, поднося к ее сиятельству двухлетнюю Додо или Коко (не помню), толкала ее в затылочек и повторяла: “скажи, матушка, мерси, мерси”»6.

«Иван Иванович трунил над застенчивым Антоном Антоновичем Антонским, профессором, преподавателем медицинских и естественных наук, директором Благородного пансиона: “Признайтесь, любезнейший Антон Антонович, <…> ваш университет — совершенно безжизненное тело: о движении его и догадываешься только, когда едешь по Моховой и видишь сквозь окна, как профессора и жены их переворачивают на солнце большие бутылки с наливками»7.

И.И.Дмитриев часто бывал в Московском университете на заседаниях Общества любителей Российской словесности, в Английском клубе, в театре и, конечно же, в гостях у знакомых, среди которых были С.Л. и В.Л. Пушкины, А.Л.Пушкина (родная тетушка А.С.Пушкина), в которую он был безнадежно влюблен (по-видимому, из-за нее он никогда и не женился).

Дом И.И.Дмитриева у Красных ворот сгорел в пожаре 1812 года. Через два года он поселился на Спиридоньевке близ Никитских ворот. Новое его жилище было построено по проекту архитектора Витберга.

Сад, который поэт любовно украшал цветами и растениями, окружал дом. «Подарок деревом или цветком, — считал И.И.Дмитриев, — прочнее прочего служит нам памятником дружбы или приязни» (364). Получал он растения из университетского ботанического сада.

Библиотека И.И.Дмитриева хранится теперь в Научной библиотеке МГУ и насчитывает около 12000 томов. «Прадедушка мой, дедушка, батюшка — все были охотники для чтения и от всех остались собрания книг», — вспоминал поэт. Основная и самая ценная часть библиотеки — книги, собранные самим поэтом, а также книги, принадлежавшие его племяннику, литератору М.А.Дмитриеву. Последним владельцем библиотеки был профессор Московского университета, историк права, сенатор Ф.М.Дмитриев. В 1904 году уникальное книжное собрание семья Дмитриевых передала в дар Императорскому Московскому университету. После смерти П.П.Бекетова, историка и издателя, двоюродного брата И.И.Дмитриева, в книжное собрание поэта попали издания, напечатанные в знаменитой бекетовской типографии в Москве, многие из книг — в единственном экземпляре, в красных марокеновых переплетах с золотыми обрезами. Ивана Ивановича интересовала всеобщая история, мемуары, исторические анекдоты, путешествия. Он собирал иллюстрированные издания. Книги XVIII — первой трети XIX века на русском, французском, немецком языках, альманахи, сборники поэзии и прозы, хранящиеся в его библиотеке, широко представляют русскую и европейскую литературу. На многих книгах, на задних форзацах — записи И.И.Дмитриева, в которых он указывал её цену, стоимость заказанного переплета. Но, разумеется, наиболее интересны издания с автографами — Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского, Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкова, П.А.Вяземского, И.Ф.Богдановича, А.С.Пушкина и многих других авторов, которые почитали за честь преподнести И.И.Дмитриеву свои сочинения.

В.А.Жуковский на обложке двуязычного издания — на немецком и русском языках — поэтического сборника переводов немецких поэтов «Для немногих», изданного в Москве в 1818 году для великой княгини Александры Федоровны, которую он обучал русскому языку, написал: «Его Превосходительству Ивану Ивановичу Дмитриеву от Арзамасца Светланы». На форзаце — запись М.А.Дмитриева: «Чрезвычайно редка, напечатана в малом числе экземпляров и никогда не продавалась».

Один из наиболее близких к И.И.Дмитриеву младших его современников, П.А.Вяземский, автор первой биографии поэта, напечатанной при его жизни, ценил общение с ним. Он подарил И.И.Дмитриеву свой перевод романа Бенжамена Констана «Адольф», вышедшего в свет в Петербурге в 1831 году, с надписью: «Его Высокопревосходительству Ивану Ивановичу Дмитриеву. На память и в знак душевной преданности от переводчика».

Свои «Опыты в стихах и прозе» К.Н.Батюшков преподнес И.И.Дмитриеву со словами: «Его превосходительству Милостивому Государю Ивану Ивановичу Дмитриеву в знак глубочайшего почтения и преданности от Автора. С. Петербург. 1817».

И.И.Дмитриев сообщал А.И.Тургеневу 2 августа 1817 года: «Недавно я имел удовольствие получить первый том Батюшковских «Опытов». Уверен, что всякий, умеющий ценить хорошее, признает его истинным литератором, с размышляющим умом, с благородными чувствами и тонким вкусом»8

Граф Д.И.Хвостов имел обыкновение дарить Дмитриеву многочисленные творения своей плодовитой музы. Иван Иванович рассказывал об этом так: «Он пришлет ко мне оду, или басню; я отвечаю ему: «Ваша ода, или басня, ни в чем не уступает старшим сестрам своим!» Он и доволен. А между тем это правда»9.

Кто только не бывал в доме И.И.Дмитриева на Спиридоньевке — А.Ф.Малиновский, историк, археограф, писатель, начальник Московского архива Коллегии иностранных дел, граф Ф.В.Растопчин, в 1812–1814 годах московский губернатор, А.И.Тургенев, археограф, директор Департамента духовных дел иностранных исповеданий, камергер — он доставал для хозяина редкие книги. Гость Ивана Ивановича граф Д.Н.Блудов, когда был поверенным в делах русского посольства в Англии, присылал ему книги из Лондона. Среди гостей Дмитриева — литератор и театрал С.П.Жихарев, Д.В.Дашков, с 1832 года — министр юстиции, М.П.Погодин, историк и писатель, профессор Московского университета. К Дмитриеву приходил молодой Н.В.Гоголь. Е.А.Баратынский в 1835 году поселился в Москве напротив дома Дмитриева, и они часто встречались. Денис Давыдов, пообедав у Ивана Ивановича, считал этот день — 21 апреля — одним из приятнейших дней своей жизни Антон Дельвиг 18 февраля 1828 года писал Пушкину: «…проезжая первопрестольный град Москву, ходил я на поклонение к поклоняемому и славимому Ивану Ивановичу Дмитриеву» (XIV, 4). На Спиридоньевке встречали Н.М.Карамзина, П.А.Вяземского, К.Н.Батюшкова, В.А.Жуковского, А.Ф.Воeйкова, который в шутливом «Парнасском Адрес-Календаре», в «росписи чиновных особ, служащих при дворе Феба» писал: «И.И.Дмитриев, действительный поэт 1 класса. По прошению уволен от поэзии в царство дружбы и славы с ношением лаврового венка»10.

К Ивану Ивановичу часто приходили его близкие друзья — московские стихотворцы В.Л.Пушкин и П.И.Шаликов. Племянник поэта М.А.Дмитриев вспоминал: «Как скоро дядя бывал вечером один и ему было скучно, он приказывал, бывало, слуге: “Вели заложить Пегаса и ехать за князем Шаликовым!” Это была пегая лошадь, которую закладывали в дорожки или в сани и привозили князя Шаликова»10.

Дмитриев и к П.И.Шаликову, и к В.Л.Пушкину, чью дружбу он искренне ценил, относился с доброй иронией. Когда в Москве выступала знаменитая певица Каталани и князь Шаликов откликнулся на ее выступление восторженной статьей в «Московских ведомостях» (он был издателем этой газеты), а восхищённый В.Л.Пушкин — французским катреном, то Иван Иванович сочинил шутливые стихи:

 

Что Шаликов сказал в газетах Каталани?
Что у него язык присох к гортани.
А Пушкин что промолвил ей?
Что у него глаза и пара есть ушей.11

 

Особенно любил Дмитриев литературную молодежь. Когда во цвете лет из жизни ушел Дмитрий Веневитинов, потрясенный Иван Иванович написал эпитафию:

 

Природа вновь цветет, и роза негой дышит!
Где юный наш певец? Увы, под сей доской!
А старость дряхлая дрожащею рукой
Ему надгробье пишет! (234)

 

Всех гостей Ивана Ивановича не перечислить. Их привлекал дом на Спиридоньевке, богатейшая библиотека, украшенная бюстами императоров, философов и писателей, коллекция эстампов (среди которых особое место занимали портреты Наполеона), гостеприимный хозяин, увлекательная беседа с ним, его остроумие. Конечно же, литература была одной из главных тем этих бесед.

«Кем-то было сказано: “Стихи мои, обрызганные кровью”. “Что ж, кровь текла у него из носу, когда писал он их?” — спросил Дмитриев».12

«Дмитриев рассказывал, что какой-то провинциал, когда заходил к нему и заставал его за письменным столом с пером в руках: “Что это вы пишите, — часто спрашивал он его, — нынче кажется не почтовый день”»13.

После смерти И.И.Дмитриева Вяземский с грустью вспоминал встречи с ним в стихотворении «Дом И.И.Дмитриева»:

 

Я помню этот дом, я помню этот сад:
Хозяин их всегда гостям своим был рад,
И ждали каждого, с радушьем теплой встречи,
Улыбка светлая и прелесть умной речи.
Он в свете был министр, а у себя поэт,
Отрекшийся от всех соблазнов и сует;
Пред старшими был горд заслуженным почетом:
Он шел прямым путем и вывел честным счетом
Итог своих чинов и почестей своих.
Он правильную жизнь и правильный свой стих
Мог выставить в пример вельможам и поэтам,
Спесь щекотливую охотно забывал;
Он ум отыскивал, талант разузнавал,
И где отыскивал — там, радуясь успеху,
Не спрашивал: каких чинов они иль цеху?14

 

Еще ребенком А.С.Пушкин видел И.И.Дмитриева в доме своих родителей. Когда Иван Иванович заметил смуглого кудрявого мальчика, он воскликнул: «Какой арабчик!» «Арабчик, да не рябчик», — дерзко ответил ему малыш (лицо Дмитриева было испещрено следами от оспы). По остроумному замечанию одного пушкиниста, «арабчик — рябчик» — первая известная нам рифма Пушкина. С детских лет он знал стихи И.И.Дмитриева. В лицейском стихотворении «Городок» «Ванюша Лафонтен» (Дмитриев переводил басни прославленного французского баснописца, сам писал басни, снискавшие успех у читателей — потому и заслужил почетное титло русского Лафонтена) назван среди других авторов, произведения которых Пушкин читал в юности. Так случилось, что Дмитриев не оценил по достоинству первую книгу А.С.Пушкина — поэму «Руслан и Людмила». 18 октября 1820 года он писал П.А.Вяземскому: «Я нахожу в нем много блестящей поэзии, легкости в рассказе, но жаль, что впадает в бурлеск» (399). Впоследствии И.И.Дмитриев, сожалея о том, что на его долю достался Пушкин «дядя», а на время потомства — Пушкин «племянник», относился к произведениям Александра Сергеевича с неизменным интересом (книги с автографами Пушкина, подаренные Дмитриеву, хранятся в Петербурге в ИРЛИ РАН — Пушкинском Доме), восторженно отзывался о них. «Вы не только поэт — протей, но и сердцевед, и живописец, и музыкант» (410) , — писал он Пушкину 1 февраля 1832 года. Когда Пушкина не стало, Иван Иванович глубоко скорбел о его трагической гибели. «Тяжело, а часто будем вспоминать его, любезный Василий Андреевич, — сокрушался он в письме к В.А.Жуковскому 26 марта 1837 года. — Думал ли я дождаться такого с ним катастрофа? Думал ли я пережить его?» (422) Иван Иванович Дмитриев скончался в том же году, что и А.С. Пушкин, будучи старше его на 39 лет.

Для Пушкина поэзия Дмитриева явилась значительной частью той поэтической культуры, которая воспитала его музу. По свидетельству Вяземского, он «незадолго до смерти перечитывал произведения Дмитриева и говорил о них с живейшим участием и уважением». Пушкинские стихотворения, поэма «Граф Нулин», роман в стихах «Евгений Онегин» включают цитаты и реминисценции из поэзии Дмитриева. Далеко не все их них отмечены в научной литературе, а некоторые примеры нуждаются в уточнении. Позволим себе привести несколько наблюдений, заслуживающих, на наш взгляд, внимания.

В первой главе «Евгения Онегина» Пушкин, описывая петербургских дам, упоминает «модных жен». В известном комментарии к роману Ю.М.Лотманом сказано, что Пушкин «имел в виду в первую очередь сатирическую “сказку” И.И.Дмитриева “Модная жена”». В самом деле, в сказке И.И.Дмитриева жена — модница

 

Супругу говорит: «Послушай, жизнь моя,
Мне к празднику нужна обнова:
Пожалуй, у мадам Бобри купи тюрбан;
Да слушай, душенька: мне хочется экран
Для моего камина;
А от нее ведь три шага
До английского магазина;
Да если б там еще... нет, слишком дорога!
А ужасть как мила!» — «Да что, мой свет, такое?»
— «Нет, папенька, так, так, пустое...
По чести, мне твоих расходов жаль».
— «Да что, скажи, откройся смело;
Расходы знать мое, а не твое уж дело».
«Меня... стыжусь... пленила шаль…» (69-70)

 

Но модная жена — еще и неверная жена. Дмитриев описывает в сказке забавную сценку: модная жена скрывает от внезапно явившегося обманутого мужа своего друга Миловзора, хитростью дает ему возможность незаметно уйти.

В «Евгении Онегине» на петербургском балу «…Ревом скрыпок заглушен // Ревнивый шепот модных жен». Нужно помнить сказку Дмитриева, чтобы понять нюансы пушкинской насмешки: его модные (неверные) жены, каких в свете много, оказывается, еще и ревнивы.

Читатели пушкинского времени хорошо знали «Модную жену» И.И.Дмитриева, опубликованную впервые в «Московском журнале» в 1792 году, к которой их отсылал пушкинский текст. Она пользовалась большой популярностью, многие ею восхищались. В.Л.Пушкин ставил это сочинение наравне с творениями Державина и Карамзина:

 

Люблю Державина творенья,
Люблю я «Модную жену»,
Люблю для сердца утешенья
Хвалу я петь Карамзину.15

 

В «Старой записной книжке» Вяземского есть рассказ о госте Дмитриева — московском священнике: «Он не любил митрополита Филарета и критиковал язык и слог проповедей его. Дмитриев <…> защищал его. “Да помилуйте, ваше превосходительство, — сказал ему однажды священник, — ну таким ли языком писана ваша «Модная жена?”»16

По свидетельству Ф.Ф.Вигеля, «…“Модную жену” <…> начали дамы знать наизусть»17

А.С.Пушкин высоко ценил эту стихотворную сказку Дмитриева. В лицейском «Послании В.Л.Пушкину» он комплиментарно представил ее создателя как «Того, которого рука // Нарисовала<…> // И мужа модного рога» (I, 251).

В письме от 15 марта 1825 года Л.С.Пушкину и П.А.Плетневу об издании своих стихотворений, там где речь шла о возможной виньетке, Пушкин процитировал «Модную жену»: «Что, если б волшебная кисть Ф.Толстого… —

 

Нет! Слишком дорога!
А ужасть, как мила!..» (
XIII, 153)

 

Созданная Пушкиным в Михайловском в 1825 году шутливая поэма «Граф Нулин» — это своеобразная вариация на тему «Модной жены» И.И.Дмитриева. Не случайно в «Опровержении на критики» (1830) Пушкин сопоставил «Графа Нулина» и «Модную жену» — «сей прелестный образец легкого и шутливого рассказа». Заметим, что обе героини, модная жена Премила и Наталья Павловна, иронически сравниваются с Лукрецией — знатной римлянкой, которая, будучи обесчещенной, покончила с собой (в литературе XVIII — начала XIX века Лукреция упоминалась как образец женской добродетели.)

В комментариях к «Евгению Онегину» до сих пор не указано, что среди возможных источников «чудного сна» Татьяны — стихотворная сказка Дмитриева «Причудница». Героиня этой сказки во сне оказывается

 

Средь страшных Муромских лесов,
Жилища ведьм, волков,
Разбойников и злых духов (87).

 

Обращает на себя внимание перекличка текстов А.С.Пушкина и И.И.Дмитриева. Сравним:

Пушкин:

 

Лай, хохот, пенье. Свист и хлоп.
Людская молвь и конский топ (
VI, 104).

 

Дмитриев:

 

То по лесу раздался хохот,
То вой волков, то конский топот (88).

 

Пушкин:

 

Татьяна ах! А он реветь. (VI, 102)

 

Дмитриев:

 

Ветрана ж: ах! И пробудилась (88).

 

Некоторые характеристики тех, кто представляет в «Евгении Онегине» большой свет, восходят, на наш взгляд, к эпиграмматическим «Надписям к портретам», сочиненным насмешливым И.И.Дмитриевым.

 

Какой ужасный, грозный вид!
Мне кажется, лишь скажет слово,
Законы, Трон — все пасть готово…
Не бойтесь, он на дождь сердит (238).

 

Развертывая эту «Надпись к портрету», раскрывая заключенные в ней возможности гротескного изображения, А.С.Пушкин создает сатирический образ «на все сердитого господина»:

 

Тут был на эпиграммы падкий,
На все сердитый господин:
На чай хозяйский слишком сладкий,
На плоскость дам, на тон мужчин,
На толки про роман туманный,
На вензель, двум сестрицам данный,
На ложь журналов, на войну,
На снег и на свою жену (
VI, 176).

 

Когда Пушкин иронично упоминал об «академике в чепце», имея в виду ученых дам, то не исключено, что этот образ восходит к «Посланию от английского стихотворца Попа к доктору Арбутнору», переведенному Дмитриевым: «автор в чепчике», то есть дама, имеющая претензии считаться поэтессой, названа здесь в ряду других незадачливых стихотворцев, «дождящих стихами». Это тем более вероятно, что Вяземский сохранил высокую пушкинскую оценку этого перевода «Послания…»: «Сейчас перечитал я переводы Дмитриева латинского поэта и английского Попа. Удивляюсь и любуюсь силе и стройности шестистопного стиха его»19.

Цитата из И.И.Дмитриева включена и в стихотворение Пушкина «Стансы» («В надежде славы и добра»), при этом она существенно изменяет смысл пушкинского текста. Напомним, что «Стансы» были написаны в 1826 году после возвращения поэта в Москву из Михайловской ссылки и адресованы Николаю I, только что вступившему на российский престол. В этом стихотворении Пушкин, сравнивая Николая I с его «пращуром» Петром I, предлагал новому царю, по существу, программу его царствования: в рассказе о «начале славных дней Петра», о его самодержавном правлении речь шла о просвещении и милосердии, о трудах и воинских подвигах на благо «страны родной». Некоторые современники Пушкина, среди которых были декабристы, обвинили его в верноподданной лести. Вокруг «Стансов» до сих пор идут споры исследователей, недоумевающих, как поэт почти одновременно со «Стансами» мог написать «Послание в Сибирь» («Во глубине сибирских руд»). В данном случае существенна выявленная нами цитата из стихотворения И.И.Дмитриева «К А.Т.С<евериной>», включенная в «Стансы». Сравним:

Пушкин:

 

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен (
III,40).

 

Дмитриев:

 

Будь честен, будь умен, чувствителен, незлобен,
Приятен, мил — во всем будь маменьке подобен (164).

 

Так Дмитриев в своем стихотворении, напечатанном в «Московском журнале» в 1791 году, обращался к младенцу, сыну Анны Григорьевны Севериной, родившемуся в 1791 году, Дмитрию Петровичу Северину, ставшему впоследствии товарищем Пушкина по «Арзамасу».

Цитата из Дмитриева представляется бесспорной: «Во всем будь маменьке подобен» — «Во всем будь пращуру подобен». Возможно и рифма «незлобен — подобен» позаимствована у И.И.Дмитриева.

Как заметил О.Э.Мандельштам: «Цитата не есть выписка. Цитата есть цикада. Неумолкаемость ей свойственна»20. Зная стихотворение И.И.Дмитриева, из которого происходит цитата, в «Стансах» императора можно представить чуть ли не в образе дитяти, к которому автор обращается с поучениями. Они сопоставимы, на наш взгляд, с теми, которые есть в шутливой стихотворной записи Пушкина, оставленной им в альбоме сына Вяземского:

 

Душа моя Павел,
Держись моих правил:
Люби то-то, то-то.
Не делай того-то.
Кажись, это ясно.
Прощай, мой прекрасный (
III,55).

 

Цитата из Дмитриева неожиданно меняет для вдумчивого читателя смысл пушкинских «Стансов», придавая тексту даже некоторый иронический оттенок. Она позволяет объяснить ранее не вполне понятное суждение П.А.Катенина, который считал, что «Стансы» — «плутовские», в них Пушкин «перетолковывает» «все на другой лад»21. Иронический смысл, который вдруг обретают пушкинские стихи благодаря цитате из Дмитриева, исключает обвинение автора «Стансов» в лести. Кроме того, на наш взгляд, таким образом снимается и кажущееся противоречие между «Стансами» и «Посланием в Сибирь».

И последнее. 11 июня 1834 года А.С.Пушкин писал жене из Петербурга: «…Летний сад мой огород. Я вставши от сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома» (XV, 157). Но ведь и здесь — цитата из И.И.Дмитриева: «Летний сад мой огород» — «Эрмитаж мой огород». Это из песни «Видел славный я дворец», в свое время очень популярной:

 

Видел славный я дворец
Нашей матушки-царицы;
Видел я ее венец
И златые колесницы.

 

«Всё прекрасно!» — я сказал
И в шалаш мой путь направил:
Там меня мой ангел ждал,
Там я Лизоньку оставил

<…>

 

Эрмитаж мой — огород,
Скипетр — посох, а Лизета —
Моя слава, мой народ
И всего блаженство света! (181–182)

 

В этом стихотворении И.И.Дмитриева 1794 года как нельзя лучше отражены те эстетические и нравственные ценности сентиментализма, которые более четверти века спустя сохраняли свое значение для А.С.Пушкина: любовь и быт взамен власти и славы, свобода в уединенной жизни вдали от светской суеты. Быть может, и сегодня нам нужно прислушаться к старому поэту Ивану Ивановичу Дмитриеву, открыть книгу его стихов и погрузиться в мир его мысли и поэзии?

 

Примечания

1 Карамзин Н., Дмитриев И. Избранные стихотворения. Л., 1953. С. 241.

2 Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986. С. 367, 325. В последующем произведения и письма И.И.Дмитриева, кроме особо оговоренных, цитируются по этому изданию с указанием в тексте страницы арабскими цифрами.

3 Дмитриев И.И. Сочинения. В 2-х т. СПб., 1895. Т. 2. С. 49.

4 Пушкин А.С. Полн. собр. соч. В 17 т. Т. IX. М.; Л., 1938. С. 79. В последующем произведения и письма А.С.Пушкина, а также письма к нему цитируются по этому изданию с указанием в тексте в скобках тома римской, страницы — арабской цифрами.

5 Вяземский П.А. Старая записная книжка // Полн. собр. соч. Т. VIII. СПб., 1883. С. 310.

6 Дмитриев И.И. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. СПб., 1895. С. 315.

7 Вяземский П.А. Указ. соч. С. 324.

8 Дмитриев И.И. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. СПб., 1895. С. 228.

9 Дмитриев М.А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869. С. 122.

10 Воейков А.Ф. Дом сумасшедших. Парнасский адрес-календарь. М., 1911. С. 70.

11 Дмитриев М. Главы из воспоминаний моей жизни. М., 1998. С. 133.

12 Старина и новизна. СПб., 1898. Т. 2. С. 138.

13 Вяземский П.А. Указ. соч. С.125.

14Там же. С. 56.

15 Вяземский П.А. Избранные стихотворения. М.; Л., 1935. С. 303.

16 Пушкин В.Л. Стихи. Проза. Письма. М., 1989. С. 142.

17 Вяземский П.А. Старая записная. С. 71.

18 Вигель Ф.Ф. Записки. В 2-х т. Т. I. М., 1928. С. 302.

19 Цит по: Дмитриев И.И. Сочинения. М., 1986. С. 448.

20 Мандельштам О.Э. Разговор о Данте. М., 1984. С. 10.

21 Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина. В 4-х т. Т. 2. М., 1999. С. 371-372.

Неизвестный художник. Портрет И.И.Дмитриева. 1810–1814. Холст, масло. ГМП

Неизвестный художник. Портрет И.И.Дмитриева. 1810–1814. Холст, масло. ГМП

Сочинения и переводы И.Д. Ч. 1-3. М.: В Типографии Платона Бекетова, 1803. ГМП

Сочинения и переводы И.Д. Ч. 1-3. М.: В Типографии Платона Бекетова, 1803. ГМП

Бенжамен Констан. Адольф. [Пер. П.А.Вяземского]. СПб., 1831. Научная библиотека МГУ. На титульном листе дарственная надпись П.А.Вяземского: «Его Высокопревосходительству Ивану Ивановичу Дмитриеву. На память и в знак душевной преданности от переводчика»

Бенжамен Констан. Адольф. [Пер. П.А.Вяземского]. СПб., 1831. Научная библиотека МГУ. На титульном листе дарственная надпись П.А.Вяземского: «Его Высокопревосходительству Ивану Ивановичу Дмитриеву. На память и в знак душевной преданности от переводчика»

Басни Ивана Дмитриева. Ч. 1-3. 3-е изд. СПб., 1810. ГМП

Басни Ивана Дмитриева. Ч. 1-3. 3-е изд. СПб., 1810. ГМП

И.И.Дмитриев. И мои безделки. 1795. Научная библиотека МГУ. Авторская дарственная надпись на форзаце книги: «От Ивана Ивановича в 1800 году»

И.И.Дмитриев. И мои безделки. 1795. Научная библиотека МГУ. Авторская дарственная надпись на форзаце книги: «От Ивана Ивановича в 1800 году»

Фрагмент выставки к 250-летию поэта в Государственном музее А.С.Пушкина

Фрагмент выставки к 250-летию поэта в Государственном музее А.С.Пушкина

Стихотворения Ивана Ивановича Дмитриева. Ч.1. 6-е изд. СПб., 1823. ГМП

Стихотворения Ивана Ивановича Дмитриева. Ч.1. 6-е изд. СПб., 1823. ГМП

Фрагмент экспозиции (И.И.Дмитриев среди книг и друзей)

Фрагмент экспозиции (И.И.Дмитриев среди книг и друзей)

К.А.Батюшков. Опыты в стихах и прозе. Ч.I. СПб., 1817. Научная библиотека МГУ. На обороте первого форзаца дарственная надпись: «Его Превосходительству Милостивому Государю Ивану Ивановичу Дмитриеву в знак глубочайшего почитания и признательности от Автора. С. Петербург 1817»

К.А.Батюшков. Опыты в стихах и прозе. Ч.I. СПб., 1817. Научная библиотека МГУ. На обороте первого форзаца дарственная надпись: «Его Превосходительству Милостивому Государю Ивану Ивановичу Дмитриеву в знак глубочайшего почитания и признательности от Автора. С. Петербург 1817»

Городской и деревенской садовник... М.: Унив. тип., у Н.Новикова. 1780. Научная библиотека МГУ. На форзаце владельческая надпись: «Из книг Ивана Дмитриева»

Городской и деревенской садовник... М.: Унив. тип., у Н.Новикова. 1780. Научная библиотека МГУ. На форзаце владельческая надпись: «Из книг Ивана Дмитриева»

В.А.Жуковский. Fur Wenige. Moskau.: Gedruckt bei August Semen, 1818 (Для немногих. М.: В типографии Августа Семена, 1818). Научная библиотека МГУ. Дарственная надпись рукою Жуковского: «Его Превосходительству Ивану Ивановичу Дмитриеву от Арзамасца Светланы»

В.А.Жуковский. Fur Wenige. Moskau.: Gedruckt bei August Semen, 1818 (Для немногих. М.: В типографии Августа Семена, 1818). Научная библиотека МГУ. Дарственная надпись рукою Жуковского: «Его Превосходительству Ивану Ивановичу Дмитриеву от Арзамасца Светланы»

Фрагмент экспозиции. В центре: Неизвестный художник. Портрет И.И.Дмитриева. 1810-е годы. Картон, масло. РГАЛИ

Фрагмент экспозиции. В центре: Неизвестный художник. Портрет И.И.Дмитриева. 1810-е годы. Картон, масло. РГАЛИ

На юбилейной выставке И.И.Дмитриева

На юбилейной выставке И.И.Дмитриева

Сочинения И.И.Дмитриева. Ч.1-[3]. 3-е изд. М.: В Университетской Типографии, 1810. Конволют. Научная библиотека МГУ. Авторская дарственная надпись на форзаце: «Любезному брату Платону Петровичу [Бекетову] от автора. 1810го Сентября 23го С.П.б. Хотя и не взял печатать, но я великодушен»

Сочинения И.И.Дмитриева. Ч.1-[3]. 3-е изд. М.: В Университетской Типографии, 1810. Конволют. Научная библиотека МГУ. Авторская дарственная надпись на форзаце: «Любезному брату Платону Петровичу [Бекетову] от автора. 1810го Сентября 23го С.П.б. Хотя и не взял печатать, но я великодушен»

П.И.Шаликов. Мысли, характеры и портреты, 1815. Научная библиотека МГУ. Дарственная надпись: «Его Превосходительству, милостивому государю Ивану Ивановичу Дмитриеву в знак глубочайшаго почтения и душевной преданности, от Сочинителя. Москва, 1 окт. 1815 г., в день Покрова»

П.И.Шаликов. Мысли, характеры и портреты, 1815. Научная библиотека МГУ. Дарственная надпись: «Его Превосходительству, милостивому государю Ивану Ивановичу Дмитриеву в знак глубочайшаго почтения и душевной преданности, от Сочинителя. Москва, 1 окт. 1815 г., в день Покрова»

Книги из библиотеки И.И.Дмитриева на юбилейной выставке поэта Фрагмент экспозиции.

Книги из библиотеки И.И.Дмитриева на юбилейной выставке поэта Фрагмент экспозиции.

Дело Герольдии о гербе рода Дмитриевых. 1818–1823. Рукописная копия. РГАЛИ. Надпись под гербом: «На подлинном Собственною Его Императорскаго Величества рукою написано тако: «Быть по сему Александр». С.Петербург. 19-го июля 1818-го.  Внизу – А.Дмитриев. Портрет И.И.Дмитриева. 1799–1801. Кость, акварель, гуашь. ГМП

Дело Герольдии о гербе рода Дмитриевых. 1818–1823. Рукописная копия. РГАЛИ. Надпись под гербом: «На подлинном Собственною Его Императорскаго Величества рукою написано тако: «Быть по сему Александр». С.Петербург. 19-го июля 1818-го. Внизу – А.Дмитриев. Портрет И.И.Дмитриева. 1799–1801. Кость, акварель, гуашь. ГМП

Уголок юбилейной выставки

Уголок юбилейной выставки

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru