Владимир Потресов, фото Александра Чумичева
Вглядитесь в эти лица
…Ежегодно в день памяти
святого благоверного князя Александра Невского в Большом зале Центрального Дома
литераторов вручаются премия его имени «России верные сыны» и медаль с профилем
князя-воина, изготовленная из золота и серебра. Эта награда существует семь
лет, среди ее лауреатов известные прозаики, поэты, критики…
…Президент России принял в
Кремле делегатов конгресса русской прессы, в том числе Алексея Шейнина,
возглавляющего Издательский дом «Петит» в Риге — одно из самых крупных русских
издательств за границей России…
…Председатель Совета
Федерации Сергей Миронов в ходе визита в Вологодскую область посетил известного
русского писателя, последнего живого классика, посвятившего свои произведения
деревне, Василия Белова…
…В швейцарском Давосе на
закрытии 34-й ежегодной встречи Всемирного экономического форума прошло главное
культурное событие — Russian Night. Гостей Давоса познакомили
с искусством артистов Большого театра.
На первый взгляд,
перечисленные события ничто не связывает. Однако если внимательно присмотреться
к фотографиям, сопровождающим эти и многие другие сообщения в прессе, легко
увидеть общий почерк автора. А рядом прочесть имя: фотограф Александр Чумичев.
Фотография — изобретение
мистическое. Не существует другой «машины времени», которая смогла бы в одно
мгновение отправить нас в далекое или близкое прошлое, заставить вновь
переживать счастливые или тревожные моменты своей жизни, судьбы друзей или
знакомых, кумиров прошлых лет.
Фотографии деятелей
отечественной культуры, сделанные Александром Чумичевым в уже неблизкие годы
конца XX столетия, и оказываются такими «машинами времени»,
переносящими нас в то прошлое, в котором почитались талант и самобытность,
ирония и самоирония, гротеск и контекст.
Вот такие мысли возникали на
фотовыставке Александра Чумичева «Культура и власть», открывшейся в сентябре
2010 года в здании Совета Федерации РФ на улице Большая Дмитровка, дом 26. По
замыслу автора экспозиции, — ее концепция включает фотопортрет выдающихся
деятелей отечественной культуры, высших руководителей страны, а также снимки,
на которых эти персонажи таких разных сфер деятельностипересекаются, — «пусть
формально, но все же…» — оговаривается фотограф.
Известных общественных деятелей,
артистов, музыкантов, художников так или иначе снимают многие профессионалы. С
представителями власти — по понятным причинам — сложнее, здесь круг
«допущенных» уже и требования жестче.
Для Александра Чумичева
судьба сложилась именно так, что его творческая биография оказалась неразрывно
связана с главными лицами страны и крупнейшими событиями новейшей истории,
поскольку с 1986 года руководство ТАСС поручило ему работу личного фотографа
Генерального секретаря ЦК КПСС М.С.Горбачева.
Однако, если в те прошедшие
года в фотосессиях властных лиц существовал своего рода «негласный протокол»,
то, напротив, «поймать» в процессе съемки неожиданный ироничный, порой
гротескный ракурс, подчеркивающий самобытность актера, писателя, художника
всегда считалось большой удачей автора.
Хочется на выставке долго
разглядывать фотопортрет Евгения Евстигнеева за нанесением грима в зеркальном
трюмо, где, собственно-то, и лица толком не разглядишь, — но скажите, кто не
узнает на своеобразном триптихе замечательного актера?
Время нас и обогащает, и
обедняет. Кто-то из великих и признанных не теряет задорной одухотворенности
юных лет, кто-то мрачно бронзовеет, кого-то терзают злые хвори. Фотомашина
времени предъявляет «гамбургский счет» …
Вглядитесь в эти лица — и вы
поймете, почему мы так назвали эту заметку о фотографиях А.Чумичева. В поэтах и
музыкантах, актерах и ученых фотограф сумел увидеть и передать то, что мы
именуем «солью земли» — одухотворенность, талант, непосредственность и
интеллектуальную глубину.
Среди работ Чумичева,
представленных на выставке, есть несомненные удачи — неожиданный ракурс,
психологически точно найденный образ, естественность и раскованность позы.
Вспомните, например, фотопортрет великого Иннокентия Смоктуновского, его
углубленный, требовательный к себе взгляд, который сумел поймать автор в
артистической уборной после спектакля.
Так кто же он, автор этих,
таких привлекательных и интересных работ?
Родился Александр Чумичев в
1950 году в Москве, образование получил на факультете журналистики МГУ, который
окончил с отличием, а творческо-профессиональную деятельность начал в 1977
году, будучи еще студентом, в фотохронике ТАСС. Вот тогда ему довелось
объездить с фототехникой весь необъятный Советский Союз, трудиться
корреспондентом на Олимпиаде-80 в Москве, представлять свои работы практически
на всех всесоюзных и всероссийских фотовыставках, организуемых Союзом
журналистов.
В 1955 году в Амстердаме
образовалась независимая некоммерческая организация World
Press Photo, ежегодно присуждающая самые престижные премии в
области фотожурналистики, а выставки лауреатов этой премии, ежегодно проходящие
в 40 странах мира, посещают более миллиона человек. Александру Чумичеву
досталась признательность этой организации, в 1982 году он стал лауреатом World Press Photo. А фоторепортажи из
разрушенных землетрясением Спитака и Ленинакана были отмечены премией тоже
весьма влиятельной в фотомире организации Interpressfoto в
1988-м.
В начале 1990-х годов прессу
всего мира обошла фотография Бориса Ельцина, обращающегося с башни танка к
защитникам «Белого дома». Автор ее, Александр Чумичев, находился в центре
событий августа 1991 года, за что позже был удостоен медали «Защитнику
Свободной России».
Изменились времена —
изменился и подход к фотографиям «первых лиц»: фоторепортаж «Как Ельцин
рассмешил Билла Клинтона», в котором наш президент предстает куда артистичнее
зашоренного «друга Билла», безусловно, впечатляет. Несоменно, ему удалось
схватить и медвежье изящество на эстраде первого российского президента эпохи
предвыборных танцев в Ростове-на-Дону.
«Ельцина снимать было легко.
Он раскрепощен, такой рубаха-парень, мимика богатая, жестикуляция, поэтому
легче поймать интересный момент», — признается в интервью московской газете
мастер, сменивший на посту легендарного Дмитрия Донского, а вот с Раисой
Максимовной: «…приходилось работать. Обычно она ласково предупреждала: “Саша,
если вы меня плохо сфотографируете, я вас уволю”. Шутка вполне конкретная: при
Раисе Максимовне поменялось человек десять фотографов. Нет, она никого не увольняла,
но от себя отлучала, говоря: “Мне он не подходит”. И это звучало как приговор».
В течение многих лет
Александр Чумичев был личным фотографом всех российских президентов: Михаила
Горбачева, Бориса Ельцина, Владимира Путина. Сейчас он работает с С.М.Мироновым.
Многие из его фотографий сегодня стали историческими.
И то, что в постоянной
протокольной, аппаратной среде, близ верхов власти, фотомастер сумел создать
множество запоминающихся, нестандартных образов замечательных деятелей
культуры, говорит о его большом творческом потенциале и вкусе.
Вглядитесь в эти лица!