Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 95 2010

Валентина Федорова


Жалованные грамоты Орловых и Гудовича


Эрмитажное собрание российских древних рукописей и документов пополнилось тремя образцами императорских наградных актов XVIII века. Два из них принадлежат эпохе Екатерины II: грамота на графский титул и родовой герб Ивану Григорьевичу Орлову (1733–1791) от 5 января 1765 года и грамота генерал-аншефу графу Алексею Григорьевичу Орлову (1735–1807) на потомственное владение четырьмя тысячами душ крестьян за Чесменское сражение (1770) от 11 декабря 1775 года. Третий документ относится к правлению Павла I — это грамота генералу от инфантерии Ивану Васильевичу Гудовичу (1741–1820) на графский титул и родовой герб от 19 октября 1798 года, представленная в копии конца XVIII века.

Жалованные грамоты на титулы, на земельные владения, на разного рода привилегии выдавались на Руси со времен Ивана Калиты. Являясь памятниками генеалогии, палеографии, сфрагистики и геральдики они одновременно представляли собою образцы безукоризненной каллиграфии, искусного иллюминирования, живописного и графического мастерства, виртуозного ткачества, ювелирного искусства и ряда прочих прикладных ремесел.

У жалованной грамоты много общего с цветной иллюстрацией древних манускриптов. Здесь и там использовались одинаковые краски, схожие приемы в передаче тончайших элементов орнаментов, заставок, буквиц, виньеток, общее художественное решение листа в целом. Первоначально российские грамоты создавались на отдельных листах, а позднее — в виде тетради из пергамента или бумаги, прошитой цветным шнуром. Они, как правило, переплетались («оболакивались») в шелк, цветную парчу, бархат или «золотой глазет», т.е. парчу с цветной шелковой основой и гладким серебряным и золотым канительным утком. Важнейшей принадлежностью грамот служили вислые сургучные печати, заключенные в металлические (серебряные или медные) золоченые круглые ковчеги, на крышках которых в высоком рельефе чеканился государственный герб. Шнуры с печатями украшались на концах кистями из витых металлических (золотых или серебряных), а также шелковых нитей с канителью и варворками.

Разнообразные материалы и техники, применявшиеся при изготовлении жалованных грамот требовали участия мастеров различных профессий. Впрочем, артельным творчеством отличалась и работа живописцев, трудившихся порою над одним актом «в четыре руки»; однако в большинстве своем они остались безвестными: попытки ввести в научный оборот имена художников, как правило, сводятся к упоминанию их в контексте понятия «мастерская».

Эпоха Елизаветы Петровны ознаменовалась возведением в потомственное российское дворянство гренадер Лейб-Компании — роты Преображенского полка, проложившей Елизавете путь к трону. Работа над многочисленными дипломами лейб-компанцев поставила Герольдию перед проблемой сохранения высокого художественного уровня при дальнейшем их производстве. В годы правления Елизаветы Петровны надзор за художниками, исполнявшими жалованные грамоты, осуществлял Василий Евдокимович Ададуров; однако он попал в опалу и в 1759 году был отправлен в «почетную ссылку» в Оренбург. При Екатерине II на смену прежним живописцам для создания жалованных грамот пришли новые мастера. В 1766 году рисовальным мастером в Герольдмейстерскую контору назначается Иван Токарев1. Двумя годами ранее, когда рисовальщика Гаврилу Чернавского по состоянию здоровья перевели из Герольдии в Юстиц-контору, на его место определили «малороссиянина» Артемия Николаевича Бутковского: его прикомандировали в означенную контору живописным подмастерьем при доме генерал-фельдмаршала А.П.Бестужева-Рюмина «для обучения художеству собственных его людей». Впоследствии Бутковский, «человек добропорядочный, прилежный и искусный в живописном деле», становится на несколько лет руководителем всех мастеровых в Герольдии. В оформлении дипломов этого периода, кроме Бутковского, участвует и учитель инженерного корпуса Федор Яковлев.

Дошедшие до нас сметы позволяют составить представление о стоимости каждой грамоты или диплома. Так, например, в бумагах этого периода говорится о том, что «за письмо» Академии наук «гридировальному» подмастерью Льву Терскому надлежало получить 20 рублей, за изготовление к диплому шелковых с золотом кистей пуговишному мастеру Ивану Штуту полагалось 12 рублей 60 копеек, стоимость парчи (один аршин с вершком) составляла 10 рублей, три аршина тафты обошлись в 3 рубля 60 копеек, за переплет нужно было уплатить 4 рубля, за ковчег серебряных дел мастеру Николаю Беквисту причиталось 35 рублей. При этом художник Бутковский расписался в получении им «за рисование на дипломе герба и приличных украшений денег 80 рублей». Кроме прочего, за изготовление каждого диплома взималась печатная пошлина в размере 50 рублей 25 копеек. Таким образом, изготовление дворянского диплома обошлось в 215 рублей 45 копеек — весьма значительную сумму. Заказать копию такого диплома мог позволить себе не каждый; впрочем, в отдельных случаях издержки на изготовление диплома принимала на себя казна. Нередко ради экономии использовались не востребованные ранее, «уцененные» ковчеги для государственных печатей. Так, например, в одном из документов 1772 года говорится: «за два ковчега серебряных заплачено 47 рублей 70 копеек (из бывших лейб-компанских)»2.

В 1772 году герольдмейстером М.М.Щербатовым был представлен в Герольдию указ «О писании дипломов на разные достоинства и о делании в них внешних украшений». В нем подробно перечислялись все необходимые элементы как самого диплома, так и его изобразительных средств «дабы во всех одинаковость была». На титульном листе каждого из них предполагалось обязательное наличие портрета императрицы в золотом картуше под императорской короной, под ним изображение российского государственного герба в виде двуглавого орла с московским гербом на груди и с цепью ордена св. Андрея Первозванного. Непреложным условием ставилось украшение грамоты гербами всех царств и княжеств Российской империи в том порядке, как они упоминаются в высочайшем титуле. Вверху, в центре каждой страницы, непременно должно было следовать вензеловое изображение высочайшего имени в картуше под короной. Размеры листов определялись высотою в девять с половиною и шириною в шесть с половиною вершков (примерно 44 х 30 см); их велено было перемежать зеленой тафтой, а твердый переплет грамоты «оболакивать» «золотым» глазетом с шелковым черно-золотым шнуром, украшенным кистями, канителью и «битью». Шнур надлежало продевать сквозь ковчег, залитый сургучом с оттиском средней государственной печати. В дальнейшем при изготовлении всех грамот, подносимых к подписанию императрице, приказывалось неукоснительно «наблюдать, дабы было во всем одинакое»3.

Грамоты Ивана и Алексея Орловых, пополнившие собою собрание Эрмитажа, в полной мере удовлетворяют требованиям Указа, несмотря на то, что первая из них исполнена на семь лет ранее: очевидно, составляя проект Указа, М.М.Щербатов руководствовался уже сложившейся практикой.

Награда, подтвержденная грамотой, пожалованной Ивану Григорьевичу Орлову в 1765 году, была дарована ему еще в день коронации Екатерины II, 22 сентября 1762 года: графского титула и родового герба братья Орловы были удостоены одновременно, однако соответствующие дипломы были вручены им в разное время. Первым жалованную грамоту на графское достоинство 30 января 1764 года получил Алексей Григорьевич Орлов4. Ивану Григорьевичу Орлову подобная грамота была выдана почти год спустя — 5 января 1765 года.

Художественное оформление диплома Ивана Орлова, поступившее в фонды Эрмитажа, идентично оформлению жалованной грамоты его брата Алексея. В твердый переплет, обтянутый серебряной парчой, заключены шесть листов пергамента. Переднюю крышку переплета украшает монограмма Екатерины II под короной, в орнаментальном обрамлении, исполненном, как и вензель, в технике золотного шитья. На задней крышке — шитое изображение государственного герба Российской империи в таком же обрамлении.

Каждый лист грамоты покрывает белый шелк, титульный лист украшен рокайльной золоченой рамкой, увитой голубыми гирляндами и зелеными ветками. Начальные слова полного титула императрицы: «Божею поспешествующею милостию мы Екатерина Вторая императрица и самодержица всероссийская» — писаны золотой краской. В верхнем поле листа, в облаках, в золотом венке — медальон с профильным изображением Екатерины II, восходящим к ее портрету кисти Ф.С.Рокотова (1763). По сторонам от него — аллегорические фигуры, олицетворяющие Веру и Самодержавие. В нижнем поле, в золотом картуше с ниспадающей горностаевой мантией, поддерживаемой путто, — монограмма Екатерины II под короной. На обороте титульного листа — писанный золотом полный титул императрицы, обрамленный лавровыми ветвями и гирляндми. На боковых полях рамки размещены 29 гербов российских городов и провинций. В центре нижнего поля — государственный герб Российской империи. Последующие страницы грамоты обрамлены геометрическими широкими золочеными рамками. В центре пятого листа — герб Орловых. Над ним, в верхнем поле, в рокайльном картуше — графская корона с вензелем «I.О.» («Иван Орлов»). Под гербом на ленте начертан девиз: «Fortitudine et constantia» (Xpaбpocть и постоянство). Грамота скреплена собственноручной подписью Екатерины II; внизу, на той же странице — подпись вице-канцлера Александра Голицына. Грамота прошита витым шнуром, с вислой сургучной печатью, заключенной в золоченый серебряный ковчег, на крышке которого отчеканен в высоком рельефе государственный герб5.

Вторая грамота Екатерины II, поступившая в собрание Эрмитажа, явилась, в свою очередь, эталоном для ряда подобных документов, выданных во второй половине XVIII века6. Каллиграфический текст грамоты, пожалованной графу Алексею Григорьевичу Орлову, писан золотом на трех страницах, в прямоугольных орнаментальных рамках из золотистых, рокайльно трактованных ветвей, увитых гирляндами из роз. Начальная страница отличается от двух последующих изображением государственного герба в сиянии; герб заключен в пышное рокайльное обрамление, увенчанное картушем с вензелем Екатерины II под короной. По сторонам от государственного герба в обрамление включены овальные картуши с гербами Киевского, Новгородского и Владимирского княжеств, Астраханского, Казанского и Сибирского царств.

Рескрипт подписан Екатериной II собственноручно; внизу документ удостоверяет подпись вице-канцлера Ивана Остермана7.

Блестящая победа над турками в 1770 году под Чесмой снискала Алексею Григорьевичу Орлову громкую славу; императрица наградила героя орденом св. Георгия первой степени. В память об этой победе Екатерина II приказала воздвигнуть ростральную колонну на озере Екатерининского парка в Царском Селе; в честь А.Г.Орлова была отчеканена золотая медаль, на которой он изображен в кавалергардском мундире, анфас, с надписью вокруг портрета: «ГР.: А. ГР: ОРЛОВЪ, ПОБЕДИТЕЛЬ И ИСТРЕБИТЕЛЬ ТУРЕЦКАГО ФЛОТА». Кроме того, ему была пожалована украшенная драгоценными камнями шпага и кайзер-флаг с флагманского корабля «Три иерарха», на борту которого он находился в качестве главнокомандующего русской эскадрой во время Чесменского сражения. В 1773 году особой жалованной грамотой императрица приказала ввести изображение этого флага в герб Алексея Орлова и присоединила к его фамилии почетный титул «Чесменский».

Последний из исторических документов, переданных Эрмитажу по завещанию Н.В.Орлова, являет собою копию жалованной грамоты Павла I генералу от инфантерии Ивану Васильевичу Гудовичу, исполненную в период павловского правления8. Это тетрадь из 9 сброшюрованных листов, заключенных в твердый, обтянутый крепом переплет. Весь текст, начиная с полного титула императора Павла I, писан от руки черными чернилами. Титульный лист обрамлен рамкой с уведомлением о том, что в подлиннике на нем изображены гербы всех царств и княжеств Российской империи. Над начальными строками рескрипта помещено монохромное изображение государственного герба под императорской короной. Единственным украшением последующих страниц текста служит вензель «П I» под императорской короной, повторяющийся в центре верхнего поля каждой страницы. На пятом листе грамоты изображен герб Гудовича, осененный девизом: «ARMIS ET LABORE» (Оружием и трудом).

Текст грамоты содержит пространное перечисление подвигов, наград и должностей графа Ивана Гудовича, сына «генерального подскарбия» Василия Андреевича Гудовича и Марии Степановны, урожденной Миклашевской.

Иван Васильевич Гудович (1741–1820) получил образование в университетах Копенгагена, Галле и Лейпцига; в 1759 году он поступил на российскую службу инженер-прапорщиком и с 1760 по 1762 год состоял адъютантом сначала при графе И.И.Шувалове, а потом при великом князе Петре Федоровиче. В правление Екатерины II он участвовал в первой турецкой войне; за взятие Бухареста Гудович получил звание генерал-майора и орден св. Георгия 3-й степени. По окончании войны он командовал дивизией в Малороссии, а в 1785 году был назначен Рязанским и Тамбовским генерал-губернатором и занимал эту должность в течение десяти лет. Во второй турецкой войне Гудович командовал Кубанской армией и в 1791 году взял штурмом Анапу. За этот подвиг Екатерина II наградила его орденом св. Георгия 2-го класса и золотой шпагой с алмазами; изображение этой шпаги и вид Анапской крепости украсили собою герб Гудовича. За подготовку к войне с Персией императрица пожаловала ему Андреевскую ленту и 1800 душ крестьян в Подольской губернии; незадолго до смерти она уволила Гудовича в отпуск на два года. Придя к власти, Павел Петрович, отличавший сторонников своего отца, направил Гудовича на Кавказ, где он принял войска, состоявшие под командованием Валериана Зубова. В день коронации император Павел пожаловал Ивану Васильевичу графский титул и 3000 душ крепостных. В 1798 году император назначил графа Киевским губернатором, но в 1800-м неожиданно отстранил от службы…

Гудович продолжил свою деятельность при Александре I: в 1806 году император вновь направил его на Кавказ. Блестящая победа над турками при Арпачае (1807) принесла графу звание генерал-фельдмаршала. Однако за этим успехом последовала неудачная осада и штурм Эривани; Гудович отступил в Грузию, где заболел и потерял глаз.

В 1809 году граф вернулся на службу: император назначил его главнокомандующим Москвы, членом Государственного Совета и сенатором.

«Он умел высоко поддерживать высокое звание главнокомандующего в столице, — писал о Гудовиче Ф.Ф.Вигель, — т.е. заставлял себе повиноваться, окружал себя помпой и давал официальные обеды и балы. Может быть, в зрелых летах имел он много твердости, но под старость она превратилась у него в своенравие...» Странности его отмечал и князь П.А.Вяземский, вспоминая о том, что Гудович слыл в Москве «гонителем очков и троечной упряжи». Никто не мог являться к нему в очках, и даже в чужих домах он заставлял их снимать, а приезжавшие в Москву на тройках должны были выпрягать у заставы одну лошадь, опасаясь попасть в полицию за неповиновение…

В 1812 году Гудович был уволен в отставку и последние годы своей долгой жизни провел в имении, развлекаясь музицированием и охотой. Скончался граф в 1820 году и по завещанию был похоронен в Софийском соборе в Киеве.

Внучка графа Ивана Васильевича, Анна Андреевна, в замужестве княгиня Трубецкая, приходилась тещей князю Николаю Алексеевичу Орлову; через нее грамота, выданная графу Гудовичу Павлом I, и попала в архив князей Орловых.


Примечания

1 РГАДА. Ф.286. Оп. 2. Кн. 27. Д. 43. Л. 948 («О бытию Ивану Токареву рисовальным мастером в Герольдмейстерской конторе»).

2 Подробнее об этом в: Федорова В.И. Примеры «геральдического художества»: жалованные грамоты екатерининского времени // Русское искусство в Эрмитаже. СПб., 2003. С. 122-123.

3 ПСЗ-1. Т. XIX. № 13774.

4 Ср. экземпляр из собрания ГИМа, воспроизведенный в каталоге выставки «Екатерина Великая и Москва» (М., 1997. С. 98. № 285. Илл. 96).

5 ГЭ. ОИРК. ЭРДр. № 2353. 31,0 х 40,6; ковчег — 17 см.в диаметре.

6 Примером может служить грамота, пожалованная 24 июня 1775 г. обер-секретарю Сената Алексею Ивановичу Васильеву на потомственное владение землями (ГЭ ОИРК ЭРДр № 1770.).

7 ГЭ. ОИРК. ЭРДр.№ 2354. 29,5 х 42

8 ГЭ. ОИРК. ЭРДр. № 2355. 20,0 х 32,2.

Екатерина II в Царскосельском парке. Силуэт Ф.Сидо. Около 1785

Екатерина II в Царскосельском парке. Силуэт Ф.Сидо. Около 1785

Жалованная грамота на графский титул и родовой герб Ивану Григорьевичу Орлову. Передняя крышка с монограммой Екатерины II

Жалованная грамота на графский титул и родовой герб Ивану Григорьевичу Орлову. Передняя крышка с монограммой Екатерины II

Жалованная грамота на графский титул и родовой герб Ивану Григорьевичу Орлову. Задняя крышка с изображением государственного герба Российской империи

Жалованная грамота на графский титул и родовой герб Ивану Григорьевичу Орлову. Задняя крышка с изображением государственного герба Российской империи

Жалованная грамота графу Алексею Григорьевичу Орлову на потомственное владение четырьмя тысячами душ крестьян за Чесменское сражение. Титульный лист

Жалованная грамота графу Алексею Григорьевичу Орлову на потомственное владение четырьмя тысячами душ крестьян за Чесменское сражение. Титульный лист

Иван Григорьевич Орлов. Портрет работы Ф.Рокотова. Между 1762 и 1765. Холст, масло

Иван Григорьевич Орлов. Портрет работы Ф.Рокотова. Между 1762 и 1765. Холст, масло

Копия жалованной грамоты Павла I генералу от инфантерии Ивану Васильевичу Гудовичу. Титульный лист

Копия жалованной грамоты Павла I генералу от инфантерии Ивану Васильевичу Гудовичу. Титульный лист

Копия жалованной грамоты Павла I генералу от инфантерии Ивану Васильевичу Гудовичу. Последний лист

Копия жалованной грамоты Павла I генералу от инфантерии Ивану Васильевичу Гудовичу. Последний лист

Жалованная грамота Ивану Григорьевичу Орлову. Титульный лист

Жалованная грамота Ивану Григорьевичу Орлову. Титульный лист

Жалованная грамота Ивану Григорьевичу Орлову. Оборотная сторона титульного листа

Жалованная грамота Ивану Григорьевичу Орлову. Оборотная сторона титульного листа

Жалованная грамота Ивану Григорьевичу Орлову. Последний лист с гербом Орловых

Жалованная грамота Ивану Григорьевичу Орлову. Последний лист с гербом Орловых

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru