Валентина
Федорова
Жалованные
грамоты Орловых и Гудовича
Эрмитажное
собрание российских древних рукописей
и документов пополнилось тремя образцами
императорских наградных актов XVIII
века. Два из них принадлежат эпохе
Екатерины II: грамота на
графский титул и родовой герб Ивану
Григорьевичу Орлову (1733–1791) от 5 января
1765 года и грамота генерал-аншефу графу
Алексею Григорьевичу Орлову (1735–1807) на
потомственное владение четырьмя тысячами
душ крестьян за Чесменское сражение
(1770) от 11 декабря 1775 года. Третий документ
относится к правлению Павла I
— это грамота генералу от инфантерии
Ивану Васильевичу Гудовичу (1741–1820) на
графский титул и родовой герб от 19
октября 1798 года, представленная в копии
конца XVIII века.
Жалованные
грамоты на титулы, на земельные владения,
на разного рода привилегии выдавались
на Руси со времен Ивана Калиты. Являясь
памятниками генеалогии, палеографии,
сфрагистики и геральдики они одновременно
представляли собою образцы безукоризненной
каллиграфии, искусного иллюминирования,
живописного и графического мастерства,
виртуозного ткачества, ювелирного
искусства и ряда прочих прикладных
ремесел.
У жалованной
грамоты много общего с цветной иллюстрацией
древних манускриптов. Здесь и там
использовались одинаковые краски,
схожие приемы в передаче тончайших
элементов орнаментов, заставок, буквиц,
виньеток, общее художественное решение
листа в целом. Первоначально российские
грамоты создавались на отдельных листах,
а позднее — в виде тетради из пергамента
или бумаги, прошитой цветным шнуром.
Они, как правило, переплетались
(«оболакивались») в шелк, цветную парчу,
бархат или «золотой глазет», т.е. парчу
с цветной шелковой основой и гладким
серебряным и золотым канительным утком.
Важнейшей принадлежностью грамот
служили вислые сургучные печати,
заключенные в металлические (серебряные
или медные) золоченые круглые ковчеги,
на крышках которых в высоком рельефе
чеканился государственный герб. Шнуры
с печатями украшались на концах кистями
из витых металлических (золотых или
серебряных), а также шелковых нитей с
канителью и варворками.
Разнообразные
материалы и техники, применявшиеся при
изготовлении жалованных грамот требовали
участия мастеров различных профессий.
Впрочем, артельным творчеством отличалась
и работа живописцев, трудившихся порою
над одним актом «в четыре руки»; однако
в большинстве своем они остались
безвестными: попытки ввести в научный
оборот имена художников, как правило,
сводятся к упоминанию их в контексте
понятия «мастерская».
Эпоха Елизаветы
Петровны ознаменовалась возведением
в потомственное российское дворянство
гренадер Лейб-Компании — роты
Преображенского полка, проложившей
Елизавете путь к трону. Работа над
многочисленными дипломами лейб-компанцев
поставила Герольдию перед проблемой
сохранения высокого художественного
уровня при дальнейшем их производстве.
В годы правления Елизаветы Петровны
надзор за художниками, исполнявшими
жалованные грамоты, осуществлял Василий
Евдокимович Ададуров; однако он попал
в опалу и в 1759 году был отправлен в
«почетную ссылку» в Оренбург. При
Екатерине II на смену
прежним живописцам для создания
жалованных грамот пришли новые мастера.
В 1766 году рисовальным мастером в
Герольдмейстерскую контору назначается
Иван Токарев1. Двумя годами
ранее, когда рисовальщика Гаврилу
Чернавского по состоянию здоровья
перевели из Герольдии в Юстиц-контору,
на его место определили «малороссиянина»
Артемия Николаевича Бутковского: его
прикомандировали в означенную контору
живописным подмастерьем при доме
генерал-фельдмаршала А.П.Бестужева-Рюмина
«для обучения художеству собственных
его людей». Впоследствии Бутковский,
«человек добропорядочный, прилежный и
искусный в живописном деле», становится
на несколько лет руководителем всех
мастеровых в Герольдии. В оформлении
дипломов этого периода, кроме Бутковского,
участвует и учитель инженерного корпуса
Федор Яковлев.
Дошедшие до
нас сметы позволяют составить представление
о стоимости каждой грамоты или диплома.
Так, например, в бумагах этого периода
говорится о том, что «за письмо» Академии
наук «гридировальному» подмастерью
Льву Терскому надлежало получить 20
рублей, за изготовление к диплому
шелковых с золотом кистей пуговишному
мастеру Ивану Штуту полагалось 12 рублей
60 копеек, стоимость парчи (один аршин с
вершком) составляла 10 рублей, три аршина
тафты обошлись в 3 рубля 60 копеек, за
переплет нужно было уплатить 4 рубля,
за ковчег серебряных дел мастеру Николаю
Беквисту причиталось 35 рублей. При этом
художник Бутковский расписался в
получении им «за рисование на дипломе
герба и приличных украшений денег 80
рублей». Кроме прочего, за изготовление
каждого диплома взималась печатная
пошлина в размере 50 рублей 25 копеек.
Таким образом, изготовление дворянского
диплома обошлось в 215 рублей 45 копеек —
весьма значительную сумму. Заказать
копию такого диплома мог позволить себе
не каждый; впрочем, в отдельных случаях
издержки на изготовление диплома
принимала на себя казна. Нередко ради
экономии использовались не востребованные
ранее, «уцененные» ковчеги для
государственных печатей. Так, например,
в одном из документов 1772 года говорится:
«за два ковчега серебряных заплачено
47 рублей 70 копеек (из бывших
лейб-компанских)»2.
В 1772 году
герольдмейстером М.М.Щербатовым был
представлен в Герольдию указ «О писании
дипломов на разные достоинства и о
делании в них внешних украшений». В нем
подробно перечислялись все необходимые
элементы как самого диплома, так и его
изобразительных средств «дабы во всех
одинаковость была». На титульном листе
каждого из них предполагалось обязательное
наличие портрета императрицы в золотом
картуше под императорской короной, под
ним изображение российского государственного
герба в виде двуглавого орла с московским
гербом на груди и с цепью ордена св.
Андрея Первозванного. Непреложным
условием ставилось украшение грамоты
гербами всех царств и княжеств Российской
империи в том порядке, как они упоминаются
в высочайшем титуле. Вверху, в центре
каждой страницы, непременно должно было
следовать вензеловое изображение
высочайшего имени в картуше под короной.
Размеры листов определялись высотою в
девять с половиною и шириною в шесть с
половиною вершков (примерно 44 х 30 см);
их велено было перемежать зеленой
тафтой, а твердый переплет грамоты
«оболакивать» «золотым» глазетом с
шелковым черно-золотым шнуром, украшенным
кистями, канителью и «битью». Шнур
надлежало продевать сквозь ковчег,
залитый сургучом с оттиском средней
государственной печати. В дальнейшем
при изготовлении всех грамот, подносимых
к подписанию императрице, приказывалось
неукоснительно «наблюдать, дабы было
во всем одинакое»3.
Грамоты Ивана
и Алексея Орловых, пополнившие собою
собрание Эрмитажа, в полной мере
удовлетворяют требованиям Указа,
несмотря на то, что первая из них исполнена
на семь лет ранее: очевидно, составляя
проект Указа, М.М.Щербатов руководствовался
уже сложившейся практикой.
Награда,
подтвержденная грамотой, пожалованной
Ивану Григорьевичу Орлову в 1765 году,
была дарована ему еще в день коронации
Екатерины II, 22 сентября
1762 года: графского титула и родового
герба братья Орловы были удостоены
одновременно, однако соответствующие
дипломы были вручены им в разное время.
Первым жалованную грамоту на графское
достоинство 30 января 1764 года получил
Алексей Григорьевич Орлов4. Ивану
Григорьевичу Орлову подобная грамота
была выдана почти год спустя — 5 января
1765 года.
Художественное
оформление диплома Ивана Орлова,
поступившее в фонды Эрмитажа, идентично
оформлению жалованной грамоты его брата
Алексея. В твердый переплет, обтянутый
серебряной парчой, заключены шесть
листов пергамента. Переднюю крышку
переплета украшает монограмма Екатерины
II под короной, в орнаментальном
обрамлении, исполненном, как и вензель,
в технике золотного шитья. На задней
крышке — шитое изображение государственного
герба Российской империи в таком же
обрамлении.
Каждый лист
грамоты покрывает белый шелк, титульный
лист украшен рокайльной золоченой
рамкой, увитой голубыми гирляндами и
зелеными ветками. Начальные слова
полного титула императрицы: «Божею
поспешествующею милостию мы Екатерина
Вторая императрица и самодержица
всероссийская» — писаны золотой краской.
В верхнем поле листа, в облаках, в золотом
венке — медальон с профильным изображением
Екатерины II, восходящим
к ее портрету кисти Ф.С.Рокотова (1763). По
сторонам от него — аллегорические
фигуры, олицетворяющие Веру и Самодержавие.
В нижнем поле, в золотом картуше с
ниспадающей горностаевой мантией,
поддерживаемой путто, — монограмма
Екатерины II под короной.
На обороте титульного листа — писанный
золотом полный титул императрицы,
обрамленный лавровыми ветвями и
гирляндми. На боковых полях рамки
размещены 29 гербов российских городов
и провинций. В центре нижнего поля —
государственный герб Российской империи.
Последующие страницы грамоты обрамлены
геометрическими широкими золочеными
рамками. В центре пятого листа — герб
Орловых. Над ним, в верхнем поле, в
рокайльном картуше — графская корона
с вензелем «I.О.» («Иван
Орлов»). Под гербом на ленте начертан
девиз: «Fortitudine et
constantia» (Xpaбpocть
и постоянство). Грамота скреплена
собственноручной подписью Екатерины
II; внизу, на той же странице
— подпись вице-канцлера Александра
Голицына. Грамота прошита витым шнуром,
с вислой сургучной печатью, заключенной
в золоченый серебряный ковчег, на крышке
которого отчеканен в высоком рельефе
государственный герб5.
Вторая грамота
Екатерины II, поступившая
в собрание Эрмитажа, явилась, в свою
очередь, эталоном для ряда подобных
документов, выданных во второй половине
XVIII века6.
Каллиграфический текст грамоты,
пожалованной графу Алексею Григорьевичу
Орлову, писан золотом на трех страницах,
в прямоугольных орнаментальных рамках
из золотистых, рокайльно трактованных
ветвей, увитых гирляндами из роз.
Начальная страница отличается от двух
последующих изображением государственного
герба в сиянии; герб заключен в пышное
рокайльное обрамление, увенчанное
картушем с вензелем Екатерины II
под короной. По сторонам от государственного
герба в обрамление включены овальные
картуши с гербами Киевского, Новгородского
и Владимирского княжеств, Астраханского,
Казанского и Сибирского царств.
Рескрипт
подписан Екатериной II
собственноручно; внизу документ
удостоверяет подпись вице-канцлера
Ивана Остермана7.
Блестящая
победа над турками в 1770 году под Чесмой
снискала Алексею Григорьевичу Орлову
громкую славу; императрица наградила
героя орденом св. Георгия первой степени.
В память об этой победе Екатерина II
приказала воздвигнуть ростральную
колонну на озере Екатерининского парка
в Царском Селе; в честь А.Г.Орлова была
отчеканена золотая медаль, на которой
он изображен в кавалергардском мундире,
анфас, с надписью вокруг портрета: «ГР.:
А. ГР: ОРЛОВЪ, ПОБЕДИТЕЛЬ И ИСТРЕБИТЕЛЬ
ТУРЕЦКАГО ФЛОТА». Кроме того, ему была
пожалована украшенная драгоценными
камнями шпага и кайзер-флаг с флагманского
корабля «Три иерарха», на борту которого
он находился в качестве главнокомандующего
русской эскадрой во время Чесменского
сражения. В 1773 году особой жалованной
грамотой императрица приказала ввести
изображение этого флага в герб Алексея
Орлова и присоединила к его фамилии
почетный титул «Чесменский».
Последний из
исторических документов, переданных
Эрмитажу по завещанию Н.В.Орлова,
являет собою копию жалованной грамоты
Павла I генералу от
инфантерии Ивану Васильевичу Гудовичу,
исполненную в период павловского
правления8. Это тетрадь из 9
сброшюрованных листов, заключенных в
твердый, обтянутый крепом переплет.
Весь текст, начиная с полного титула
императора Павла I, писан
от руки черными чернилами. Титульный
лист обрамлен рамкой с уведомлением о
том, что в подлиннике на нем изображены
гербы всех царств и княжеств Российской
империи. Над начальными строками
рескрипта помещено монохромное
изображение государственного герба
под императорской короной. Единственным
украшением последующих страниц текста
служит вензель «П I» под
императорской короной, повторяющийся
в центре верхнего поля каждой страницы.
На пятом листе грамоты изображен герб
Гудовича, осененный девизом: «ARMIS
ET LABORE»
(Оружием и трудом).
Текст грамоты
содержит пространное перечисление
подвигов, наград и должностей графа
Ивана Гудовича, сына «генерального
подскарбия» Василия Андреевича Гудовича
и Марии Степановны, урожденной
Миклашевской.
Иван Васильевич
Гудович (1741–1820) получил образование в
университетах Копенгагена, Галле и
Лейпцига; в 1759 году он поступил на
российскую службу инженер-прапорщиком
и с 1760 по 1762 год состоял адъютантом
сначала при графе И.И.Шувалове, а потом
при великом князе Петре Федоровиче. В
правление Екатерины II он
участвовал в первой турецкой войне; за
взятие Бухареста Гудович получил звание
генерал-майора и орден св. Георгия 3-й
степени. По окончании войны он командовал
дивизией в Малороссии, а в 1785 году был
назначен Рязанским и Тамбовским
генерал-губернатором и занимал эту
должность в течение десяти лет. Во второй
турецкой войне Гудович командовал
Кубанской армией и в 1791 году взял штурмом
Анапу. За этот подвиг Екатерина II
наградила его орденом св. Георгия 2-го
класса и золотой шпагой с алмазами;
изображение этой шпаги и вид Анапской
крепости украсили собою герб Гудовича.
За подготовку к войне с Персией императрица
пожаловала ему Андреевскую ленту и 1800
душ крестьян в Подольской губернии;
незадолго до смерти она уволила Гудовича
в отпуск на два года. Придя к власти,
Павел Петрович, отличавший сторонников
своего отца, направил Гудовича на Кавказ,
где он принял войска, состоявшие под
командованием Валериана Зубова. В день
коронации император Павел пожаловал
Ивану Васильевичу графский титул и 3000
душ крепостных. В 1798 году император
назначил графа Киевским губернатором,
но в 1800-м неожиданно отстранил от службы…
Гудович
продолжил свою деятельность при
Александре I: в 1806 году
император вновь направил его на Кавказ.
Блестящая победа над турками при Арпачае
(1807) принесла графу звание генерал-фельдмаршала.
Однако за этим успехом последовала
неудачная осада и штурм Эривани; Гудович
отступил в Грузию, где заболел и потерял
глаз.
В 1809 году граф
вернулся на службу: император назначил
его главнокомандующим Москвы, членом
Государственного Совета и сенатором.
«Он умел высоко
поддерживать высокое звание
главнокомандующего в столице, — писал
о Гудовиче Ф.Ф.Вигель, — т.е. заставлял
себе повиноваться, окружал себя помпой
и давал официальные обеды и балы. Может
быть, в зрелых летах имел он много
твердости, но под старость она превратилась
у него в своенравие...» Странности его
отмечал и князь П.А.Вяземский, вспоминая
о том, что Гудович слыл в Москве «гонителем
очков и троечной упряжи». Никто не мог
являться к нему в очках, и даже в чужих
домах он заставлял их снимать, а
приезжавшие в Москву на тройках должны
были выпрягать у заставы одну лошадь,
опасаясь попасть в полицию за неповиновение…
В 1812 году
Гудович был уволен в отставку и последние
годы своей долгой жизни провел в имении,
развлекаясь музицированием и охотой.
Скончался граф в 1820 году и по завещанию
был похоронен в Софийском соборе в
Киеве.
Внучка графа
Ивана Васильевича, Анна Андреевна, в
замужестве княгиня Трубецкая, приходилась
тещей князю Николаю Алексеевичу Орлову;
через нее грамота, выданная графу
Гудовичу Павлом I, и попала
в архив князей Орловых.
Примечания
1
РГАДА. Ф.286. Оп. 2. Кн. 27. Д. 43. Л. 948 («О бытию
Ивану Токареву рисовальным мастером в
Герольдмейстерской конторе»).
2
Подробнее об этом в: Федорова
В.И. Примеры «геральдического
художества»: жалованные грамоты
екатерининского времени // Русское
искусство в Эрмитаже. СПб., 2003. С. 122-123.
3
ПСЗ-1. Т. XIX.
№ 13774.
4
Ср. экземпляр из собрания
ГИМа, воспроизведенный в каталоге
выставки «Екатерина Великая
и Москва» (М., 1997. С. 98. № 285. Илл. 96).
5
ГЭ. ОИРК. ЭРДр. № 2353. 31,0 х 40,6; ковчег — 17
см.в диаметре.
6
Примером может служить грамота,
пожалованная 24 июня 1775 г. обер-секретарю
Сената Алексею Ивановичу Васильеву на
потомственное владение землями (ГЭ ОИРК
ЭРДр № 1770.).
7
ГЭ. ОИРК. ЭРДр.№ 2354. 29,5 х 42
8
ГЭ. ОИРК. ЭРДр. № 2355. 20,0 х 32,2.