Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 86 2008

Мир, на который смотрит Небо.

 

Александр Рюмин: Отчего художник оставляет привычный мир мастерской  и пускается в странствие? Будут ли это вновь осознанная ренессансная Италия, или города и музеи Западной Европы, кажется, вобравшие в себя весь художественный опыт человечества, или потаенная природно-этническая Сибирь, переживающая сегодня благодаря ханты-мансийскому буму небывалое культурное пришествие, будут ли это традиционное изящество загадочной Японии, решительно осваивающей новейшие формообразования хайтека, или праздничное великолепие памятников Византийской империи, — каждое из избираемых и доступных сегодняшнему художнику перемещений в пространстве целе-направленно. Ведь неслучайным оказалось полвека тому назад обращение шестидесятников к истокам крестьянской культуры, а в начале ХХ века сопоставление как мирискусниками, так  и авангардистами своей практики с западноевропейской. Это сугубо профессиональная потребность — почувствовать на прочность живую нить подлинного искусства, связывающую воедино мысль, мастерство и трепет взволнованной души.

Вот уже восемь лет группа московских художников объединена впечатлением от малоизученных христианских пещерных храмов Каппадокии, которое ощутимо сказалось в их творчестве. И.Старженецкая, А.Комелин, Т.Ян, Н.Лаптева, Н.Урядова, Н.Воликова, Т.Новикова и С.Шихачевский стали участниками представленного в редакции журнала «Наше наследие» выставочного проекта «Каппадокия глазами москов-ских художников», объединившего живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство и фотографию.

Публикация работ с этой выставки сопровождается небольшими рассказами самих художников  о совершенных путешествиях.

 

Ирина Старженецкая: Природа минимальная, древнее и незавершенное — пейзажи Ближнего Востока. Эти камни и песок так много видели в веках: смену цивилизаций, множество войн, а земля и небо все такие же. Я люблю думать про Восток, который от нас на западе. То повсюду черный базальт, то розовый песчаник, как в Пальмире, в Сирийской пустыне, ближе к Евфрату, то серая каменная пустыня, где храм Симеона Столпника или античный город Аппамея. Но в России совсем другие масштабы, много подробностей природы, и, кажется, до неба очень далеко. На Востоке оно почти рядом, отшельники складывали столпы и жили в небе. Русская печаль — так далеко до небес.

Во второй главе Деяний апостолов упоминается много городов и провинций, в том числе и Каппадокия. Какой она была тогда? И почему она стала вскоре, к IV веку, центром становления христианства? Василий Великий, Григорий Богослов, а затем вся эта отнюдь не малая область превратилась в великое множество монастырей. Может быть потому, что удалена от центров — Рима и Константинополя? Во всяком случае, и сейчас можно судить о значении и масштабах Каппадокии в христианском мире, видя ту веру, рукотворное и нерукотворное усилие монахов — величайших художников, воплотивших на земле, даже внутри земли, то есть выкопав, прорыв в горах множество храмов потаенных, иногда трудно доступных, расписанных подчас многосложно, иногда совсем архаично, где-то без росписи вовсе, а где-то столь совершенно артистично, что можно восхищаться движением кисти художника, тональным напряжением и в то же время скупостью цвета. Белый, черный, охра и сиена и, возможно, земля зеленая. Сейчас это Центральная Турция. Ни одного действующего христианского храма, в отличие от Сирии и Ливана, где с древности христианство уцелело.

 

Наталья Урядова: В Каппадокии прекрасно!.. С одной стороны гора с плоским верхом. У подножия ее отвесной розовой стены лепятся белые старые греческие домики. Большие кувшины на крышах служат дымоходами. А выше, много выше — черные точки входов в скальные храмы. Не видно ни единой тропы. Время обрушило все подходы.

Из-за горы выкатился мотоцикл с двумя полисменами. Резко зазвонил мобильник: опять Би-лайн  приветствует меня в Каппадокии. Пустое шоссе влечет в даль цвета сарьяновской весны. Просторы бесконечны, неодолимы и ласковы. Никого нет. Справа обрыв, внизу ущелье, за ним — марево светящихся тополей и высится игла — минарет.

Перелететь бы… Мне туда. Все рядом… Как объяснить свое состояние упоения и влюбленности?..

 

Татьяна Ян: Вот уже больше восьми лет в своих работах я с периодичным постоянством обращена к Каппадокии. Сначала «жила» с материалами, привезенными теми, кто там побывал, написала по ним большой цикл работ. Выставка эта сгорела в пожаре большого Манежа в марте 2004 года, выжили только два архангела и серия орнаментов. Кадмий на холстах почернел. Как киноварь на стенах храмов, только не за десять веков, а в одну ночь. «Земля и все дела на ней сгорят»…

И когда я, наконец, попала в Каппадокию сама, тема Апокалипсиса звучала постоянно.

Степень утрат и «мерзость запустения» здесь столь велики, что в первые дни боль от этого почти перекрывала волну ни с чем не сравнимой, никогда прежде нигде не испытанной радости. Той намоленности, которая так глубоко пропитала эту землю, эти горы и горки с вырубленными в их утробах храмами, небо над этой землей, что вопреки всему, все превозмогает и все побеждает. И постепенно видимые следы обрушений, разломов, утрат, следы поругания и осквернения начали восприниматься лишь как знаки прошедших лет — веков — дней, как лик времени преходящего, тленного, бренного. Тот образ мира сего, который проходит. А сквозь него — все яснее, явленней звучит вечность.

Сегодня, когда время порушило горы и преграду между горним и дольним, окрестный пейзаж открылся сквозь пролом стены храма. И это уже — мир, вошедший в храм — или западной стеной, или алтарной апсидой, уже буквально, видимо соотнесенный с Распятием и Воскресением. Мир, на который смотрит Небо…

 

Наталия Лаптева: Каппадокия поражает воображение. Жара и зной

в горах. А в долинах и ущельях, особенно там, где течет река, в воздухе висит водяная пыль. В вечных, влажных сумерках голос соловья — ария Царицы ночи, которой вторит хор лягушек. Черепахи пересекают долины с такой скоростью, что веришь: да, Ахиллес никогда не догонит черепаху, во всяком случае, эту — не догонит.

Распаханная полосами, словно разлинованная, земля усеяна черными запятыми старых виноградных стволов. Вдруг они выбрасывают фонтаны тонких, зеленых веток, изящнейших усиков. Покрываются зелено — золотыми листьями, и крошечные виноградины, собранные в кисти, сменяют на них кисти цветов.

Местный крестьянин пашет на лошади, за ним его жена в шальварах, закутанная в шаль, сажает виноград,  а под ногами у нее суетятся черные скворцы, выхватывая что-то из разворошенной земли. Прямо сцена из «Али-Бабы». А вот и пещера, да не одна, множество, и действительно полные сокровищ. Заходишь внутрь и видишь выдолбленный внутри горы храм.

И христианской символикой насыщена Каппадокия. Маленькие алые маки отчего-то сохраняют лишь четыре лепестка и сотнями горящих крестов покрывают луга, мешаясь с колосьями. Виноград с крестообразной опорой — процветший крест. Овечки безмятежно идут по самому краю пропасти, словно невинные души, не знающие страха.

Голубая кайма неба, розовая — скал. Чередование розовых, желтых, синих и зеленых полос — цветы и травы, нити ручейков, посреди каждой тропы в долинах. Восточный ковер, хеттская керамика. Стою на горе и, кажется, вижу всю Каппадокию: горы и долины, горы и долины. Все деревушки и все минареты. И вот наступает час, когда из репродукторов на всех этих минаретах голос муэдзина зовет мусульман на молитву. Голос раздается по всей Каппадокии, и, забыв, что я православная христианка, слышу только, что Человек взывает к Богу. И когда, отраженное ото всех больших и маленьких гор, эхо отвечает его голосу, понимаешь, что Бог слышит нас и отзывается на наш крик.

 

Материал подготовлен Е.Пашутиной. Благодарим С.Шихачевского за помощь в его подготовке

Фрагмент экспозиции «Каппадокия глазами московских художников». Май 2007 года

Фрагмент экспозиции «Каппадокия глазами московских художников». Май 2007 года

И.Старженецкая. Вспоминая Каппадокию. 2006. Холст, масло

И.Старженецкая. Вспоминая Каппадокию. 2006. Холст, масло

А.Комелин. Зимний пейзаж. 2006. Металл, камень

А.Комелин. Зимний пейзаж. 2006. Металл, камень

Н.Урядова. Из путевого блокнота. 2007. Стекло, моллирование

Н.Урядова. Из путевого блокнота. 2007. Стекло, моллирование

Н.Лаптева. В горах. 2007. Шамот, ангобы.

Н.Лаптева. В горах. 2007. Шамот, ангобы.

А.Комелин. Каппадокия. 2007. Дерево, картон

А.Комелин. Каппадокия. 2007. Дерево, картон

Н.Воликова, Т.Новикова. Река времени. 2007. Цветное стекло

Н.Воликова, Т.Новикова. Река времени. 2007. Цветное стекло

Т.Ян. Цвет яблони. 2006. Холст, масло

Т.Ян. Цвет яблони. 2006. Холст, масло

Т.Ян. Тюльпан. 2007. Холст, масло

Т.Ян. Тюльпан. 2007. Холст, масло

Н.Лаптева. Фрагмент композиции «Цветы и плоды». 2006. Фаянс, ангобы, глазури

Н.Лаптева. Фрагмент композиции «Цветы и плоды». 2006. Фаянс, ангобы, глазури

А.Комелин. Фрагмент праздничного чина иконостаса церкви Воскресения Христова в Переделкине. 2006–2007. Известняк

А.Комелин. Фрагмент праздничного чина иконостаса церкви Воскресения Христова в Переделкине. 2006–2007. Известняк

А.Комелин. Фрагмент праздничного чина иконостаса церкви Воскресения Христова в Переделкине. 2006–2007. Известняк

А.Комелин. Фрагмент праздничного чина иконостаса церкви Воскресения Христова в Переделкине. 2006–2007. Известняк

А.Комелин. Фрагмент праздничного чина иконостаса церкви Воскресения Христова в Переделкине. 2006–2007. Известняк

А.Комелин. Фрагмент праздничного чина иконостаса церкви Воскресения Христова в Переделкине. 2006–2007. Известняк

Н.Воликова, Т.Новикова. Чаша с рыбами. 2008. Стекло, золото, гравировка

Н.Воликова, Т.Новикова. Чаша с рыбами. 2008. Стекло, золото, гравировка

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru