Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 82 2007

Вильям Мейланд

 

Тьма Соловецкая

 

Серия «Соловки» создавалась московским графиком Кириллом Мамоновым в те годы, когда Соловецкие монастырь и острова еще не были привычными объектами туристического интереса, когда стены и камни напоминали не о славной эпохе XV–XVIII веков или мирном быте историко-архитектурного заповедника, а о достаточно близких и мрачных годах первой половины ХХ столетия. Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) — именно его призрачные тени отразились в офортах художника.

Каждый лист этой серии открывает тревожную картину неведомого, подвижного и легендарного островного мира, где далекое и сравнительно недавнее прошлое то выступает из сумеречного пространства, то вновь исчезает в клубящейся тьме. Обширные просторы непривычного для горожанина ветрового северного архипелага, уцелевшего как подлинные страницы отечественной истории, и затерянность в этом просторе отдельных человеческих судеб — вот что удалось со всей возможной подлинностью человеческого переживания отобразить Мамонову на небольших листах черно-белых офортов.

Художник застал на Соловках свидетелей страшных лагерных лет, в том числе оставшихся там на поселении уголовников. Среди прочего он узнал, что одним из наказаний для проштрафившихся солдат охраны и самих заключенных было соскабливание монастырских фресок. На их месте возникали иные «росписи». «Все было покрыто порнографическими рисунками огромных размеров от пола до куполов, — вспоминает художник, — а над главным собором водрузили звезду. Залезть туда без соответствующей техники было практически невозможно, но и это заставили сделать кого-то из заключенных под страхом смерти…»

Дипломной работой Мамонова в Московском полиграфическом институте в 1966 году было оформление одной из книг Д.С.Лихачева — «Культура Древней Руси». В 1970 году, когда началась его работа над рассматриваемой серией офортов, художник еще не знал, что будущий академик и один из создателей журнала «Наше наследие» отбывал на Соловках срок вместе с целым рядом выдающихся деятелей русской культуры, науки и искусства. Так непредсказуемо пересекаются пути людей разных поколений и творческих устремлений. Любопытная подробность — в последний день своего пребывания на Соловках Мамонов увидел Василия Шукшина, приехавшего туда в поисках живой натуры для фильма «Калина красная». Созданный в начале XXI века фильм Павла Лунгина «Остров», главную роль в котором играет однофамилец нашего художника, из той же серии рифмующихся мистических российских совпадений.

На первый взгляд, в соловецких офортах Мамонова нет ничего пугающего. Экспрессивно нарисованные пейзажи, интерьеры, маленькие фигурки людей, животные и птицы, словно гонимые ветром над крышами деревянных строений и толщей монастырских стен. Сама «полярная ревущая морем тюрьма» (А.Солженицын) по сути неизобразима. Мы лишь знаем головным знанием, что она там была и художник видел ее различимые глазом следы. Тем не менее в мерцающем черно-белом перетекании штриховой массы постоянно присутствуют напряжение и тревога, будь то открытое, но непроницаемое пространство «Ночи» или малая закрытая кубатура островного домика в офорте «Свеча».

В главах «Архипелага ГУЛАГа», посвященных Соловкам, Солженицын писал: «Повреждены пожаром купола — а кладка вечная. Земля, возделанная на краю света, — и вот разоряемая… Тихие озера. Доверчивые животные. Беспощадные люди… О, мастера по разорению цветущей земли! Чтобы так быстро — за год, за два — привести образцовое монастырское хозяйство в полный и необратимый упадок!.. И тысячи имея незанятых рук — ничего не уметь добыть из земли…» О том же в малоизвестной поэме Саши Черного «Дом над Великой» (картины из русской жизни), написанной по воспоминаниям в Риме в 1924 году:

 

Погибло все в шальном разгроме

Под наглым красным каблуком…

Кто там сегодня в белом доме?

Какой звериный «Исполком»?

На стенах знаком каннибальства

Рычат плакаты: «Бей! Убей!»

В гостиной — красное начальство,

В передней — тысяча скорбей…

 

Портретов в соловецкой серии Мамонова нет, но в дальнейшем в его творчестве появились острые экспрессивные образы, запечатленные с помощью характерного для него «конвульсивно-судорожного языка» (В.Мильдон). Иногда это конкретные люди («Ванюха и Клава», «Зур» и т.д.), иногда деревенские или городские типы («Дяденька, миленький, дай закурить», «Рыбный день», «Да не оскудевает рука дающего»). Краткое пребывание на Соловках или продолжительная жизнь в летние месяцы в деревне Матюшине Тульской области, воспоминание о послевоенном детстве в Москве и ее окрестностях — все становится для художника поводом для обращения к человеку — советскому и соловецкому. Сын художника цитирует в одном из каталогов слова отца: «Никогда нельзя забывать о страданиях людей, художник должен знать об этих страданиях все подробности, весь этот Ад, иначе он не художник и не человек» — эти слова Мамонова лучший комментарий к его работам.

Кирилл Мамонов

Кирилл Мамонов

Кирилл Мамонов. На Севере. Из серии «Соловки». 1970. Офорт. Сухая игла.

Кирилл Мамонов. На Севере. Из серии «Соловки». 1970. Офорт. Сухая игла.

Кирилл Мамонов. Дура и хулиган. 1987. Офорт. Сухая игла

Кирилл Мамонов. Дура и хулиган. 1987. Офорт. Сухая игла

Кирилл Мамонов. Картежники. 1989. Офорт. Сухая игла.

Кирилл Мамонов. Картежники. 1989. Офорт. Сухая игла.

Кирилл Мамонов. Хрустальный дворец. 1993. Офорт. Сухая игла

Кирилл Мамонов. Хрустальный дворец. 1993. Офорт. Сухая игла

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru