Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 82 2007

Владимир Плужников

 

Центр земель Рязанских

 

Рязанский Кремль, один из красивейших кремлей России, находится в северо-восточной части Рязани и, доминируя в панораме города, во многом определяет его облик и силуэт. Расположен он на высоком мысу с крутыми склонами при впадении в реку Трубеж её правого притока Лыбеди. К высокому обрывистому склону над Трубежем обращены боковыми фасадами наиболее представительные сооружения Кремля.

Принято считать, что в 1095 г. здесь был заложен город Переяславль Рязанский, лишь в 1778 г. переименованный в Рязань. (В дальнейшем под названием «Рязань» мы будем подразумевать и Переяславль Рязанский.) В письменных источниках он упоминается лишь с 1301 г. По археологическим данным, город возник здесь не позднее конца XII в. как опорный пункт рязанских князей в их борьбе против владимиро-суздальских, однако уже в I тысячелетии здесь, на берегу озера Быстрое, находилось поселение.

К концу XIII в. сюда из древней Рязани (ныне городище у села Старая Рязань, раскопки на территории которого принесли массу удивительных открытий и прекрасных находок), разрушенной татаро-монголами, переместился центр Рязанского княжества. С 1389 г. на территории Кремля разместилась резиденция рязанских епископов. Кремль, распространившийся в XIII–XV вв. к югу и к западу и занявший при князе Василии Ивановиче (1456–1483) нынешнюю территорию, был защищен с трех сторон реками: Лыбедь, Трубеж, Дунайчик. Их названия — косвенное свидетельство о южнорусском происхождении первых рязанцев.

При раскопках в Кремле в 1950-х гг. были найдены зеленые и полихромные изразцы, а ближе к корпусу конюшни — срубы с выступающими концами бревен («с остатком») и частокол XV в. В 1512 г. в летописи упомянут дубовый частокол («Острог»), защищавший центральную часть Переяславля Рязанского. В то время на территории Кремля выделялся обширный северо-западный участок, где до 1521 г. располагался княжеский двор с деревянными гражданскими постройками. Здесь в 1522 г. епархиальный архиерей Иона «ставит себе помещение для жилья и двора». С этого времени до прихода советской власти Рязанский Кремль был сугубо церковной территорией.

И все же в XVI–XVII вв. Кремль Переяславля Рязанского входил в развитую систему укреплений против набегов крымских татар на Москву. Укрепление линии Рязань — Тула — Одоев считалось наиболее надежным участком этой системы. С северо–запада к Рязани подходила Вожская засека.

Крепостные стены и башни Переяславля Рязанского в последней четверти XVI в. приходят в полное запустение, но в 1624–1631 гг. и в 1650–1651 гг. их отстраивают заново (в середине столетия — под руководством Евтифия Сытина и Прокопия Елизарова). В то время в состав кремлевских укреплений входили как деревянные сооружения, так и каменные. Высота башен тогда достигала восемнадцати метров. В последний раз эти фортификационные объекты использовались против набега крымских татар в 1673 г. В 1680-е гг. в последний раз попытались привести в порядок древние оборонительные сооружения Переяславля Рязанского.

В Кремле, рядом с княжеским двором, располагались монастыри: у западного вала — Спасский (упоминаемый в документах с 1467 г.), в северном углу кремлевского комплекса — Духовской (основан в XV в., упоминается в документах с 1505 г., выведен из Переяславля Рязанского в 1783 г.). Эти обители были самыми древними в городе. В XVI в. в центральной части кремлевского холма (восточнее Спасского монастыря) был основан Казанский Явленский монастырь, окруженный бревенчатой оградой с передними и задними воротами, каменный Казанский храм с Никольским приделом, кельи, погреб и амбар. В 1786 г. он был перенесен «со всеми постройками» за пределы Кремля, а на его месте разбили сад при Архиерейском доме. Само строительство этого здания началось на месте княжеской резиденции в 1520-е гг., в связи с переводом епископской кафедры в Рязанский Кремль.

XVII век был временем самого бурного строительства на кремлевской территории. В 1642 г. появилась Духовская церковь, в 1647 г., когда весь Переяславль Рязанский пострадал от опустошительного пожара, на древнем основании возвели церковь Богоявления в Спасском монастыре (одноименный деревянный храм на этом месте упоминался уже в 1626 г.). В середине века в Кремле сооружали каменные палаты для архиепископа Мисаила. Во второй половине XVII века вокруг Архиерейского дома возводятся несколько административных и хозяйственных корпусов — консисторский, певческий, хозяйственный и конюшенный, а также длинное здание амбаров. Это единственный в России уцелевший комплекс древнерусских зданий такого назначения. Архиерейский двор обнесли высокой каменной оградой. Впоследствии ее разобрали, но к концу ХХ века реставраторы воссоздали ее фрагмент, примыкающий к консисторскому корпусу, у южной апсиды Успенского собора.

На рубеже XVII и XVIII веков основной доминантой в разросшемся Кремле стал грандиозный Успенский собор, построенный всего за семь лет на месте одноименного храма.

Удачное сочетание архаики и новаторства в рязанской архитектуре начинается именно с Успенского собора. Традиционная композиция его восходит к Владимирскому Успенскому собору XII века, но в нем уже ясно видны тенденции «нарышкинского барокко», зародившегося в постройках рязанских уроженцев Нарышкиных, стиля, одним из творцов которого был знаменитый крепостной зодчий Яков Бухвостов, работавший и в Москве и в Рязани. Творение Якова Бухвостова — Успенский собор — лучший памятник зодчества в Рязанской области, один из наиболее крупных городских соборов петровского времени, вместивший выдающиеся произведения художественной резьбы по белому камню и дереву.

Кирпичные стены здания на белокаменном основании (местами — в высоту человеческого роста) побелены в подклетной части, а в храмовой окрашены снаружи в темно-вишневый цвет. Белый камень широко использован и в деталях фасадного декора.

Это выдающееся произведение зодчества — один из самых крупных соборов Древней Руси. Огромные размеры, сложные технические задачи, виртуозное исполнение многих деталей, объединяющее эстетические принципы допетровской эпохи и нового времени, наконец, исключительная градостроительная роль делают Успенский собор первостепенным памятником Рязани.

Гигантский объем трехсветного храма вместе с тремя более низкими апсидами поднят на высокий подклет. В прошлом, при незаложенных арках подклета и фигурных парапетах над ними, собор будто парил в воздухе. В книге «Рязанские достопримечательности», вышедшей в 1974 г. в знаменитой «желтой» серии «Дороги к прекрасному», выдающийся исследователь архитектуры и культурного наследия Рязани Г.К.Вагнер и С.В.Чугунов писали: «Недаром автор одной дореволюционной газетной заметки о Рязани назвал собор “готическим”. Нечто родственное средневековой дематериализованности усматривается и в сооружении Я.Бухвостова. Действительно, несмотря на грандиозный размер, куб собора не кажется тяжелым».

Нынешняя белизна стен в храме, которая отличается от первоначальной тем, что на сводах и отчасти на столбах сохраняется академическая роспись конца XIX века, подчеркивает великолепие и масштаб первоначального иконостаса, целиком труднообозримого. Он состоит из семи ярусов (из них четыре — основные, высокие) и дополнен сверху плоскостным распятием-тромплеем с двумя фигурами по сторонам, а также шестью иконами, размещенными с интервалами. Под семиконечным крестом завершающего иконостас Распятия — золотистое кольцо с расходящимися во все стороны лучами. Оно символизирует Ветхозаветную Троицу: внутри словесно перечислены Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Большинство икон 2-го, 3-го и 4-го основных ярусов вытянуты вверх и одинаково узки, что оттеняет парадность широких икон средней вертикали и местного чина. Во фризе антаблемента, украшенного резными пальметтами, над иконами местного чина, пышная барочная резьба расступается, освобождая место для их названий: «Благовещение Пресвятыя Богородицы», «Вознесение Господа Иисуса Христа», «Рождество Христово», «Призри во смирение», «Господь Вседержитель», «Успение Пресвятыя Богородицы»; над «Воскресением» и «Преображением» надписи во фризе утрачены. Горельефная резьба иконостаса, с широким включением барочных форм — одно из лучших произведений этого вида искусства, хотя местами чувствуется грубоватость как предвестник упадка этого стиля. Многие крупные фрагменты иконостаса вырезаны из одного куска дерева. В резьбу иконостаса включены выпукло-вогнутые арки над проходами в жертвенник и дьяконник. Вогнутая поверхность арочных проходов в дьяконник и среднюю апсиду расписана в середине XIX века под кессоны с лепными розетками на темно-синем фоне. Окружены кессоны нежно-зелеными рамками с оранжевой окантовкой. Необычен преднамеренный обрыв рисованых кессонов перед краем арки.

Вогнутая поверхность арок в основном объеме храма украшена декоративной росписью второй половине XIX в. — с острыми изломами пурпурно-красных и золотисто-желтых прямолинейных элементов на синем фоне. Аналогичными сложными переплетениями окружены и погрудные изображения святых в круглых медальонах на юго-восточном столбе в основном помещении храма. Медальоны расположены в трех уровнях по странам света и числом соответствуют главной группе апостолов.

Величественная соборная колокольня, возведенная близ Успенского собора, существенно изменила силуэт Рязанского Кремля. Подготовка к возведению сложного, многоярусного сооружения при выезде из города через мост надо рвом на месте Глебовской башни началась в 1783 г., когда был организован сбор пожертвований и для работы над проектом был приглашен архитектор С.А.Воротилов (купец из крестьян села Большие Соли Нерехотского уезда Костромской губернии). В собранных средствах значительную часть составили вклады Николо-Радовицкого монастыря (до революции — в Рязанской губернии, сейчас на юго-востоке Московской области, под Егорьевском), а также купцов Г.В.Рюмина и П.А.Мальшина.

Архитектура первого яруса, законченного лишь в 1797 г., в отличие от воротиловского проекта в формах барокко, целиком принадлежит зрелому классицизму, что заставляет предположить авторство другого зодчего. Второй ярус, деньги на который дал именитый гражданин Г.В.Рюмин, строился по проекту и под руководством архитектора И.Ф.Руско и был завершен в 1816 г.

Строительство колокольни, прерванное из-за отсутствия средств, возобновилось лишь спустя 20 лет. В 1830-е гг. возник целый ряд оригинальных проектов ее достройки, подготовленных А.Е.Биндеманом, Висконти и другими архитекторами. В итоге был выбран проект К.Тона, архитектора храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве, обладавший целым рядом достоинств, но снижавший масштабность колокольни — опасались, что грунт здесь слишком слаб. Этот недостаток выбранного проекта был преодолен губернским архитектором академиком архитектуры Н.И.Воронихиным. Он сумел сделать сооружение очень высоким (83,2 м), избежав рискованной нагрузки благодаря облегчающим стальным конструкциям и дополнительным пазухам во 2-м ярусе. Не только 25-метровый шпиль, но и весь 4-й ярус были изготовлены из металла, что позволило почти на 30 метров увеличить высоту колокольни по сравнению с проектом Тона. В те годы металлические конструкции лишь входили в архитектуру, и даже при возведении крупных петербургских зданий предпочтение отдавалось деревянным каркасам и стропилам. Средства на возведение 4-го яруса предоставил Н.Г. Рюмин. Он же оплатил часы на колокольне, которые могли идти только весной и летом.

Строительство колокольни закончилось в 1840 г. под руководством губернского архитектора Н.И.Воронихина. Сооружение в формах зрелого классицизма, весьма цельное несмотря на перерывы в строительстве и смену авторов, вместило в себя древние колокола, отлитые в 1676 г. Фёдором Маториным и в 1679 г. Филиппом Андреевым.

В постамент левой колонны колокольни перед западной гранью первого яруса вмурована чугунная доска с надписью: «На сем месте была каменная Глебовская башня с воротами и бойницами, с которых в 1521-м году Окольничий Иван Хабар Симский, сын Воеводы Василия Образцова посредством Пушкаря Иордана поразил татар Крымскаго Хана Магмет Гирея. А прежде сего поражения Хабар взял у Хана грамоту Князя Московского с дани Крыму и тем спас Рязань и честь Великаго Князя Московскаго, за что дали ему Сан Боярина и внесли услуги его в книги разрядные на память векам смотри Истории Гна Карамзина 1521 год. Памятник сей устроен при Рязанском Архиепископе Гаврииле и Начальнике Губернии Петре Петровиче Новосильцове, иждивением Рязанского гражданина Ивана Алексеева сына Курганского в 1855 году».

Благодаря колокольне древний ансамбль Кремля с незначительными включениями построек послепетровского времени был дополнен новым, чрезвычайно сильным архитектурным акцентом в формах классицизма.

Колокольня вздымается над остальными кремлевскими сооружениями, контрастно выступая на фоне массивного Успенского собора. Поставленная по его оси и по оси Глебовского моста и в продолжение Соборной улицы, колокольня замыкает с севера западный фронт Кремля, со стенами Спасского монастыря за земляным валом. Монастырская территория, в плане близкая трапеции, соединила главную группу кремлевских зданий с обширными садами в южной части Кремля.

Архитектурный облик Рязанского Кремля в наибольшей степени определяют постройки XVII столетия. Однако он имеет и сооружения XV века, весьма ценные для истории раннемосковского зодчества, и произведения классицизма. Помимо архитектуры, Рязанский Кремль хранит первоклассные произведения древнерусского декоративно-прикладного монументального искусства и интересные образцы допетровской монументальной живописи.

Большинство исторических зданий Кремля сейчас окрашены в белый цвет. На их фоне выделяется вишнево-красный массив Успенского собора с центральной золоченой главой. Его боковые синие главы с золотыми звездами, словно на фоне вечернего неба, перекликаются с завершением Покровского собора. Теплая желтизна, созвучная золоту на куполе Успенского собора, активна в облике Кремля благодаря окраске соборной колокольни, собирающей своей вертикалью весь комплекс, и фасадам Христорождественского собора, включившего в свои стены фрагменты самой древней кремлевской постройки, низа белокаменного Успенского собора начала XV в.

Уже с середины бульвара на Соборной улице (ныне ул. Революции) зритель может видеть через пролеты в двух нижних ярусах колокольни главный портал Успенского собора и среднее окно верхнего света, органично вписанными в арки классицизма. С моста (в 25-30 метрах от колокольни) крест на центральной главе собора вписывается в арку 2-го яруса. Это подчеркивает связь двух крупнейших сооружений ансамбля, утверждающую их господство над Кремлем и городом. Они фиксируют главную композиционную ось Кремля, которой вторят здания Архиерейского дома и храмов в северной части ансамбля. К востоку от Успенского собора кремлевская территория раскрывается веером. На клиньях, сужающихся к собору и ограниченных длинными гражданскими постройками, располагаются корпуса хозяйственного двора при Архиерейском доме и довольно скромный Спасский монастырь. До первых сталинских пятилеток северную часть монастыря занимало кладбище, самое богатое в Рязани.

От монастырского кладбища ныне уцелели только две могилы — южнее алтаря Богоявленской церкви погребена писательница и художница С.Д. Хвощинская (1828–1865), южнее консисторского корпуса похоронен профессор Императорской Академии художеств гравер И.П.Пожалостин (1837–1909). В 1959 г. на участок к северо-западу от его надгробия переместили из Ольгова монастыря (превращенного к тому времени в исправительно-трудовое учреждение) захоронение поэта и художника Я.П. Полонского (1819–1898), родившегося в Рязани. Все три надгробия изготовлены из чёрного шлифованного камня и характерны для периода эклектики.

Над крутым обрывом холма, параллельно Успенскому собору, вытянулся Христорождественский собор, обращенный северным фасадом к Трубежу. Под самыми апсидами Успенского собора стоит небольшой Архангельский собор, соединенный в прошлом стенами ограды с консисторским корпусом и с переходом от Архиерейского дома в Успенский собор (так называемый Архиерейский переход). Архиерейский дом (как его называют в Рязани — Дворец князя Олега) — главное сооружение обширного Архиерейского двора, занимающего большой участок в северной части кремлевской территории.

Архиерейский дом поставлен на участке, где в XIV в., возможно, находился дворец князя Олега Рязанского, князя-воина, сделавшего так много, чтобы предотвратить окончательное разорение пограничных рязанских земель от татарских набегов, что образ его оказался на старорязанском гербе. По грамоте 1568 г. рязанских писцов епископу Филофею известно, что в Кремле на владычном дворе к этому времени существовала каменная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, две каменные палаты на подклетах и две каменные поварни. После пожара 1647 г. вместо прежних палат построили в 1653–1655 гг. новый одноэтажный архиерейский дом, включив в кладку подклет и часть двух ярусов белокаменной церкви Иоанна Предтечи.

Второй этаж этого здания в 1658 г. надстроил подмастерье каменных дел, «московской заягужной слободы теглец» Юрий Корнилович Ярушев (он же Яршов, Ершов, Юрий Корнильев). О том периоде дореволюционные рязанские исследователи записали: «Рязанский митрополит Илларион пристроил к дому каменные покои <…> на восток <…> и достроил неоконченные Мисаилом покои». Третий этаж возводил в 1692 г. подрядчик каменных дел, из костромских крестьян, Григорий Леонтьевич Мазухин. Тогда здание приобрело гражданский облик. Пространственную силуэтность домовой церкви сменила плоскостная — с луковичной главкой под крестом, завершающей фигурный фронтон на западном фасаде.

В 1778 г. Екатерина предоставила Синоду 1000 рублей на строительство Архиерейского дома в Рязани. Корпус епископских палат был значительно удлинен к востоку — по проекту первого архитектора Рязанского наместничества Якова Ивановича Шнейдера, работавшего также и в Калуге. Одновременно с удлинением Архиерейского дома многие элементы первоначального убранства на старых палатах были заменены новыми, в духе классицизма. Реставрация, проведенная под руководством И.В. Ильенко, во многом вернула этому ценнейшему памятнику древнерусского гражданского зодчества ту внешность, которую он имел на исходе XVII столетия.

При предъюбилейных ремонтах конца XIX в. выявился ход в подземелье, начинавшийся у юго-западного входа в Архиерейский дом. Очень крутой спуск шириной 85 см был вымощен каменными ступенями и перекрыт «ползучим каменным сводом». Рязанский архиепископ приказал «заделать дверь в сход», после чего проход закрыли новым кирпичным контрфорсом. Стены здания в основных, наземных, этажах сложены из кирпича и побелены по кладке. В подклете и в древних частях, вошедших в нынешнее здание, использован белый камень.

Это оригинальное здание принадлежит к наиболее ярким архиерейским резиденциям в Древней Руси. По архитектурному богатству фасадов и интерьеров оно сопоставимо лишь с Теремным дворцом в Московском Кремле.

К северо-востоку от Архиерейского двора, на самом углу кремлевского холма стоят небольшая Духовская церковь с двумя главами на шатриках и низенькая часовня-столп под шатром, сооруженная в начале XX века. С юго-востока к этому комплексу примыкала пятиугольная территория Казанского монастыря. За Духовской церковью, к северу от нее, у самого обрыва примостился двухэтажный дом регента Успенского собора, построенный в начале XX в. и называемый в обиходе домом Кроткова либо поповским домом.

Южную часть кремлевской территории занимает Спасский монастырь. Его ограда сооружена в 1757 г. Глухая стена, беленная по кирпичной кладке соединяет круглые башни на углах. В значительной мере стены ограды сохранились на северном и западном участках, включающих в себя ворота в монастырь. С восточной стороны роль ограды выполняли корпуса Архиерейского и Конюшенного дворов, поставленные по границе монастыря, — Консисторский корпус и пристроенное к его торцу здание с кузницей, бочарной и «сараями для разных поклаж». Из башен уцелели северо-западная и юго-западная (у проездного пролома в западной стене монастыря)). Завершения башен переделывались в 1908 г., с подражанием классицизму. Стены всех сооружений кирпичные, с побелкой по кладке, в которую местами включен белый камень. Это довольно редкий образец монастырской ограды в формах классицизма, которому подчинены малочисленные древнерусские мотивы.

Северная стена монастыря проходит вдоль подклета Успенского собора, очень близко от него. С восточной стороны стену ограды заменяют консисторский и хозяйственный корпуса Архиерейского двора. Западная стена, с круглыми башнями на углах, идет вдоль земляного вала. С южной стороны к монастырю подступают сады и огороды, занявшие юго-восточную половину кремлевской территории после ликвидации Казанского монастыря, двух церквей к югу от него, а также Воеводского двора. В Спасском монастыре находятся два храма, поставленные по одной плавной дуге с Успенским и Рождественским соборами. Главный храм монастыря — Преображенский соборзанимает в нем центральное место, а пятиглавый Богоявленский храм с шатровой колокольней почти прижат к северной стене монастыря, оттеняя своим изяществом мощь соседнего Успенского собора.

Нынешний вид церкви Богоявления, в основном, определился к 1647 г., когда она заменила сгоревший одноименный храм. Однако некоторые элементы указывают на более раннее происхождение каменного здания (белокаменный подклет, странное нависание верхней половины четверика над нижней). Небольшое здание с живописной компоновкой несложных, но выразительных архитектурных форм несет демократические тенденции русского (и в первую очередь московского) зодчества середины XVII столетия.

Кирпичные стены с цоколем из тесаного кирпича покоятся на бутовых фундаментах. При всех переделках памятник воспринимается в кремлевском ансамбле очень цельным и играет большую роль, оттеняя изяществом своих форм монументальность соседних построек.

В храме фрагментарно сохранилась роспись второй половины XIX в. в холодных голубовато-зеленоватых тонах (на западной стене — растительный орнамент, на южной — поясные изображения святых, обрамленные звездчатыми восьмиугольниками либо квадрифолиями с имитацией лепной профилировки). На западной стене трапезной, поверх закладки косого хода в палату под колокольней, роспись конца XIX в. изображает Василия Рязанского. Святой с архиерейским посохом шествует по берегу реки, придерживая белой епитрахилью с распятием на Голгофе икону Богородицы, На противоположном, обрывистом берегу, за острожной стеной — деревянная шатровая церковь с такой же колокольней, по пропорциям близкая южнорусским храмам.

Домовой церковью великих князей рязанских, а с конца XV века и местом захоронений рязанских архиереев, был собор Михаила Архангела. В 1471 г. здесь был захоронен епископ Феодосий, в 1481 г. — епископ Симеон. Впервые собор упоминается в документах 1532 г. После пожаров 1638 и 1647 гг. храм капитально ремонтировали и частично перестроили, изменив верхнюю часть здания. В работах 1647 г. участвовал каменных дел мастер Василий Харитонов сын Зубов, из Солигалича, за 5 лет до того строивший Духовскую церковь в Рязанском Кремле. Особенное внимание было уделено верху, где «кладены на оный собор связи брусяные». В 1864–1865 гг. по проекту губернского архитектора С.А. Щёткина был сделан парадный северо-западный вход в собор — к стене архиерейского перехода пристроен пышный портал, ряд деталей в котором навеян замечательной отделкой интерьеров XVII века в Архиерейском доме (например, геометризованная «чешуя» на архивольте, киот с причудливым килевидным верхом).

По совершенству пропорций и изысканной прорисовке немногочисленных деталей интерьер этого храма не имеет равных в Рязанской области. С западной стороны в кладку юго-западного столба вмурована редкой красоты вкладная доска из белого камня. Ее желтоватые буквы отличной сохранности, сильно выступающие над светло-бирюзовым фоном, повествуют о смерти митрополита Иллариона в 1673 г. Текст обрамлен обильной барочной резьбой: сдвоенные волюты, переходящие в акантовый лист, гирлянды из ягод, 4-лепестковые цветы по углам.

Изнутри храма к его западной стене в XIX в. пристроили полукруглые кафельные печи. Под позднейшими метлахскими плитками обнаружены полы из белокаменных плит и треугольных керамических пластинок с коричневой поливой, собранных в звездчатый узор. В барабане уцелела роспись 2-й трети XIX в., в синеватых тонах. В куполе написан Бог-творец, окруженный херувимами; в широких простенках — рисованые коробовые арки с ростовыми фигурами ангелов.

Многие наслоения XIX века на ценный памятник XV столетия устранены в 1970-е гг. при реставрации по проекту И.В.Ильенко. Внешний облик храма практически восстановлен, если не считать кокошников XVII века и связанного с ними четырехскатного покрытия. Стены здания (включая детали декора) кирпичные на белокаменных бутовых фундаментах, побелены по кладке. Собор Михаила Архангела — древнейший на Рязанщине храм, хорошо сохранивший интерьерную структуру конца XV в., которую навеяли работы итальянских мастеров в Московском Кремле.

Всю вторую половину XX в. в Рязанском Кремле шли большие реставрационные работы по проектам Е.В.Михайловского, И.В.Ильенко, Е.М.Караваевой, З.И.Васильевой, Е.Г.Одинец, О.И.Осьмовой, Р.И.Докучаевой. Древнюю монументальную живопись восстанавливали Г.Е. и Т.Г. Брягины. Между певческим корпусом и Гостиницей черни из земли сейчас выступают выявленные и надложенные реставраторами фундаменты Солодовенных палат. Их строили в 1697–1699 гг., а в XVIII веке разобрали. Здесь реставрационно-археологические изыскания после середины ХХ в. вели И.В.Ильенко и Е.А.Хворостова. Реставраторами была вскрыта западная часть солодёжни, включавшая в себя цистерну хозяйственного назначения, сложенную из белокаменных блоков. Стены другой части были кирпичными, с чередованием тычковых и ложковых рядов — как в цепной кладке, пришедшей в Россию с основанием Петербурга, а в среднерусской полосе распространившейся лишь в XIX в. Низ стен — рваные блоки белого камня, подтверждающие хозяйственное назначение этой древней постройки.

Рязанский Кремль был и остается центральным ансамблем города, сильно разросшегося в XX веке. С левого берега Трубежа Кремль смотрится как цепочка вертикалей, нарастающих от парных шатриков Духовской церкви к величавому шпилю соборной колокольни. С берега Лыбеди, где в старину располагались рыбацкие выселки и рыбацкий поселок, кремлевский ансамбль сейчас практически невидим из-за разросшихся деревьев на восточном склоне холма. Главное направление, по которому сегодня идут в Кремль, — западное, со стороны Москвы. Перспективу улицы замыкает громада Успенского собора и, как вначале кажется, спаянной с ним колокольни. На последнем участке этого пути — перед кирпичным арочным мостом через ров — бульвар по оси Соборной улицы скрадывает панораму Кремля, однако у самого моста она внезапно разворачивается нешироким, но насыщенным фронтом.

Рождественский собор над крутым обрывом к Трубежу, прихотливый фронтон над пестрым фасадом Архиерейского дома, легкий силуэт пятиглавия над Богоявленской церковью, жестковатый зигзаг кровель над входом в Спасский монастырь, грубовато-весомая глава Преображенского собора — все эти элементы, размещенные на разном удалении от зрителя, создают калейдоскопическое богатство впечатлений за массивом Успенского собора, который выглядит как главный хозяин или страж древнего Рязанского Кремля.

Рязань. Кремль. Успенский и Архангельский соборы

Рязань. Кремль. Успенский и Архангельский соборы

Икона «Вход Господень в Иерусалим». XVIII век. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Икона «Вход Господень в Иерусалим». XVIII век. Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Рязань. Кремль. Общий вид

Рязань. Кремль. Общий вид

Скульптура «Св. Параскева Пятница». XVII век. РИАМЗ

Скульптура «Св. Параскева Пятница». XVII век. РИАМЗ

Кремль. Колокольня

Кремль. Колокольня

«Облачное» «Успение Богоматери». Первая четверть XVI века. Пелена из Архангельского собора. РИАМЗ

«Облачное» «Успение Богоматери». Первая четверть XVI века. Пелена из Архангельского собора. РИАМЗ

Закладная доска на колокольне Рязанского кремля

Закладная доска на колокольне Рязанского кремля

Успенский собор. Иконостас

Успенский собор. Иконостас

Кремль. Церковь сошествия Св. Духа

Кремль. Церковь сошествия Св. Духа

Икона «Деисус». XII век. РИАМЗ

Икона «Деисус». XII век. РИАМЗ

«Дворец князя Олега» — Архиерейский дом. Западный фасад

«Дворец князя Олега» — Архиерейский дом. Западный фасад

Ювелирные украшения из кладов, найденных на городище Старая Рязань. XII–XIII века. РИАМЗ

Ювелирные украшения из кладов, найденных на городище Старая Рязань. XII–XIII века. РИАМЗ

Складень двустворчатый «Св. Николай и св. Федор Стратилат». XVI век. РИАМЗ

Складень двустворчатый «Св. Николай и св. Федор Стратилат». XVI век. РИАМЗ

Спасский монастырь. Колокольня церкви Богоявления

Спасский монастырь. Колокольня церкви Богоявления

Положение во гроб. 1512. Плащаница из Солотчинского монастыря. РИАМЗ

Положение во гроб. 1512. Плащаница из Солотчинского монастыря. РИАМЗ

Кремль. Спасский монастырь. Церковь Богоявления; некрополь. Успенский собор, колокольня. Фото Д.Леонова

Кремль. Спасский монастырь. Церковь Богоявления; некрополь. Успенский собор, колокольня. Фото Д.Леонова

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru