Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 78 2006

А.Баталов

Кремлевская лествица

Главное сочинение преподобного Иоанна Синаита — «Лествица райская» дает руководство жизни, как непрерывного и трудного восхождения по «лестнице» духовного самосовершенствования, возводящего подвижника  на небо. Посвящение главной кремлевской колокольни этому синайскому отшельнику позволяет истолковывать само сооружение как символическую лестницу к небу, а колокольный перезвон Ивана Великого как призыв к постижению христианских добродетелей.

В Московском Кремле заканчивается реставрация церкви-колокольни Иоанна Лествичника, соборной звонницы и Филаретовой пристройки; здесь, в легендарной колокольне, получившей наименование «Иван Великий» будет открыта новая экспозиция «История Московского Кремля»

 

Образ церкви-колокольни Иоанна Лествичника

Повседневное восприятие кремлевской доминанты сформировалось преимущественно под влиянием высоты колокольни (81 метр) и выразилось в исторически сформировавшемся его названии — «Иван Великий». В народном сознании высота колокольни приобретала сакральный характер. В представлениях европейцев XVII века кремлевская колокольня также занимала центральное место в городском пространстве. Об этом можно судить по аксонометрическим планам, на которых Кремль всегда показывался в большем масштабе, нарушающем действительное соотношение частей города. Центром каждого аксонометрического плана оказывалась Соборная площадь, на которой доминировала колокольня Ивана Великого. Ее композиционное значение в схематизированных графических образах Москвы и Кремля соответствовало той реальной роли, которую сыграла церковь Иоанна Лествичника в формировании центра города.

Парадокс истории состоит в том, что колокольня Ивана Великого, сохранявшая с 1508 года значение одной из главных высотных доминант города, на протяжении почти всего XX века оказалась на периферии музейной жизни. С момента закрытия церкви и запрещения колокольного звона храм-колокольня был недоступен для посетителей. В нем не сохранилось древних икон. Здесь не было фресок. Колокольня превратилась в экспонат, воспринимаемый лишь извне. Однако роль Ивана Великого постигалась главным образом при обозрении города с ярусов его звона. Закрытая для посещения и лишенная «голоса» колокольня стала в какой-то степени символом богоборческой эпохи нашей страны. Столь же символично будущее возвращение возможности обзора Кремля с высоты птичьего полета и возобновление звонов.

 

История и архитектура Московского Кремля

Московский Кремль в целом — уникальный музей русской архитектуры. Экспозиции Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль» размещены в выдающихся памятниках различных эпох — Оружейной палате, Патриаршем дворце, Успенском, Архангельском и Благовещенском соборах, соборе Двенадцати Апостолов и др. Однако до сих пор не была представлена история самого Московского Кремля как единого, целостного архитектурно-исторического ансамбля. Нет и музеефицированных археологических раскопок, позволяющих наглядно продемонстрировать различные этапы его развития. К тому же многие памятники — Большой Кремлевский дворец, Теремной дворец, Грановитая палата, Потешный дворец, здание Сената, стены и башни закрыты для посещения широкой публики.

В фондах Музеев Московского Кремля хранится уникальный комплекс деталей, образцов белокаменной резьбы, керамики и пр. от зданий и сооружений, многие из которых уже безвозвратно утрачены. Музей-заповедник обладает богатой коллекцией графических изображений, фотоматериалов, планов и чертежей. Не менее значительна археологическая коллекция из артефактов, обнаруженных в ходе раскопок на территории Кремля.

Впервые музеем-заповедником создается экспозиция, позволяющая совершить виртуальное «воскрешение древнего Кремля»1, проникнуть в мир исчезнувшей реальности, познаваемой лишь по уцелевшим фрагментам и летописным хроникам.

Новая экспозиция разместится во внутреннем пространстве колокольни Ивана Великого. Причем их уникальные интерьеры станут полноценными объектами осмотра наряду с подлинными деталями архитектурного декора. Виды древнего Кремля, воссозданные методами современных технологий, будут дополнены захватывающим зрелищем панорамы Кремля и всей Москвы с высоты колокольни.

Сценарий экспозиции задуман как постепенное проникновение в различные эпохи истории Кремля. С помощью компьютерной графики посетитель музея станет свидетелем неоднократных изменений облика Московского Кремля, приобретений и утрат; наглядно ощутит связь кремлев-ских памятников с византийским миром, общеевропейской строительной и художественной культурой.

На первом этаже первого яруса колокольни, в пространстве церкви прп.Иоанна Лествичника, патронального святого великого князя Иоанна Даниловича I, основателя династии московских Рюриковичей, будет размещена экспозиция, иллюстрирующая первый отмеченный летописями этап (XII–XV вв.) истории Москвы. Деревянная дверь и клад, найденные при археологических раскопках, свидетельствуют о жизни на Боровицком холме в XIII веке. Детали Успенского собора и собора Спаса на Бору, воздвигнутых Иваном Калитой, детали Благовещенского собора, построенного при Дмитрии Донском и Василии Дмитриевиче, — подтверждают масштабную перестройку город-ского центра. Эти соборы, утраченные еще во второй половине XV века, не имеют современной их существованию иконографии. Их изображения на стаффажах икон и книжных миниатюрах относятся к началу и второй половине XVI столетия. Единственная возможность показать их — это создать условные реконструкции. Будет возникать объемная модель собора с указанием места экспонируемых архитектурных элементов.

На втором этаже первого яруса будет представлен Москов-ский Кремль XVI–XVII веков. Особым образом выделен «итальянский период»: конец XV–первая половина XVI века. В настоящее время трудно представить истинный масштаб проникновения архитектурной культуры итальянского Ренессанса в историческое пространство средневекового Кремля. Пожары, перестройки значительно изменили облик итальянских построек, об их первоначальном облике можно судить по подлинным деталям, замененным при ремонтах и реставрациях, сохраненным после разборки или найденным при археологических изысканиях. Вид сооружения этого периода в Кремле был запечатлен на миниатюрах современных им хроник, стаффажах икон, гравюрах и т.д. Поэтому демонстрация деталей будет сопровождаться показом не только реконструкций, но и исторических изображений.

Под звонами будет представлена мультимедийная история колоколов и подколоколенных сооружений Кремля. Трехмерные реконструкции кремлевских колоколов будут оживлены воссозданием их голосов.

Выходя на открытое гульбище первого яруса, посетитель попадает в реальный мир златоглавия кремлевских соборов и вновь звучащего колокольного перезвона.

 

Исследования и находки

Первая научная реставрация церкви Иоанна Лествичника была осуществлена в конце 1970-х годов. Практически все храмы Кремля построены на месте предшествующих, поэтому при исследовании их фундаментов открываются остатки более древних сооружений. Здесь же ничего подобного найдено не было. Для строительства столь значительного сооружения под фундаментом было устроено сплошное поле из дубовых свай.

Однако известно, что существовал белокаменный храм «под колоколы» 1329 года. Преемственность места в церковном строительстве имеет сакральное значение, предполагающее почитание места храма, отношение к нему как loca sancta. В эпоху глобальной перестройки кремлевского ансамбля итальянскими мастерами, длившейся с последней четверти XV века до 1530-х годов, эта преемственность так-же сохранялась. Летописные данные указывают на то, что именно церковь-колокольня Иоанна Лествичника, едва ли не единственная, изменила тогда свое место. Большинство летописей отчетливо сообщают: «разобраша Иоанн Святый Лествичник, иже под колоколы, созданную от великого же князя Ивана Даниловича в лето 6836; заложиша новую церковь Иоанн Святый не на старом месте».

В 1913 году во время работ на Соборной площади, под мостовой были обнаружены остатки белокаменных стен и фундаментов. Известный историк архитектуры П.П.Покрышкин счел это позднейшим сооружением. Спустя десятилетия В.В.Кавельмахер предложил новое прочтение старых обмеров и фотографий. Ученый доказал, что в 1913 году были найдены остатки первой каменной церкви Иоанна Лествичника 1329 года — октагональной постройки. Сделанное открытие, с одной стороны подтвердило достоверность сообщения летописей о строительстве храма на новом месте, а с другой — позволило лучше понять смысл переноса храма. Храм Ивана Калиты находился между Успенским и Архангельским соборами и после их перестройки не мог соответствовать новому масштабу. Итальянский архитектор, которого летопись называет Боном Фрязиным, поставил новую колокольню примерно по одной оси с предшествующим храмом, но отнес ее за линию апсид Успенского и Архангельского соборов. В результате образовалась площадь, ось которой проходила по центру главного тронного зала Грановитой палаты и церкви Иоанна Лествичника. Нельзя не согласиться с И.А.Бондаренко, подчеркивающим, что строительство новой церкви-колокольни внесло в центр Кремля идею регулярности и центричности. Сооружение колокольни стало принципиально важным этапом в формировании облика Кремля.

Основу композиции церкви-колокольни Ивана Великого составляли три уменьшающихся по диаметру восьмерика. Создаваемая ими ярусность увеличивала впечатление динамического построения формы. Два нижних восьмерика были разделены на этажи. В первом этаже нижнего восьмерика находилась церковь Иоанна Лествичника. Вопрос происхождения форм этого уникального сооружения не раз обсуждался в историко-архитектурной литературе. На основании гипотетической реконструкции храма 1329 года как столпообразного восьмигранного сооружения с внутренней апсидой Бона Фрязина пытаются представить лишь интерпретатором уже существовавшего в московской архитектуре центрического типа храма «под колоколы». Однако история подколоколенных сооружений на Руси до приезда Бона Фрязина не знает подобных столпообразных построек. Единственный каменный храм «под колоколы», дошедший до нас, — это Духовская церковь, построенная псковскими мастерами в 147? году в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь мы видим приспособление для этой функции традиционного для XV века четырехстолпного храма, у которого световой барабан отделяется от помещения храма сводом, что превращает его в изолированный ярус звона с колоколами (без доступа в него из храмового помещения). Это означает, что храм Иоанна Лествичника в Кремле 1329 года остался псковичами не замеченным и представлял собой одиночное сооружение подобного типа.

Поэтому можно лишь допускать, что церковь 1329 года послужила для Бона неким далеким прообразом, тем самым архитектурным контекстом, с которым он соотносил свое сооружение.

Храм Иоанна Лествичника, созданный Боном Фрязиным в 1505–1508 годах, как и многие другие сооружения итальянцев в Москве, не имеет прямых аналогов не только среди русских, но и среди итальянских построек. Характерно, что аналогии можно найти не среди реальных итальянских произведений, а среди архитектурных фантазий, оставшихся в буквальном смысле на бумаге. Бон Фрязин создал тип сооружения, никогда до этого не существовавший ни в русской, ни в итальянской архитектуре. Все известные центрические, круглые, восьми-или девятигранные подколоколенные сооружения построены после строительства московского столпа. Бон полностью вышел за границы местной традиции, найдя принципиально иные формы сочетания церкви с подколоколенным сооружением.

Церковь Иоанна Лествичника 1505–1508 годов дошла до нашего времени почти в неизмененном состоянии. Однако современный зритель может лишь догадываться об ее первоначальных пропорциях. Культурный слой на 5,5 метра закрыл ступенчатый стилобат — постамент, на котором стоял столп колокольни. Кардинально изменился облик колокольни в 1600 году, когда было разобрано первоначальное завершение и над последним восьмигранным ярусом звона вместо купольного завершения (см.реконструкцию С.С.Подъяпольского) построили круглый барабан с главой — и ренессансное произведение приобрело «русский» облик. Замысел Бона Фрязина был нарушен, но именно этот этап в строительной истории колокольни закрепил на многие столетия ее положение в городском пространстве. Ее высота была увеличена Борисом Годуновым на 12 саженей. Появившийся барабан призван был предоставить место для огромной храмозданной летописи, зафиксировавшей деяние новой царской династии. Произведение итальянского мастера в общественном сознании на многие столетия превратилось в творение царствования Бориса Годунова. Лишь в сравнительно недавнее время имя Бона Фрязина вновь соединилось с построенным им храмом.

 

Реставрация ансамбля колокольни Ивана Великого

Первая реставрация, преследующая цель экспонирования интерьера этого уникального сооружения была осуществлена в 2005 году. Работы проводились по проекту, разработанному ООО «Реставратор-М» (архитектор — Е.В.Степанова, инженер-технолог А.Н.Густова), реставрационно-производственным предприятием «Таргет-цель» (генеральный директор В.И.Суслин, главный инженер А.И.Шишов). Созданное в 1990 году предприятие «Таргет-цель» поставило своей задачей возрождение искусства резьбы по белому камню и, как показывает практика его работы — успешно справляется с этой задачей. В послужном списке мастеров фирмы немало возрожденных памятников русского зодчества. Первой значительной работой было воссоздание Красного крыльца Грановитой палаты в Кремле. Потом были виртуозные работы по мрамору для декоративного убранства фасадов Храма Христа Спасителя и по белому камню для интерьеров Храма Преображения Господня (в подклете Храма Христа Спасителя). Хорошо знакомы мастерам «Таргет-цель» методы консервации белокаменных элементов; они провели работы по музеефикации Воскресенского моста XVI–XVII вв. через реку Неглинную (Музей археологии Москвы), некрополя древней церкви у Третьяковского проезда Китай-города. Большой комплекс работ выполнен мастерами на уникальных памятниках в Музее-заповеднике «Коломенское». Серьезным профессиональным этапом была реставрация колокольни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (подробнее см.: «Наше наследие» № 67-68 2005). Так что приглашение этой организации для работ по реставрации колокольни Ивана Великого вполне закономерно. Усилиями реставраторов были раскрыты элементы ордерной декорации интерьера, срубленные при перекладке сводов в некоторых помещениях. Выявлены и подготовлены к экспонированию срубленные белокаменные импосты, розетки в сводах, карнизы. Реставрация стен, освобожденных от позднейшей штукатурки, выявила технику кладки из кирпича и белого камня, применявшуюся древними мастерами. В помещении церкви под позднейшими белокаменными плитами раскрыт кирпичный пол XVIII века. Более древней выстилки пола обнаружено не было. Реставраторы восстановили кирпичный пол, использовав кирпич, изготовленный по найденным образцам. Подлинные фрагменты пола были включены в новый пол. Тот же метод был использован и при реставрации пола в палатках над церковью. Здесь главный «зал» был вымощен квадратной кирпичной плиткой, печуры окон — кирпичом, поставленным на ребро, палатки — кирпичом «на плашку». При реставрации эти различия в покрытии пола были сохранены. При производстве работ реставраторы руководствовались принципом фрагментарной реставрации, преследующей цель максимального сохранения подлинника. Так полностью сохранены уникальные белокаменные винтовые лестницы. Блоки, из которых сложены опорные столбы и ступени, консервировались и укреплялись. Заменялись лишь незначительные, полностью разрушенные, фрагменты. Тот же подход был использован и при реставрации белокаменных ордерных деталей.

Проведенная фрагментарная реставрация позволяет зрителю «прочесть» строительную историю памятника. Например, был сохранен поздний дверной проем, прорубленный из палатки над церковью (второй этаж нижнего восьмерика) для выхода на винтовую лестницу. «Рваная» кладка была укреплена, что указывает на позднее происхождение проема.

По существу, работы на колокольне проводились методами музейной реставрации. Мастера «Таргет-цель» произвели полное переоборудование и приспособление древнего сооружения к музейному использованию, а фасады и интерьеры храма-колокольни Ивана Великого — уникального памятника русского зодчества подготовили к музейному показу.

Именно архитектура первого столпообразного храма «под колоколы» станет важной темой новой экспозиции, равно как и сам Кремль, который впервые после 1918 года откроется зрителю с высоты гульбища Ивана Великого.

Храмозданная летопись 1600 года царя Бориса Федоровича. 2006

Храмозданная летопись 1600 года царя Бориса Федоровича. 2006

И.А.Соколов. Вид в проспекте Успенской соборной и перед оной площади и прочему строению. Лист из альбома "Обстоятельное описание торжественных порядков (...) коронования Императрицы Елизаветы Петровны (...) 25 апреля 1742 года". СПб., 1744

И.А.Соколов. Вид в проспекте Успенской соборной и перед оной площади и прочему строению. Лист из альбома "Обстоятельное описание торжественных порядков (...) коронования Императрицы Елизаветы Петровны (...) 25 апреля 1742 года". СПб., 1744

Л.Килиан  (1579-1637). Фрагмент "Сигизмундова плана" Москвы. 1610

Л.Килиан (1579-1637). Фрагмент "Сигизмундова плана" Москвы. 1610

Вид Соборной площади в Московском Кремле. 2006

Вид Соборной площади в Московском Кремле. 2006

Панорама Москвы с колокольни Ивана Великого. 2006

Панорама Москвы с колокольни Ивана Великого. 2006

Интерьер церкви Иоанна Лествичника после реставрации. 2006

Интерьер церкви Иоанна Лествичника после реставрации. 2006

Внутреннее пространство второго яруса колокольни. 2006

Внутреннее пространство второго яруса колокольни. 2006

Вид на Храм  Христа Спасителя со звонов второго яруса колокольни. 2006

Вид на Храм Христа Спасителя со звонов второго яруса колокольни. 2006

Ансамбль Соборной площади. Вид со звонов первого яруса колокольни. 2006

Ансамбль Соборной площади. Вид со звонов первого яруса колокольни. 2006

Фрагмент декора колокола.  2006

Фрагмент декора колокола. 2006

Э.Пальмквист (1650-1651-?). Подъем большого колокола в Кремле в 1674 году. Из издания "Рисунки из альбома Эриха Пальмквиста". Стокгольм, 1898

Э.Пальмквист (1650-1651-?). Подъем большого колокола в Кремле в 1674 году. Из издания "Рисунки из альбома Эриха Пальмквиста". Стокгольм, 1898

Иван Великий. Продольный разрез. Обмеры архитектора И.Злобина. 1910

Иван Великий. Продольный разрез. Обмеры архитектора И.Злобина. 1910

Вид на Ивана Великого со стороны Ивановской площади. 1910-е годы.

Вид на Ивана Великого со стороны Ивановской площади. 1910-е годы.

Третий ярус колокольни.  2006

Третий ярус колокольни. 2006

Оружейная палата. По рисунку П.П.Свиньина. СПб., 1839

Оружейная палата. По рисунку П.П.Свиньина. СПб., 1839

Иван Великий. Западный фасад. Обмеры архитектора И.Злобина. 1910

Иван Великий. Западный фасад. Обмеры архитектора И.Злобина. 1910

Фрагмент белокаменного декора звонницы в процессе реставрации. 2006

Фрагмент белокаменного декора звонницы в процессе реставрации. 2006

Красное крыльцо. Воссоздание 1990 года. Вид с колокольни. 2006

Красное крыльцо. Воссоздание 1990 года. Вид с колокольни. 2006

Белокаменный декор завершения Филаретовой пристройки в процессе реставрации. 2006

Белокаменный декор завершения Филаретовой пристройки в процессе реставрации. 2006

Реставрация розетки (третий ярус звонницы). 2006

Реставрация розетки (третий ярус звонницы). 2006

Внутреннее пространство второго уровня первого яруса колокольни. 2006

Внутреннее пространство второго уровня первого яруса колокольни. 2006

Белокаменные внутристенные лестницы после реставрации. 2006

Белокаменные внутристенные лестницы после реставрации. 2006

Замоскворечье. Вид со звонницы. 2006

Замоскворечье. Вид со звонницы. 2006

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru