Т.В.Шубина
Фото:
С.Леонов, В.Бойко и из фондов ГИМЗ «Горки Ленинские»
Усадьба Горки в
ландшафте времени
В
состав Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские»,
помимо Музея-усадьбы «Горки», входят: Музей крестьянского быта конца XIX —
начала ХХ века в деревне Горки, постоянная выставка из коллекции Музея «Кабинет
и квартира В.И.Ленина в Кремле», переданная в Горки в 1994 году, и
документальная экспозиция «Политическая история России (1917–1924)»,
размещенная в новом экспозиционном здании, где также находятся два выставочных
зала, кинозал и конференц-зал.
Теперь,
мне кажется, без отговорки,
Вам
можно ехать в Горки:
...Верь
без красного словца,
Что
в Горках для тебя и двери настежь и сердца.
А.А.Писарев
Долгие годы и в нашей
стране, и за рубежом усадьба Горки была известна более всего как место,
связанное с именем В.И.Ленина, где глава советского правительства прожил
последние годы жизни. Но возросший интерес к русским усадьбам привлекает в этот
чудесный уголок Подмосковья все больше людей, для которых Горки — тот
сохранившийся островок былой России, где еще можно окунуться в атмосферу старой
усадебной жизни. Время пощадило эту усадьбу, судьба ее оказалась более
счастливой, чем участь большинства русских загородных поместий. Горки избежали
разрушения и варварского расхищения художественных ценностей, их архитектурный
облик не был искажен поздними пристройками, а старинный усадебный парк
практически не пострадал от стихийных вырубок. До наших дней Горки сохранили не
только архитектурно-парковый ансамбль, но и большую часть своей уникальной
усадебной коллекции.
Горки — одна из
старейших усадеб Подмосковья. Эта усадьба, первые сведения о которой относятся
к середине XVI в., пережила за свою долгую и богатую событиями историю и
периоды взлета, когда строились усадебные постройки и разбивались парки, и
времена относительного благополучия, и пору запустения, когда ветшали и
разрушались здания, зарастал парк, а усадебная территория продавалась под
дачные застройки. В XVI–XIX вв. Горками владели представители таких дворянских
и купеческих родов России, как Спасителевы, Наумовы, Белосельские, Трубецкие,
Дурасовы, Писаревы, Лопухины, Прокофьевы, Шибаевы, Герасимовы.
Часто менялись хозяева в
старой усадьбе, но не суждено ей было погибнуть или окончательно заглохнуть. В
1909 г. поместье приобретает З.Г.Морозова-Рейнбот. Будучи женой одного из самых
удачливых русских промышленников и мецената С.Т.Морозова, Зинаида Григорьевна,
несмотря на ряд драматических моментов в своей судьбе, прожила в целом жизнь,
полную достатка, любви, почитания и встреч с интересными людьми. Оставшись
после трагической гибели Саввы Тимофеевича наследницей огромного состояния, в
1907 г. она вышла замуж за генерал-майора свиты Его Императорского Величества,
градоначальника Москвы А.А.Рейнбота. Однако спустя два месяца после
бракосочетания семейная жизнь была омрачена выдвинутыми против мужа обвинениями
в казнокрадстве. Едва улеглись страсти вокруг причин самоубийства С.Т.Морозова,
как Москва вновь шумно обсуждала скандальную отставку А.А.Рейнбота с поста
градоначальника и ход судебного процесса.
Это был сильный удар по
самолюбию гордой и независимой женщины. Зинаида Григорьевна, стараясь найти
выход из создавшегося положения, круто меняет прежний открытый, полный встреч,
балов и приемов, образ жизни. Она продает свой роскошный особняк на
Спиридоновке, оставляет загородное имение Покровское-Рубцово старшему сыну
Тимофею и уезжает в Горки. В этом уютном уголке Подмосковья, вдали от светской
суеты и сплетен, в хлопотах по обустройству новой усадьбы она пытается обрести
душевное спокойствие и начать новую жизнь.
Зинаида Григорьевна
открыла новую и самую яркую страницу в истории старинной усадьбы. Последней
хозяйке удалось создать в Горках новый для России тип буржуазного поместья, где
были успешно учтены все новейшие достижения и требования времени. И это, как
покажут дальнейшие события, во многом способствовало тому, что Горки, пережив
все трудные времена в истории страны, не только сохранились, но и смогли стать
одним из интереснейших музейных памятников русской усадебной культуры XIX –
начала ХХ в.
Для реконструкции
усадьбы Зинаида Григорьевна пригласила знаменитого русского зодчего
Ф.О.Шехтеля, по проекту которого центральный ансамбль усадьбы, построенный в
первой половине XIX в., перестраивается. Изменился не только внешний облик
зданий, декор фасадов которых приобрел неоклассический характер, иным
становится и убранство интерьеров, где современный комфорт гармонично сочетался
с атмосферой старой дворянской усадьбы. Главные усадебные здания, с
электрическим освещением, центральным отоплением, водопроводом и канализацией,
оборудуются ванными комнатами, новейшее техническое оснащение для которых
приобретено в Англии. Для усадьбы, имевшей телефонную связь, закупаются лучшие
телефонные аппараты того времени — шведской фирмы «Эриксон», а в убранстве
комнат использовались предметы мебели, художественные полотна и изделия
декоративно-прикладного искусства XVII – начала ХХ в., частично привезенные
З.Г.Морозовой-Рейнбот из особняка на Спиридоновке и загородной усадьбы
Покровское-Рубцово, частично — приобретенные и изготовленные на заказ
специально для новой усадьбы в лучших магазинах и мастерских Москвы и
Петербурга.
Преобразился и старинный
парк усадьбы. В парковую композицию, которая строилась исключительно на
сочетании местных пород деревьев (липы, вяза, дуба, клена и березы), вводятся
голубые ели, пихта и кедр, что придало парку необыкновенную яркость во все
времена года и особую выразительность осенью и зимой. На смену деревянным
резным беседкам, мостикам, калиткам и качелям пришли каменные
архитектурно-парковые сооружения в виде балюстрад, беседок — «миловид», грота и
мостиков, украшенных перилами из балясин. Размещенные в парке с большим вкусом,
они органично вписываются в пейзаж, дополнив, но не затенив его. В духе нового
времени в парке были устроены теннисный корт и крокетная площадка.
На парадном дворе
усадьбы сооружается фонтан с бассейном, окруженный цветником, а со стороны
обрыва пейзажного парка площадка двора огораживается полукруглой балюстрадой с
декоративными вазами. Ограждение террас и балконов главного дома и флигелей в
форме балясин является элементом декора и вместе с балюстрадой двора создает
своеобразный эффектный орнаментальный пояс.
В результате
реконструкции архитектурно-парковый ансамбль Горок приобрел облик великолепной
неоклассической усадьбы в духе русского классицизма рубежа XVIII–XIX вв.
Однако новая хозяйка
Горок, будучи человеком умным, предприимчивым и прогрессивно мыслящим,
вкладывает деньги не только в реконструкцию архитектурно-паркового ансамбля.
Усадьба в Горках — наглядный пример хозяйства, где роскошь обращается в
рациональное богатство. В северо-восточной части усадьбы, за пределами парка,
Морозова-Рейнбот выстроила современный хозяйственный комплекс, который за
короткое время ей удалось превратить в многоотраслевое рентабельное хозяйство.
Усадьбу в Горках не
постигла печальная участь большинства поместий, которые после октябрьских
событий были разграблены или разрушены. Зинаида Григорьевна смогла организовать
своих работников на охрану усадебного хозяйства и не допустить разгрома. В
марте 1918 г. Горки были национализированы, а в июне Московский губернский
комиссариат земледелия, который отбирал наиболее перспективные в хозяйственном
отношении имения Московской губернии, перевел их в свое подчинение и создал на
базе хозяйства совхоз.
З.Г.Морозова-Рейнбот
вынуждена покинуть усадьбу. Однако, пользуясь лояльным отношением к ней со
стороны своих бывших работников, она не теряет связи с ней, постоянно бывает в
Горках и надеется получить разрешение на аренду хозяйства. Это позволило бы ей
проживать в усадьбе и влиять на ее дальнейшую судьбу. Она добивается приезда в
Горки Комиссии по охране памятников искусства и старины, которая, обследовав
усадьбу, выдает Морозовой-Рейнбот удостоверение в том, что «дом с
художественно-исторической обстановкой в нем» является национальным достоянием
и находится под охраной Комиссии. Власть заняла в отношении бывшей владелицы
жесткую позицию: Морозовой не только отказано в праве проживать в усадьбе, она
едва избежала ареста, решение о котором было принято на заседании
Мосгубземкома. Зинаида Григорьевна уезжает в Москву и больше никогда не
вернется в Горки.
Однако наладить дела в
хозяйстве, которое считалось перспективным, Московскому губземкому не удалось.
К осени 1918 г. прекрасно оборудованный, современный, недавно отстроенный
хозяйственный комплекс пришел почти в полную негодность. Рабочие и служащие
совхоза «Горки» месяцами не получали зарплату, что привело к отъезду из усадьбы
около трети сезонных работников.
Видя, что на глазах
разваливается прекрасно налаженное и некогда эффективно работающее хозяйство,
бывшие рабочие усадьбы решили взять дело в свои руки и вместо совхоза создать
коммуну. Воспользовавшись приездом в Горки в сентябре 1918 г. В.И.Ленина и
заручившись его поддержкой, в октябре рабочие хозяйства организовали коммуну
имени Ленина. В «наследство» от совхоза «Горки» коммуне досталось хозяйство,
находившееся в очень запущенном состоянии. Но трудные условия первое время не пугали
коммунаров. Сохранившаяся производственная база, необходимый опыт и знания, а
большинство коммунаров работало у З.Г.Морозовой-Рейнбот и хорошо знало
хозяйство, поощрение коммун со стороны государства и поддержка его главы,
В.И.Ленина, — все это вселяло надежду на успех.
Планы по реорганизации
хозяйства и развитию всех его отраслей у коммунаров большие, но в первую
очередь они обратили свое внимание на главные усадебные постройки с
находившимся там имуществом. 2 ноября 1918 г. члены коммуны составили акт, по
которому все движимое имущество имения Горки переходило в распоряжение коммуны
имени Ленина. Прилагаемая к акту опись имущества, составленная наспех
случайными людьми, представляла собой простой, без какой-либо характеристики,
перечень предметов мебели, который не давал представление не только о самом
предмете, но и о его местонахождении в доме, т.к. в описи отсутствовало
название комнат. Живописные полотна, акварели, гобелены, ковры, осветительные
приборы, часы, вазы, посуда и пр. вообще не попали в опись как не имеющие, по
мнению малограмотных коммунаров, особой ценности. Однако отсутствие необходимых
знаний о культурной и исторической значимости находящихся в усадьбе ценностей
не помешало им «правильно» распорядиться приобретенным: часть мебели и других
предметов усадебной обстановки они распределили между собой и обставили ими
свои квартиры.
К весне 1919 г. стало
ясно, что все усилия коммунаров по налаживанию производства оказались
безрезультатными. Коммуна имени Ленина, которая, как было записано в ее Уставе,
«является живым примером преимущества коллективного способа ведения хозяйства
перед единоличным», не справилась с поставленной задачей и, к большому
огорчению главы государства, на своем примере не доказала это преимущество.
Разочаровавшись в новой хозяйственной политике и не связывая больше своего
будущего с усадьбой, большинство рабочих выходит из коммуны и собирается к
отъезду. Ленин тяжело переживает эту неудачу. Весной 1919 г. на собрании
рабочих он просит их не покидать хозяйства и организовать в Горках крупное
коллективное объединение нового типа, которое станет примером для местных
крестьян и сумеет доказать все преимущества крупного общественного хозяйства.
Н.К.Крупская, присутствовавшая на этом собрании, проходившем в Большом доме усадьбы,
вспоминала позднее, что Ильич очень волновался, убеждая коммунаров остаться в
хозяйстве, но не вышло ничего из его стараний. Просуществовав несколько
месяцев, к лету 1919 г. коммуна имени Ленина была ликвидирована.
На этот период
приходятся и первые серьезные утраты усадебной коллекции. В ноябре 1918 г.
Горки посетил эмиссар Музейного отдела Наркомпроса, который, обследовав
усадьбу, признал желательным вывоз из нее отдель-ных предметов, в частности
портретов работы Лампи, И.К.Макарова, В.А.Серова и старинных гравюр с видами
Санкт-Петербурга. В конце 1918 г. начинается вывоз художественных ценностей из
усадьбы. В декабре из Горок вывезено более сорока предметов. Среди них гравюры
и миниатюры французских и русских мастеров конца XVIII – начала XIX в., портреты
русских художников XIХ в., акварели и пастели. Художественные ценности усадьбы
поступили в хранилища Национального музейного фонда. Уже в 1919 г. несколько
картин и акварелей горкинской коллекции из фонда передали в московские и
провинциальные музеи. В частности, пастель
А.М.Васнецова «Поздняя осень. Прощание с парком» отправилась в
Пермь, а картина И.К.Макарова «Портрет неизвестной в синем платье» — в
Туркестанский университет. Часть предметов, в основном изделий русского и
западноевропейского фарфора, из Горок вывезли позднее, в марте 1919 г.
Дальнейшую судьбу
усадьбы определил приезд в Горки В.И.Ленина: именно этот приезд, а в дальнейшем
Горки становятся постоянным местом отдыха и лечения главы государства, спас
усадьбу от забвения, а коллекцию от разорения. Ленин впервые приезжает в Горки
в сентябре 1918 г. В связи с ухудшением здоровья после тяжелого ранения ему
рекомендован отдых, и усадьба выбрана как наиболее удачное для этого место.
Любовь, которую питали к Горкам прежние владельцы, передалась и вождю мировой
революции, и это несмотря на то, что никакой сентиментальности к усадебной
культуре он не испытывал. Но Ленин, проживший за границей 15 лет, был человеком
европейского склада. Хотя, по воспоминаниям Н.К.Крупской, в эмиграции они
привыкли жить в скромных квартирах и дешевых заграничных пансионатах, он привык
к определенному европейскому комфорту и удобствам, поэтому по достоинству
оценил эту прекрасно обустроенную усадьбу. Со времени своего первого приезда
Ленин часто бывает в усадьбе, проводит здесь свои выходные дни, отпуска, иногда
приезжает на несколько часов после работы. Он так привык к Горкам, что, когда
была возможность поехать отдохнуть в другое место, он, если и соглашался, то с
большой неохотой; он всегда предпочитал Горки. В общей сложности Ленин прожил
здесь около двух с половиной лет.
Известно, что члены
семьи Ульяновых бережно относились ко всему, что окружало их в Горках. Многих
приезжавших к ним удивляло то обстоятельство, что вся обстановка в доме, вплоть
до царских портретов и фотографий бывшей хозяйки на стенах, оставалась такой
же, как при прежних владельцах. Особенно, казалось, должна раздражать Владимира
Ильича обстановка в его комнате: белая с позолотой будуарная мебель, зеркала
между окнами. Но В.И.Ленин уже в первый свой приезд попросил, чтобы никаких
перестановок в доме специально для него не делали, подчеркивая этим, что его
дом — это скромная кремлевская квартира, а свое пребывание в Горках, являвшихся
государственной собственностью, он считал временным, как в доме отдыха или в
санатории. Несмотря на утраты этого периода, большая часть имущества осталась в
усадьбе, и на нее, благодаря присутствию в Горках семьи Ульяновых, никто больше
не посягал.
После смерти В.И.Ленина
в 1924 г. с инициативой принять меры к сохранности Горок и открытию здесь
ленинского музея выступили несколько организаций, в том числе и Наркомат
просвещения РСФСР во главе с А.А.Луначарским. Вскоре архитектурно-парковый
комплекс усадьбы был выделен в особую группу, руководство которой осуществляла М.И.Ульянова.
Консервация Горок в качестве музейного объекта, с одной стороны, способствовала
сохранности архитектурно-паркового ансамбля и интерьеров от разрушения, с
другой (неопределенность статуса и растянувшееся на годы принятие решения об
открытии здесь музея) — едва не погубила их.
В 1930-е гг. Горки
постепенно меняют свой прежний облик. Основные здания усадьбы с находившимся
там имуществом стояли в крайне запущенном состоянии. Большой дом, Северный и
Южный флигели нуждались в капитальном ремонте, предметы обстановки, часть
которых была выброшена на чердак, — в срочной реставрации. Сгорела усадебная
церковь, в которой еще в 1920-е гг. разместился молодежный клуб. В парке,
который никем не охранялся, вырубаются деревья и кустарник. В этот период на
территории Горок располагалось несколько учреждений: совхоз «Горки ВЦИК»,
Школа-интернат памяти В.И.Ленина, санаторий для ответственных работников МК
ВКП(б), организованный здесь в 1918 г. в помещениях трех дач, амбулатория и пр.
Северный и Южный флигели, а также ряд других усадебных построек были заселены
полностью. Здесь проживали отдыхающие и обслуживающий персонал санатория,
учителя школы, рабочие и служащие совхоза с семьями. В Южном флигеле находились
также кухня и столовая санатория. В Горки, особенно в летние месяцы, на отдых
постоянно приезжали члены семьи Д.И.Ульянова и их многочисленные гости.
Предметами усадебной обстановки, соответственно, все проживающие пользовались
как обычными вещами.
В 1938 г. наконец
состоялось решение Оргбюро ЦК ВКП(б) о создании в Горках мемориального
Дома-музея В.И.Ленина. Началась работа, которая протекала медленно и трудно, по
ремонту главных усадебных построек и разработке музейной экспозиции: изучались
детали обстановки комнат, проводилась реставрация мебели, картин и предметов
декоративно-прикладного искусства, изготовлялись точные копии занавесей и
драпировок, проводилась фотофиксация всех музейных предметов, начался сбор
материалов по истории усадьбы.
Однако именно на этот
период пришлись наибольшие утраты усадебного собрания. План музейной
экспозиции, согласно которому в комнатах Северного флигеля и Большого дома
восстанавливалась бытовая обстановка на период пребывания Ленина в Горках, не
был утвержден комиссией ЦК ВКП(б). Было принято решение восстановить мемориальную
обстановку только в трех комнатах Большого дома, в остальных — документальную
экспозицию, посвященную жизни и деятельности В.И.Ленина в Горках.
Идеологическая направленность проводимой работы отрицательно сказалась как на
судьбе усадебного собрания, так и на способе его экспонирования.
В результате около 600
предметов усадебной коллекции не вошли в экспозицию музея. Отсутствие
фондохранилища (музейные ценности размещались в подвалах Большого дома, где
влажность достигала 90%) и специалиста для работы в фондах решило судьбу
большей части экспонатов. 196 предметов декоративно-прикладного искусства,
живописи, а также личные вещи семьи Морозовых в итоге были переданы
Государственному Историческому музею, посуда и вазы — в хозотдел Управления
делами ЦК ВКП(б), около 50 предметов мебели, посуды и фарфоровых изделий —
семье Д.И.Ульянова для новой дачи в Кунцеве, остальные — пополнили фонды
Центрального музея В.И.Ленина.
Оставшаяся часть
усадебной коллекции была сохранена, отреставрирована и частично вошла в экспозицию
музея, развернутую в Большом доме усадьбы. Экспозиция занимала восемь комнат из
одиннадцати. И только в столовой, кабинете и комнате Ленина была восстановлена
прежняя обстановка. Стенды с ксерокопиями документов о жизни и деятельности
Ленина, несколько картин, светильников и мебель, большая часть которой покрыта
чехлами, — такой была экспозиция Дома-музея В.И.Ленина в Горках, открывшего
наконец свои двери для посетителей в феврале 1949 г. Казалось, что трудные
времена для усадьбы и ее коллекции прошли.
Однако в марте 1953 г.
музей неожиданно закрыли, а его помещения передали Министерству просвещения
РСФСР для размещения здесь детского дома имени В.И.Ленина. В связи с переменами
в апреле – мае 1953 г. из Горок вывезли основную часть музейной коллекции. Согласно
актам, хранящимся в фондах Государственного исторического заповедника «Горки
Ленинские», в Центральный музей В.И.Ленина передали 798 экспонатов, в хозотдел
Управления делами ЦК КПСС — 144, в детский дом — 176 предметов. К счастью, эта
странная, почти детективная история имела скорый конец. В сентябре 1953 г.
музей был открыт вновь, а его имущество, правда с небольшими утратами,
возвращено.
В 1972 г. Совет
Министров РСФСР принял Постановление о создании Государственного исторического
заповедника «Горки Ленинские» и строительстве нового здания для размещения
документальной экспозиции музея. Перед научными сотрудниками была поставлена,
наряду с другими, задача усовершенствовать мемориальную экспозицию усадьбы,
которая к тому времени уже претерпела ряд изменений, и восстановить обстановку
в тех комнатах, где ранее располагалась документальная экспозиция. В 1970–1980
гг. сотрудники научного отдела и отдела фондов вели работу по поиску документов
и материалов, проясняющих судьбу вывезенных из усадьбы вещей, и возвращению
части их. Более 100 предметов, среди которых несколько акварелей и
художественных полотен, в том числе и портреты С.Т.Морозова, изделия из
фарфора, фаянса и стекла возвращены Горкам Государственным Историческим музеем.
Из Государственного музея изобразительных искусств Узбекистана поступили четыре
мраморные скульптуры и полотна русских художников XIX в., а из санатория ЦК
КПСС «Марьино» — вазы и пять мраморных скульптур, переданных санаторию наряду с
другими горкинскими предметами в 1950-е годы хозотделом Управления делами ЦК
КПСС. Несколько предметов мебели и картину «Пионы», написанную дочерью
З.Г.Морозовой Марией, вернула О.Д.Ульянова. Более 20 предметов поступило из
фондов Центрального музея В.И.Ленина.
В настоящее время
коллекция Музея-усадьбы «Горки» насчитывает более шести тысяч уникальных
предметов мебели, живописи, скульптуры, предметов декоративно-прикладного
искусства, которые, отражая черты жизни далекого прошлого, делают это прошлое
для нас более доступным и осязаемым. В последние годы научными сотрудниками
была проделана огромная работа по атрибуции предметов усадебной коллекции,
неоценимую помощь в которой нам оказали сотрудники Государственной
Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Государственного
музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Всероссийского музея
декоративно-прикладного и народного искусства, Государственного музея керамики
и «Усадьбы Кусково XVIII в.». Итогом этой плодотворной работы стало издание
альбома «Музей-усадьба “Горки”» и его коллекция».
Работа по поиску
утраченного, сбору данных об истории усадьбы и ее владельцах, а также по
совершенствованию усадебной экспозиции является в настоящее время приоритетной
для сотрудников заповедника. Актуальной задачей музея является пересмотр некоторых
положений его концепции. Необходимо найти в экспозиции гармоничное сочетание
мемориальной темы с темой усадебной культуры и художественным собранием. Так,
по одному из вариантов возможно перенесение центра тяжести ленинской тематики в
музейно-выставочный комплекс с сохранением нескольких мемориальных комнат в
Большом доме и Северном флигеле. Специального акцента заслуживает «техническое
наследие» усадьбы — раритетные телефонные аппараты, сантехническое оборудование
и система энергоснабжения. Настоящей музейной звездой является и уникальный
«роллс-ройс» на гусеничном ходу. Несомненно, затрудняет развитие заповедника то
обстоятельство, что парк усадьбы находится в ведении другого пользователя. И
наиболее очевидная и болезненная проблема — несанкционированное коттеджное
строительство в охранных зонах усадьбы.
Восстановление
интерьеров Горок на начало ХХ в. должно переломить сложившееся предубеждение в
отношении к этой великолепной усадьбе, интересной не только тем, что волею
судеб она стала последним пристанищем первого вождя Советского государства.
Посетители
откроют для себя новые Горки — настоящую русскую усадьбу, которая до наших дней
сохранила не только свой архитектурно-парковый ансамбль, но и уникальные
подлинные интерьеры, содержащие настоящие шедевры декоративно-прикладного
искусства!
Публикацию
подготовил С.Леонов
ГИМЗ «Горки Ленинские». 142712, Московская обл., Ленинский
район, Горки Ленинские. Телефон: 548-94-95, факс: 548-93-09, 548-90-78