Сергей
Шишков
Графичный образ пространства
Музыку хорошо слушать ночью.
Когда не видны лица людей.
Сэй Сенагон. «Записки у изголовья»
Созерцать
— не слышать. Но если ты имеешь возможность не только слышать, но и созерцать
музыку — это доставляет наибольшее эстетическое удовольствие. Таков мир, в
котором живет и творит мой отец — художник Владимир Шишков.
Когда
попадаешь на «поле битвы», в мастерскую отца, поневоле становишься участником
сражений. При входе художник предупреждает: «Держись середины, тогда ничего не
случится». По стенам стоят усталые, «измученные идеями» сырые холсты. В
мастерской мало места. Картины, кисти, краски, папки, эскизы. Все предметы,
находящиеся в поле зрения автора, так или иначе
принимают участие в творческом процессе. В углу гипсовая голова, накрытая
обычной сетчатой сумкой, превращается в узника мастерской. Я думаю, что это
автопортрет. Под потолком со стен угрожающе нависают рельефы самых причудливых
форм. Они, как свирепые охранники, внимательно следят за происходящим вокруг и
неустанно наблюдают за порядком в мастер-ской.
Вилка, зубья которой изогнуты в разные стороны, пристроена к рельефу. Маленькие
бумажные скульптуры высовываются отовсюду. Безумное количество вспомогательных
вещей: всякие уголочки, реечки, палочки, гвоздики, баночки, которые собираются
волею автора в немыслимые приспособления для написания картин или прочие не
менее занимательные и полезные вещицы. Ничего лишнего. Сказывается стремление
художника как можно больше времени уделять именно творческому процессу.
В
воздухе — сполохи энергии, рукой художника превращенные в осязаемые творения.
Слышен разговор холстов и рам, кистей, красок и карандашей. Эскизы развешаны по
стенам, вставлены в обороты подрамников, ручейками текут по полу или создают веероподобные скульптуры. Они перешептываются с картинами.
Их много, и они ждут. Ждут внимания и поддержки. Понимаешь — многие из них
создадут неповторимую музыку, которая впоследствии станет созерцаема. Отец
говорит, что картины ведут с ним беспощадную борьбу. Забрызганный краской пол
подтверждает постоянство борьбы и кажется вполне состоявшейся самостоятельной
композицией.
Эмоциональный
накал, царящий в мастерской, осязаем во всех картинах. Буйство черного цвета,
светлые пунктиры и линии в сочетании с разнообразными формами создают
неповторимый колорит в проекте «FECIT» — ощущение цветного черного. Огромная
серая плоскость, на которой, свободно расправив крылья, парит едва узнаваемая
блестящая птица, рождает ощущение воздушного серебра. Так форма и цвет, вступая
во взаимодействие, вырываются за грань холста, формируют в нашем сознании
образ. Причудливой формы «Чубрик» в одежде из дыр
танцует с собственной тенью. Цветная форма, напоминающая птицу, взлетает ввысь
на синем фоне холста. Художник дозирует цвет, тем самым
влияя на литературную составляющую картины. Персонаж с красной прической и
безумной гримасой на лице пытается вырваться из необъятной плоскости холста.
Соотношение предметов в плоскости, сочетание формы и цвета ведут к
пространственной свободе. Стремительные прямые линии и пунктиры задают общий
ритм картины. Мир художника особенный. Безумное количество энергии будит разум.
Идей много. И... стремление как можно быстрее окунуться в омут противостояния с
поверхностью. Настоящая война. Война между палитрой и взглядом, обрывком листа
и фразой, идеей и белым листом... Столкновение характера и плоскости... Желание
слушать и слышать «музыку» холстов заставляет художника неустанно трудиться.
Война продолжается много лет.
Достаточно
мгновения для точного и однозначного определения местоположения любого предмета
в пространстве или живописной плоскости. Все происходит быстро и с
поразительной точностью. Линии стремительно находят свои точки и превращаются в
пунктиры. Сомнений нет. Вторая попытка отсутствует — это расслабляет. Только
атака. Максимум, что дозволено, — это пауза. Пауза между переходом от белого к черному или наоборот. Это создает ощущение спринтерского
забега. Выстрел, как вступление барабанов в марше — старт. И вот уже финишная
ленточка, как последняя нота в мелодии — финиш. В картине взгляд улавливает
малейшие изменения в настроении художника. Прошу показать новые работы.
Гигантский холст. Ощущение дистанции, которую художник преодолел, прежде чем
ему удалось финишировать, поражает.
Краски
и кисти, сливаясь друг с другом в безумном танце, рассказывают на живописном
поле множество историй. Каждый мазок на холсте говорит об уверенности, которая
заложена еще на начальных стадиях, в эскизах. Нити холста, как струны гитары,
подчеркивают стройность мелодии. Картины оживают и превращаются в
самостоятельные личности, способные поведать не только зрителю, но и самому
художнику множество интереснейших и удивительных историй.
Поразительно,
как небольшие холсты сосуществуют с двух-, трехметровыми гигантами. Мелодия,
рожденная в голове автора, при непосредственном участии картин создает
визуальную музыку. Кто дирижер в оркестре? Автор или картины? Здесь все едино и
органично.
Сложно
представить себя на месте художника. Жить в мире собственных творений, вести с
ними диалог с глазу на глаз. Картины имеют свое собственное представление о
происходящем вокруг, заставляют созерцателя принимать свою точку зрения. Нельзя
воспротивиться происходящему на полотне. Художник может позволить созерцателю
лишь присутствовать...