Колесо истории
Старейший в
Ханты-Мансийском округе краеведческий музей был учрежден в 1932 году. Создание
музея было частью программы ликвидации «хозяйственной и культурной отсталости
туземных народов Уральского Севера». В октябре 1934 года сотрудник музея
И.А.Шабалин совместно с членами Общества по изучению края приступили к
комплектованию фондов, а 4 ноября 1936 года музей принял своих первых
посетителей. Изначально этнографическая коллекция формировалась из материалов
юбилейных выставок и предметов, переданных музею Остяко-Вогульским окружным
отделом НКВД, Березовским Райисполкомом, Казымским национальным советом,
Сосьвинской и Казымской культбазами. Значительная часть экспонатов — жертвенные
покрывала, шаманские халаты, шапки и бубны, священные стрелы и приклады для
духов-покровителей, музыкальные инструменты, атрибуты медвежьего праздника —
принадлежала шаманам и была изъята у репрессированных служителей культа после
разгрома казымского восстания.
В 1950–1970-е годы начинается новый период в
истории музейного дела округа. Летом 1956 года краеведческий музей совместно с
Институтом истории материальной культуры Академии наук СССР провел первую
научную экспедицию на реку Казым. Этнографическая коллекция музея пополнилась
интересными предметами традиционной культуры хантов.
Собрание Государственного музея Природы и
Человека составляет более 100000 единиц хранения, этнографическая коллекция
насчитывает более 3000 предметов.
Одним из
важнейших событий обширной программы празднования 75-летия Ханты-Мансийского автономного
округа — Югры стало открытие в декабре 2005 года стационарной экспозиции в
Государственном музее Природы и Человека. За ее достаточно традиционным
названием «Связь времен» — оригинальная музейная концепция. В одном
пространстве представлены и «историческое», хронологическое время, и время «мифологическое». Если
историческая часть экспозиции оперирует датами, фактами, документами и обращена
преимущественно к разуму, то мифологическая — несет сильный эмоциональный
заряд, затрагивает глубинные пласты человеческой памяти.
Мифологическое время. Современная
цивилизация, скованная стандартами исторической хронологии, оставила
нетронутыми лишь небольшие островки культур, живущих в мифологическом времени.
Там диалог человека с окружающим миром и его богами основан на священном знании
— мифологии. Непосвященным такое познание кажется архаичным набором наивных и
странных сказок.
Один из оазисов живой мифологии сохранился в
глубинах урало-сибирской тайги, где с древности развивалась культура
обско-угорских народов — ханты и манси. Важнейший культовый центр угров
располагался на Семи Холмах, где ныне стоит город Ханты-Мансийск.
Здесь, на пересечении великих рек, существует
своего рода ось, вокруг которой вращается мифологическое время угров. В этом
смысле экспозиция Ханты-Мансийского музея следует духовной реальности, веками
существовавшей в центре Обь-Иртышья.
Экспозиция представляет мифологический путь,
который может быть восхождением по ступеням, может быть путешествием по Семи
Холмам Ханты-Мансийска. Ритмы мифологического времени подчинены семиричным
циклам, и экспозиция состоит из семи частей:
Колыбель — миг сотворения мира и человека,
когда с неба на еще зыбкую землю спускается на золотой цепи колыбель и богиня
Земли и Материнства — Калтащ открывает счет человеческим судьбам.
Игра — жизненное пространство, полное
символов мужского и женского, где через лабиринт знаков и загадок идет путь от
детской игры к взрослому ритуалу.
Времена года — многоцветие и многозвучие
месяцев и сезонов традиционного календарного цикла.
Святилище — картина священного пространства
таежного Приобья, в центре которого располагается обитель могущественной
богини, известной в средневековых легендах под именем Золотой Бабы.
Небесный всадник — образ бога и культурного
героя Мир-сусне-хума, объезжающего мир на крылатом коне и следящего за порядком
на Земле.
Когтистый старик — медвежий миф, ведущий из
лесной чащи к танцевальному дому, где шумит ночное медвежье игрище.
Шаман — тонкая паутинка шаманского
мировидения, сочетающая образы Музыкального мыса, Светлого чума, Мухоморной
женщины и знаменитых в прошлом избранников духов.
Парадоксальным образом раскрытию мистического
мира древних верований приобских угров, мира магии, таинственных и всемогущих
духов способствует применение самых современных технологий. Музей Природы и
Человека после завершения масштабной реконструкции здания и сложного комплекса
его оборудования является одним из самых передовых российских музейных
учреждений. Создание нового музея — дело многотрудное, хлопотное и дорогостоящее.
Это стало возможным только благодаря многолетним совместным усилиям
Правительства Югры, музейных работников, архитекторов и строителей,
ученых-исследователей, дизайнеров, инженеров и программистов.
Обско-угорские народы ханты (остяки) и манси (вогулы)
расселены в тайге и лесотундре Средней и Нижней Оби, Нижнего Иртыша и Северного
Зауралья. В антропологическом отношении обские Угры причислены к уральской
малой расе, с характерным сочетанием европеоидных и монголоидных признаков.
Языки этих народов вместе с венгерским образуют угорскую группу уральской
языковой семьи. По данным переписи населения
1989 года в России насчитывалось 22500 хантов и 8400 манси.
При подготовке публикации были использованы
материалы альбома-каталога Государственного музея Природы и Человека «Мифологическое время», издательство
«Эпифания», Москва, 2003; газеты «Музейное время», №8 (21), 2005.
Текст и фото С.Леонова