Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 77 2006

Колесо истории

 

Старейший в Ханты-Мансийском округе краеведческий музей был учрежден в 1932 году. Создание музея было частью программы ликвидации «хозяйственной и культурной отсталости туземных народов Уральского Севера». В октябре 1934 года сотрудник музея И.А.Шабалин совместно с членами Общества по изучению края приступили к комплектованию фондов, а 4 ноября 1936 года музей принял своих первых посетителей. Изначально этнографическая коллекция формировалась из материалов юбилейных выставок и предметов, переданных музею Остяко-Вогульским окружным отделом НКВД, Березовским Райисполкомом, Казымским национальным советом, Сосьвинской и Казымской культбазами. Значительная часть экспонатов — жертвенные покрывала, шаманские халаты, шапки и бубны, священные стрелы и приклады для духов-покровителей, музыкальные инструменты, атрибуты медвежьего праздника — принадлежала шаманам и была изъята у репрессированных служителей культа после разгрома казымского восстания.

В 1950–1970-е годы начинается новый период в истории музейного дела округа. Летом 1956 года краеведческий музей совместно с Институтом истории материальной культуры Академии наук СССР провел первую научную экспедицию на реку Казым. Этнографическая коллекция музея пополнилась интересными предметами тради­ционной культуры хантов.

Собрание Государственного музея Природы и Человека составляет более 100000 единиц хранения, этнографическая коллекция насчитывает более 3000 предметов.

Одним из важнейших событий обширной программы празднования 75-летия Ханты-Мансийского автономного округа — Югры стало открытие в декабре 2005 года стационарной экспозиции в Государственном музее Природы и Человека. За ее достаточно традиционным названием «Связь времен» — оригинальная музейная концепция. В одном пространстве представлены и «историческое», хронологическое время, и время «мифологическое». Если историческая часть экспозиции оперирует датами, фактами, документами и обращена преимущественно к разуму, то мифологиче­ская — несет сильный эмоциональный заряд, затрагивает глубинные пласты человече­ской памяти.

 

Мифологическое время. Современная цивилизация, скованная стандартами исторической хронологии, оставила нетронутыми лишь небольшие островки культур, живущих в мифологическом времени. Там диалог человека с окружающим миром и его богами основан на священном знании — мифологии. Непосвященным такое познание кажется архаичным набором наивных и странных сказок.

Один из оазисов живой мифологии сохранился в глубинах урало-сибирской тайги, где с древности развивалась культура обско-угорских народов — ханты и манси. Важнейший культовый центр угров располагался на Семи Холмах, где ныне стоит город Ханты-Мансийск.

Здесь, на пересечении великих рек, существует своего рода ось, вокруг которой вращается мифологическое время угров. В этом смысле экспозиция Ханты-Мансийского музея следует духовной реальности, веками существовавшей в центре Обь-Иртышья.

Экспозиция представляет мифологический путь, который может быть восхождением по ступеням, может быть путешествием по Семи Холмам Ханты-Мансийска. Ритмы мифологического времени подчинены семиричным циклам, и экспозиция состоит из семи частей:

Колыбель — миг сотворения мира и человека, когда с неба на еще зыбкую землю спускается на золотой цепи колыбель и богиня Земли и Материнства — Калтащ открывает счет человеческим судьбам.

Игра — жизненное пространство, полное символов мужского и женского, где через лабиринт знаков и загадок идет путь от детской игры к взрослому ритуалу.

Времена года — многоцветие и многозвучие месяцев и сезонов традиционного календарного цикла.

Святилище — картина священного пространства таежного Приобья, в центре которого располагается обитель могущественной богини, известной в средневековых легендах под именем Золотой Бабы.

Небесный всадник — образ бога и культурного героя Мир-сусне-хума, объезжающего мир на крылатом коне и следящего за порядком на Земле.

Когтистый старик — медвежий миф, ведущий из лесной чащи к танцевальному дому, где шумит ночное медвежье игрище.

Шаман — тонкая паутинка шаманского мировидения, сочетающая образы Музыкального мыса, Светлого чума, Мухоморной женщины и знаменитых в прошлом избранников духов.

Парадоксальным образом раскрытию мистического мира древних верований приоб­ских угров, мира магии, таинственных и всемогущих духов способствует применение самых современных технологий. Музей Природы и Человека после завершения масштабной реконструкции здания и сложного комплекса его оборудования является одним из самых передовых российских музейных учреждений. Создание нового музея — дело многотрудное, хлопотное и дорогостоящее. Это стало возможным только благодаря многолетним совместным усилиям Правительства Югры, музейных работников, архитекторов и строителей, ученых-исследователей, дизайнеров, инженеров и программистов.

Обско-угорские народы ханты (остяки) и манси (вогулы) расселены в тайге и лесотундре Средней и Нижней Оби, Нижнего Иртыша и Северного Зауралья. В антропологическом отношении обские Угры причислены к уральской малой расе, с характерным сочетанием европеоидных и монголоидных признаков. Языки этих народов вместе с венгерским образуют угорскую группу уральской языковой семьи. По данным переписи населения
1989 года в России насчитывалось 22500 хантов и 8400 манси.

 

При подготовке публикации были использованы материалы альбома-каталога Государственного музея Природы и Человека  «Мифологическое время», издательство «Эпифания», Москва, 2003; газеты «Музейное время», №8 (21), 2005.

 Текст и фото С.Леонова

 

Здание Ханты-Мансийского Государственного музея Природы и Человека

Здание Ханты-Мансийского Государственного музея Природы и Человека

На открытии экспозиции  А.В.Филипенко - губернатор ХМАО,  А.В.Головнев - автор музейной концепции, Л.В.Степанова - директор музея

На открытии экспозиции А.В.Филипенко - губернатор ХМАО, А.В.Головнев - автор музейной концепции, Л.В.Степанова - директор музея

"Семиухий котел" - фрагмент экспозиции

"Семиухий котел" - фрагмент экспозиции

Святилище "Золотой бабы"

Святилище "Золотой бабы"

Фрагменты экспозиции "Шаман"

Фрагменты экспозиции "Шаман"

Выставка-акция "Елка на потолке" - "Меценаты - музею"

Выставка-акция "Елка на потолке" - "Меценаты - музею"

В отделе палеонтологии

В отделе палеонтологии

"Медвежьи игрища"

"Медвежьи игрища"

М.Тимергазеев. Мифологический сюжет

М.Тимергазеев. Мифологический сюжет

"Богоматерь Знамение". Конец XIX - начало  XX века. Дар музею от ОАО "Ханты-Мансийский банк"

"Богоматерь Знамение". Конец XIX - начало XX века. Дар музею от ОАО "Ханты-Мансийский банк"

"Ссыльные" - фрагмент экспозиции

"Ссыльные" - фрагмент экспозиции

Духи-покровители

Духи-покровители

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru