Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 77 2006

О современном искусстве глиптики

Инталии сквозь века

 

«…брильянт нельзя считать произведением искусства. Камни известной формы и вырезанные на них изображения гораздо более интересны, хотя бы сами по себе они и не были особенно замечательны; они представляют собою нетленные документы искусства всех времен и имеют громадное значение для историка искусства и культуры. Птолемеева камея в этом смысле гораздо ценнее и обладает гораздо более глубоким смыслом, чем самый большой брильянт, украшающий какую-нибудь корону».

Р.Браунс. «Царство минералов». СПб., 1906.

 

Современное искусство глиптики берет начало от произведений древних мастеров, вырезавших на камнях-самоцветах инталии — вогнутые миниатюрные изображения. Их оттиски на воске или глине давали рельефы, служившие печатями. Для самых ранних из сохранившихся инталий использовались твердые одноцветные минералы — гранаты, гиацинты. Обращение резчиков к многослойным камням — агатам, сардониксам — позволило достичь новых высот, создавать подлинную «живопись в камне».

Резные камни — геммы, созданные мастерами Месопотамии и островов Эгейского моря в IV–III тысячелетиях до н.э., свидетельствуют об уже сложившейся многовековой традиции. Мастерством исполнения восхищают древние египетские, шумерские, аккадские, вавилонские, ассирийские геммы.

Античные геммы вобрали в себя все разнообразие мира, а средства выразительности приобрели особую утонченность. Мастера добивались органичного соединения магической красоты минералов с графически отточенными или, напротив, легкими, эскизными, пластичными рельефами. Это были уже не только печатки, но и дорогие, можно сказать драгоценные украшения, амулеты-обереги, наделенные защитными, чудодейственными свойствами. Многие античные геммы позднее почитались как христианские святыни.

Коллекционирование резных камней было увлечением и привилегией сильных мира сего. Не стали исключением и российские монархи. Страстной собирательницей гемм была императрица Екатерина Великая.

Работа со сверхтвердыми минералами позволяет создавать практически вечные произведения. Однако для резчика она сопряжена с немалыми трудностями. «Для изготовления большой камеи, — писал археолог Э.Баблон, — нужно было столько же времени, сколько и для создания готического собора». Так, уже в XIX веке, резчик А.Давид над камеей «Триумф Наполеона» трудился 15 лет!

Оборудование требуется довольно незамысловатое — простой станок с приводом, набором резцов и абразивы. Стальной резец на твердой поверхности камня не может оставить даже царапины. Мастер обрабатывает покрытую абразивом поверхность практически вслепую, постоянно имея в виду, что вогнутый рельеф будет восприниматься зрителем зеркально и как выпуклый. Технология резьбы по камням-самоцветам за многие тысячелетия принципиально не изменилась, разве что появилась возможность использовать электрический привод и оптические приборы. По-прежнему это ручная работа, требующая воображения и необыкновенного терпения. Представленные на страницах «Нашего наследия» инталии современного россий­ского мастера Владимира Каменева созданы таким же традиционным способом —  с помощью бормашины, заточенных под разными углами гвоздей и набора абразивов. Тонкие детали были прорисованы острым осколком алмаза. На создание инталии по сюжету картины Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» резчику потребовалось более года, а на «Тайную вечерю» — около двух лет упорного труда.

Все работы мастера публикуются впервые. Немногие знатоки и ценители камнерезного искусства, которым довелось познакомиться с его инталиями, единодушны во мнении — это уникальные произведения редкого и многотрудного жанра.

Если у гемм с сюжетами, вдохновленными античной мифологией, христианскими образами и выдающимся личностями, исторические и стилистические прообразы проследить возможно, то у сложных многофигурных композиций В.Каменева по сюжетам живописных картин Леонардо и евангельским сценам нет аналогов.

С.Леонов,

фото Р.Васильчикова

Тайная вечеря. Топаз. Глиптика

Тайная вечеря. Топаз. Глиптика

Поклонение волхвов. Топаз. Глиптика

Поклонение волхвов. Топаз. Глиптика

Деисусный чин (Иисус Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель). Голубой топаз. Глиптика

Деисусный чин (Иисус Христос, Дева Мария, Иоанн Креститель). Голубой топаз. Глиптика

Николай Чудотворец. Топаз. Глиптика

Николай Чудотворец. Топаз. Глиптика

Георгий Победоносец. Топаз. Глиптика

Георгий Победоносец. Топаз. Глиптика

Мадонна в скалах (Леонардо да Винчи). Топаз. Глиптика

Мадонна в скалах (Леонардо да Винчи). Топаз. Глиптика

Святое семейство (Гюстав Доре).Топаз. Глиптика

Святое семейство (Гюстав Доре).Топаз. Глиптика

Тондо Дони (Микеланджело).Топаз. Глиптика

Тондо Дони (Микеланджело).Топаз. Глиптика

Мадонна Литта (Леонардо да Винчи).Топаз. Глиптика

Мадонна Литта (Леонардо да Винчи).Топаз. Глиптика

Сикстинская мадонна (Рафаэль). Аметист. Глиптика

Сикстинская мадонна (Рафаэль). Аметист. Глиптика

Амур и Психея. Голубой топаз. Глиптика

Амур и Психея. Голубой топаз. Глиптика

Похищение Европы. Топаз. Глиптика

Похищение Европы. Топаз. Глиптика

Венера перед зеркалом. Топаз. Глиптика

Венера перед зеркалом. Топаз. Глиптика

Ковбой. Аметистовый кварц. Глиптика

Ковбой. Аметистовый кварц. Глиптика

Вакханка и сатир. Берилл. Глиптика

Вакханка и сатир. Берилл. Глиптика

Анна Ахматова. Голубой топаз. Глиптика

Анна Ахматова. Голубой топаз. Глиптика

Д. Лихачев. Голубой топаз. Глиптика

Д. Лихачев. Голубой топаз. Глиптика

А. Зверев. Цитрин. Глиптика

А. Зверев. Цитрин. Глиптика

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru