Анатолий Кантор, Галина
Ельшевская, Илларион Голицын, Валерий Стигнеев
Жест внутренней свободы
В послевоенные 1940–1950-е годы в советское искусствознание
пришло новое поколение — строители и организаторы художественной культуры
нового типа. Предшественники и учителя были журналистами, трибунами, бойцами;
послевоенной молодежи предстояли бои не менее упорные, но в более сложных,
опасных условиях, требовавших искусного маневра и более широкого кругозора,
интуиции, философской широты взглядов, небывалых познаний в отечественной и
мировой культуре; главное же заключалось в умении выделить в искусстве новое,
перспективное, живое начало, отделив его от наносной моды, конъюнктуры и
демагогии. Словом, требовались «перестройка глаза», сотрудничество с
прогрессивным ядром коллектива художников, осмысление заново культуры прошлого,
мирового современного опыта и тщательного анализа нынешней творческой практики.
Соответственно должна была рождаться новая критика, оснащенная фундаментальной
теорией и доскональным знанием исторического опыта. Все это порождало
потребность в новой литературе, новом образовании и новых лидерах, какие не замедлили явиться: это академик
Дмитрий Сарабьянов, реформаторы музейного дела Ирина Антонова, Генрих Игитян,
создатели новых глубоких концепций историко-художественного процесса Галина
Пугаченкова, Евсей Ротенберг, Ростислав Климов, Валерий Прокофьев, Вадим
Полевой, критики Александр Каменский, Лев Мочалов, Юрий Герчук.
Юрий Яковлевич Герчук в этой группе новаторов послевоенных лет — один
из самых младших. Но на него давно уже смотрят как на «мэтра», одного из самых
почитаемых экспертов. Это уважение он заслужил не годами и даже не познаниями,
а в основном принципиальностью и редким отсутствием снисходительности в своих
критиче-ских оценках. В доме творчества в Паланге, где некогда регулярно
собирались искусствоведы для выяснения ценности их работ по «гамбургскому
счету», Юрий Яковлевич всегда занимал место в «ареопаге», среди признанных
лидеров искусствоведческой корпорации. Вторая черта Герчука как критика и как
человека – это высокая степень внутренней организованности и ответственности,
присущие статьям и книгам Юрия Яковлевича, сказывающиеся и во всем его облике.
Профессиональный авторитет Юрия Яковлевича был основан на небольших
монографиях, написанных с исключительной четкостью, основательностью и
являющихся в своем роде образцовыми. Два выпуска очерков «Художественные
памятники Верхней Волги» (1968, 1976, в соавторстве с М.И.Домшлак) стали
прекрасным примером путевого очерка и архитектурного исследования. Если
монография о русском натюрморте «Живые вещи» (1977) является одной из
нескольких поэтичных, увлекательных книг на эту тему, то книга «Что такое
орнамент?» (1998) заполнила одно из «белых пятен» в искусствознании, поскольку
внимательными исследователями орнамента были в последнее время кристаллографы.
Исследования Герчука о книге, графике и типографском искусстве являются
классическими в этой области, отнюдь не бедной талантливыми монографиями: это
книги «Эпоха политипажей» (1982), «Художественная структура книги» (1984),
«Советская книжная графика» (1986), «Художественные миры книги» (1989); в этой
серии книг очень заметен интерес к педагогике, почему они особо ценны для
специального образования. Герчук двинулся и дальше в сторону универсализации
своих педагогических руководств: плодом этого стали книги «Язык и смысл
изобразительного искусства» (1994), «Основы художественной грамоты» (1998) и,
наконец, главы недавно опубликованной «Всеобщей истории искусств».
Анатолий Кантор
Юрий Яковлевич Герчук не в первый раз показывает свои фотограммы. Не
рискуя высказываться по существу выставки (ничего не понимаю в фотограммах!),
замечу лишь, что, на мой взгляд, сам выбор техники в данном случае многое
говорит о личности выбирающего. Фотограмма – предельно ненасильственна по
отношению к объекту; здесь вещам как бы позволено увидеть самих себя, и автор
всегда готов удивиться неожиданному поведению своего материала под воздействием
света. Это — вежливое искусство; своего рода равноправное собеседование
художника с «персонажами». И в быту, и в профессиональных контактах Герчук
всегда открыт для такого собеседования.
Именно поэтому про него не с руки сочинять «юбилейные» речи — он к ним
совершенно не располагает. Так никогда не ведут себя «юбиляры», «заслуженные
деятели» и прочие — страшно сказать — «последние могикане». Им по рангу
положено соблюдать статуарность и двигаться плавно, а Герчук даже и не просто
ходит, а бегает, так, что за ним не угнаться, — и бегает, в числе прочего, на
«неподобающие» своему возрасту и статусу мероприятия: например, на выставки
современного искусства. Ему интересно.
Я никогда не училась у Герчука — и все-таки считаю его кем-то вроде
учителя. Потому что косвенно все-таки училась на его книгах и статьях: ну,
например, тому, что знаточество не означает начетнической скуки, что не
обязательно быть узким специалистом — гораздо лучше быть специалистом широким.
Герчук писал и продолжает писать об очень многом — об искусстве книги, об
истории натюрморта, об орнаменте; в его профессиональный «домен» почти на
равных входят архитектура и графика; он одинаково свободно ориентируется в
культурных сюжетах XVIII столетия и в реалиях сегодняшнего художественного
процесса.
Его тексты легко узнаются по интонации — одновременно обстоятельной и
разговорно-свободной. Слова складываются в понятный порядок, их смысл
прозрачен, о самом сложном говорится просто, и эта простота не исключает
интеллектуального артистизма: можно сказать, что автор по-просветительски учтив
по отношению к своему читателю.
В общем, тексты похожи на автора, а автор всегда равен самому себе. И
это редкий человеческий дар — такое отсутствие котурнов, позерства, «надувания
щек» и форсирования голоса. Уместно в заключение рассказать историю: как-то раз
Герчук случайно оказался на выставке некой художницы, которая понятия не имела,
кого же это к ней привели. После короткого разговора художница воскликнула:
«Юрий Яковлевич, да вам же писать надо!» На что ее собеседник доброжелательно
сообщил: «Так я и пишу».
Галина Ельшевская
Юрий Яковлевич Герчук — всегда рядом с художниками. Его интересуют
настрой и состояние современных ему мастеров разных поколений: живописцев,
графиков, скульпторов, декораторов, фотографов.
Он чутко всматривается в перипетии потока творческой жизни Москвы. И не
только. Его знают и чтят на Урале и в Сибири, где он нередко выступает с
интереснейшими лекциями. Он — в центре художественных событий в течение многих
и многих лет. Круг его познаний и интересов широк. Он любит остроту, новизну в
искусстве, но такие, которые логично вытекают из всего хода развития художника.
Он ценит логику развития... Встречаясь с Юрием Яковлевичем в разных ситуациях,
всегда ощущаешь его высокую интеллигентность, эрудированность, умение спокойно
и взвешенно разобраться в работе художника. Его оценки искренни,
доброжелательны и всегда свободны от предвзятости.
Дорога мне в Юрии Яковлевиче его любовь к архитектуре. Вместе с
супругой Мариной, знатоком древней архитектуры, он ревностно следит за тем,
какие изменения происходят в архитектурной среде Москвы, ратуя за сохранение ее
культурного и историче-ского наследия.
Важна для меня этическая сторона деятельности Герчука. Имею в виду,
например, работу, связанную с изданием в 1975 году книги Евгения Николаева
«Классическая Москва». Ее автор, талантливый физик, собрал обширные сведения о
Москве. Юрий Яковлевич скрупулезно изучил материалы, осмыслил их, и получилась
книга — дань памяти молодому, безвременно ушедшему исследователю.
Основательна книга Ю.Я.Герчука о Василии Баженове, в которую вошли
письма современников и самого зодчего. Она подарена мне автором с трогательной
надписью: «В торжественный день вернисажа выставки всех поколений обитателей
“Красного дома” — с поздравлениями». Я благодарен Юре за внимание ко всем
художникам нашего мемориального дома Фаворского — Ефимова.
Очень интересна и с блеском реализованная его идея переиздания детских
книг 1920–1930-х годов: Лебедев,
Конашевич, Иван Ефимов и другие.
Юрий Яковлевич на удивление легок — выставки, выступления, работа в
жюри — везде и всегда он внимателен, корректен, артистичен и всегда готов
откликнуться на все живое в искусстве.
Илларион Голицын
В конце 1970-х годов, когда публиковались статьи Ю.Я.Герчука в журнале
«Советское фото» по различным проблемам фотоискусства, был среди них и материал
о фотограмме — технике к тому времени почти забытой. Среди иллюстраций к статье
были и его собственные работы. Оказалось, что сам Герчук увлечен фотограммой и
добился здесь интересных результатов. Фотограмма, ставшая искусством в 1930-е
годы благодаря работам Александра Хлебникова, при всей простоте техники требует
изрядной доли вкуса, артистизма и знания предмета. Выяснилось, что все это у
Герчука есть. Поэтому, когда возникла идея организовать выставку «Фотограмма» и
возродить этот жанр в современном фотоискусстве, Юрий Яковлевич был среди
главных закоперщиков. Такая выставка состоялась в конце 1999 года в галерее
«Манеж». Наряду с современными авторами она знакомила зрителей с классическими
произведениями А.Родченко, Г.Зимина, С.Телингатора и других. Раздел 1970-х
годов в этой экспозиции был представлен внушительной подборкой творчества
Герчука. А через два года его работы поехали в Мадрид и были показаны в рамках
«Месяца фотографии» в испанской столице. С того времени все узнали
искусствоведа и критика Ю.Я.Герчука как мастера фотограммы.
Валерий Стигнеев