В.Енишерлов
Пропавший портрет Сергея Есенина
С течением времени С.М.Городецкий,
один из известных поэтов начала ХХ века, друг Блока, основатель, вместе с
Н.С.Гумилевым, акмеизма и синдик петербургского Цеха поэтов, друг и наставник
Есенина, все более раскрывается и как мастер изобразительного искусства —
художник, автор выразительных портретов современников-писателей — от Хлебникова до Твардовского, музыкантов, артистов, писавший
пейзажи Крыма и Средней Азии, Тбилиси, Баку, Еревана и Петербурга. Многие из этих холстов и
рисунков были отмечены еще И.Репиным и К.Сомовым и выставлялись на
художественных выставках вместе с работами С.Судейкина, С.Сорина, Л.Гудиашвили и других мастеров. Значительной частью они
сохранились в архиве Городецкого, и журнал «Наше наследие» их постепенно
публикует, готовя большую выставку «С.Городецкий — художник. 1902–1943». К
сожалению, часть архива С.М.Городецкого пропала во время революции на складе в
Петрограде. Был там и самый первый портрет Есенина, который Городецкий нарисовал
в 1915 году. Этот портрет можно рассмотреть на известной фотографии Городецкого
и Есенина, выполненной тогда же М.Мурашовым в квартире Городецкого на Фонтанке,
148, в Петрограде. «Это было одно из светлых воспоминаний, одна из больших
радостей, которые мне нередко дарила жизнь, — писал в своих самых ранних
воспоминаниях о поэте С.Городецкий, — встреча с Сергеем Есениным…
Когда он показал мне свои стихи, а читал он мне без конца, я ему сказал: — Ты
пишешь лучше меня! И нечего тебя учить, просто оставайся у меня, поживи,
побудем вместе… Я одновременно и художник, я взял большой картон и нарисовал
его. Вот я смотрю сейчас на репродукции — сидит мальчик на окошке, за окошком
какие-то деревья, он задумчивый, с непричесанной головой. Вот таким я его и
встретил. И началась наша дружба… Вот ее
свидетельство: я держу в руках книжку “Трерядница”,
на которой написано: “Милому Сергею Митрофановичу Городецкому, наставнику моему
и рачителю Сергей Есенин”».
В той же комнате, вспоминал Городецкий, висел не
попавший на фотографию его портрет Николая Клюева — «страшный Клюев». Он тоже
пропал на том же злополучном складе. Но вариант этого портрета обнаружился
среди сотен рисунков, сохранившихся в архиве С.М.Городецкого. Таким образом,
выстраивается целая галерея портретов «крестьянских поэтов», которых стремился объединить и поддержать Городецкий и которых
петербургские эстеты обвиняли в «квасном патриотизме», «лапотности» и т.п. Отзвук этого
«презрения к поэтам, пляшущим русскую», есть, например, в «Поэме без героя»
Ахматовой. А в графике С.М.Городецкого мы видим С.Клычкова,
А.Ширяевца, П.Радимова, С.Есенина, Н.Клюева,
А.Ремизова, Н.Рериха…
Именно таким, каким он изображен на портрете, увидел
Есенина Александр Блок, ведь к нему первому пришел в Петербурге молодой поэт из
Рязани, и Блок направил его к С.М.Городецкому, который написал три портрета
Есенина. Кроме публикуемого — это: «Сергунька в Дунькином (Айседоры Дункан) платке» 1924
года и трагический рисунок «Есенин на смертном одре».
А самый первый портрет Есенина сумел реконструировать
с помощью современных технологий художник, дизайнер журнала «Наше наследие» В.В.Шляндин, благодаря мастерству которого мы и можем
опубликовать «пропавший» рисунок на наших страницах.