Станислав Лесневский
Открытый взорам
Памяти Владислава Полякова
Владислав Викторович Поляков очень любил свой большой
деревянный столетний дом в Хвалынске, на Волге. Но
теперь домом художника стала вся Хвалынская земля —
родина Владислава.
От нас ушел талантливый живописец, подлинный энтузиаст
культуры, вдохновенный, бескорыстный и щедрый человек. И действительно — ушел:
последний путь мастера был земным и зримым.
В начале июня нынешнего года, после Невского книжного
форума, на котором, как обычно, мы с Владиславом работали вместе, художник
отправился с коллегами в большое путешествие: из Петербурга в Москву, затем — в
Солнечногорск и Шахматово,
далее — в Константиново и Тарханы, затем — в Хвалынск. Когда друзья уезжали, Владислав проводил
петербуржцев до ближней станции, а оттуда — верст тридцать
— шел пешком, даже ночевал на опушке леса; по дороге делал наброски, рисовал.
Словно прощался с местами, которые так любил…
Художник гордился своим великим земляком Кузьмой
Петровым-Водкиным, да и вообще всем культурным и природным своеобразием
волжского края, и сделал немало для сохранения духовного наследия и памятных
мест Хвалынска. Дом Поляковых в Хвалынске
гостеприимно принимал под своим кровом художников, которые со всей России
съезжаются каждое лето на «Хвалынские пленэры».
Владислав прекрасно знал многие уголки Хвалынской
земли, которые тонко запечатлел во множестве своих работ. По инициативе
Полякова издана книга о Хвалынске, иллюстрированная
его замечательными рисунками.
Одно из давних увлечений Владислава Полякова —
живопись великого живописца Винсента Ван Гога.
Владислав собирал не один год буквально все о Ван Гоге:
альбомы, монографии, отдельные репродукции… И кто бы
мог подумать, что в маленьком волжском городке, в старинном деревянном доме,
есть «частный музей» Ван Гога, открытый для всех!
Владислав мужественно переносил болезнь, которая
нередко приковывала его к постели. Но всюду художник находил радость в
творчестве. В Выборге Поляков лечился. И вот Выборг становится надолго
художественной темой Владислава, открывшего суровую и величественную красоту
приморского ландшафта.
Владислав Поляков очень любил и хорошо знал русскую
поэзию. Он помнил и нередко читал друзьям стихи Жуковского, Пушкина, Тютчева,
Фета, Некрасова, Блока, Есенина… В семидесятые годы
начинается истовое служение художника памяти Александра Блока. Биографически тесно связанный с Ленинградом — Петербургом,
Поляков посвящает себя делу возрождения блоковского
Шахматова. Вместе со своим другом художником Владимиром Китаевым он организует
выставки, где представляет работы на темы поэзии Блока и блоковских
мест. Шахматовский заповедник создавался при
деятельном участии Владислава Полякова.
Владислав Поляков был один из тех русских умельцев,
которых называют — «золотые руки». Он мог все. И нарисовать чудесный натюрморт,
и соорудить своими руками стенд, и рассказать о любимой книге незнакомым
читателям. Преданность Полякова работе, обязательность и скромность художника
были выше всяких похвал.
Самому Владиславу, в общем, не было нужно ничего. В Москве
он обычно останавливался у такого же Божьего человека, — писателя Виктора
Афанасьева, ныне отца Лазаря. Владислав сочинял стихи, посылал друзьям хорошие
письма и готов был всегда помочь людям — близким и дальним. Как никто, он был
одарен талантом сопереживания — в радости и в горе.
Пусть же памятником художнику станут Блоковский заповедник, которому Владислав посвятил столько
своих трудов и озарений, и нежно любимый мастером-чародеем сказочный,
загадочный, манящий Хвалынск…