Сергей Сафонов
Живописная формула времени
…В комнате у наших детей живет
потертый плюшевый медвежонок; с ним когда-то играла жена. Несмотря на то что оба сына скоро окончательно вырастут, когда они
собираются, например, на дачу, — обязательно берут мишку с собой. Только теперь
выносят его из подъезда тайно, запрятав в сумку, чтобы не заметили приятели по
двору.
А еще в детской на стене висит
живописная работа художника Валерия Каптерева:
«парный портрет» таких же потрепанных игрушечных зверей. Прислонившись
друг к другу и словно даже вжавшись в изображенный масляными красками на
картоне (в силу трудного материального положения Каптерев
нечасто обращался к холсту) угол комнаты, маленький медведь и, кажется, кот
беззащитно смотрят на зрителя. Отчетливо прочитываются авторские инициалы «ВК»
и, через дробь, дата: «79-й». Если вспомнить, что Каптерев
был ровесником ХХ века, это еще и указание на возраст живописца, до последних
лет жизни сохранившего детский (а оттого мудрый) взгляд на окружавшую его
жизнь.
Этот двойной портрет когда-то
подарила художница Елена Колат, волею обстоятельств
оказавшаяся хранителем значительной части творческого наследия Каптерева; вместе с ней мы готовили одну из первых, после
продолжительного забвения, персональную выставку живописца.1 Время
признания Каптерева и художников его поколения
постепенно приходит. Но тоненький каталог, выпущенный стараниями Елены
Владимировны в 1990 году, пока остается самой фундаментальной публикацией о его
творчестве, — если не считать беглых упоминаний в прижизненных изданиях, вроде
каталога выставки общества «Бытие» двадцать девятого года. Имя Валерия
Всеволодовича Каптерева полтора десятка раз мелькнуло
и на страницах недавно изданной книги искусствоведа Ольги Ройтенберг «Неужели
кто-то вспомнил, что мы были…» о пропущенных именах в отечественном искусстве
середины минувшего столетия. Сегодняшний интерес к поколению художников —
ровесников ХХ века обусловлен не только неизбежным причислением их произведений
уже к разряду антиквариата. Просто по прошествии лет становится все более
очевидным, какой могучий гуманистический заряд содержало их творчество,
оставшееся нам в наследство. Возможно, это вообще в природе изобразительного
искусства – выявлять свои достоинства только по прошествии времени; в который раз
вспомним Ван Гога, при жизни не продавшего ни одной
работы.
Каптерев — художник сугубо московский, если
говорить не о географии сюжетов его живописи, а о принадлежности к определенной
художественной традиции. Ясный, внешне немного наивный рисунок, главенство
цвета как наиболее сильного художественного средства. Первые профессиональные
шаги Каптерев сделал в канун революции в частной художественной студии; потом, начиная с 1918 года, в
его биографии был живописный факультет Вхутемаса,
учеба у Александра Шевченко. Ройтенберг описывает, как, будучи студентом
второго курса, Каптерев совершил свое первое
путешествие в манившую загадочностью и романтизмом Среднюю Азию. Молодой
живописец просто напросился в помощники к мелиораторам, отправлявшимся в
экспедицию. Впоследствии сотрудничество с разного рода исследователями стало
«фирменным» приемом Каптерева — в 1928-м он вместе с
ботаниками отправился в Джугарское и Заилийское Алатау, в 1930-м — в высокогорную экспедицию по
Казахстану, еще через год стал на время геологом, потом – участвовал в изучении
Памира и Таджикистана. Везде рисовал. К этому времени он успел поучаствовать в
создании «Цеха живописцев» и перейти из него в уже упоминавшееся общество
«Бытие». Впечатления Востока и Крыма оказались для Каптерева
чрезвычайно продуктивны: даже в последние десятилетия жизни в его композициях
не раз возникали античные, архаические мотивы — «Жизнь человека», «Архаический
Георгий Победоносец», «Раковины, мидии и водоросли», «Читая античных авторов
(Ветка маслины)».
А вот многие ранние вещи не
сохранились. «Жаловался, что даже в Казахской картинной галерее, которой
подарил он большинство полотен и листов, основное уничтожили, — вспоминает на
страницах своей книги Ройтенберг. — В итоге длительных раскопок на антресолях
комнаты, где жил и работал художник, среди материалов этнографического
характера, документально запечатлевших природу и обычаи жителей районов Анисая, Торбоготая, берегов
Сырдарьи, повезло набрести на два полотна начала 1930-х, что ныне находятся в
ГТГ». Помимо небольшого числа предвоенных произведений Каптерева,
а также «Осени» и «Альпийских лугов», написанных в сороковые, сегодня известны
в основном те его холсты и картоны, что датированы хрущевской «оттепелью» и
последующими десятилетиями. К тому времени первая и, как оказалось,
единственная при жизни персональная выставка уже состоялась — в Алма-Ате, в
1943-м. А новая — не предвиделась. Временное исключение из творческого союза
«за формализм» мало сказалось на творчестве Каптерева.
Да и было, скорее, мерой профилактической: ни в каких чрезмерно политизированных художественных группировках
Каптерев – романтик, увлекавшийся прозой Александра
Грина, музыкой и поэзией (его жена, поэтесса Людмила Окназова,
внесла свою скромную лепту в становление «оттепельной» литературы), — не
состоял. В то же время Каптерев не остался в стороне
от актуальных в ту пору дискуссий между физиками и лириками, а также от
экспериментов в области синтеза науки и искусства — просто преломил эти темы в
своем творчестве очень индивидуально. Названия его живописных вещей рубежа
1950–1960-х годов могут служить иллюстрацией интереса художника к современности
и вечности одновременно: «Математическая формула пространства», «Единство
противоположностей», «Читая теорию относительности»…
Долгое время сохранение творческого
наследия такого уровня камерности и даже интимности, как живописные картоны
Валерия Каптерева, было у нас делом сугубо частным,
зависящим не от довольно абстрактной «музейной политики», а от инициативы
вполне конкретных людей, считавших это своим профессиональным (да и просто
человеческим) долгом. Равноценные реликвии: старинные фотографии, отжившие век
игрушки, картины в самодельных рамках, даже не помышлявшие о «настоящих»
выставках… На какое-то время похожая судьба была
уготована и живописным откровениям Каптерева. Только
сегодня — в том числе и после выставки в редакции журнала «Наше наследие» —
слышимость его негромких работ стремительно увеличивается.
Художник Валерий Каптерев
ушел из жизни 6 мая 1981 года. Одним из его самых последних произведений стал
жизнерадостный «Желтый цыпленок» — еще одно неназидательное обращение живописца
к миру детских образов и воспоминаний.
1 Галерея «Ковчег», Москва, 1993 год.