Галерея
журнала «Наше наследие»
Михаил Красилин
Похвала Тамаре Гусевой
О Тамаре Гусевой писать мне нелегко. С одной стороны,
я знал ее лично. Мы с ней дружили, она была близка мне своими человеческими
качествами. Ее жизненное и художественное кредо было в согласии с моими
взглядами. Еще живы впечатления от непосредственного общения. С другой стороны
— она была многогранным и значительным художником. И естественно, что
творчество мастера требует от искусствоведов оценки его профессионального
труда. Но еще не сложилась та отстраненность, которая позволила бы дистанцированно подойти к наследию художника. Поэтому не
исключено, что субъективные мотивы могут возобладать. Хотя сложение множества
субъективных мнений и помогает выявить место художника в общем
художественном процессе.
Если говорить об общественном признании, то оно у
Тамары Гусевой было. Ее работы ныне представлены в крупнейших музеях страны. Ее
знают за рубежом. О ней писали газеты и журналы. Она — участница многочисленных
выставок. У нее были и есть свои почитатели. Творческое наследие Гусевой велико
и разнообразно. Более двадцати оформленных ею спектаклей в самых разных театрах
страны, множество станковых произведений — натюрморты, пейзажи, портреты. И,
конечно, керамика. Бесчисленное количество листов масляной пастели. В каждом
творении ощутимы в своей неразрывности высокий уровень исполнительского
мастерства, безукоризненный вкус и чувство сопричастности национальной
культуре.
А начиналось с кружка при Художественном музее в
Горьком, одном из самых богатейших на Волге. Затем Горьковское художественное
училище (1935–1940), в котором юный талант развивался под внимательным оком
замечательных педагогов. Вскоре, став сотрудником Художественного музея,
Гусевой фактически пришлось административно его возглавить и решать вопросы,
далекие от искусства — как уберечь музей от разрухи военных лет, не дать
умереть с голоду маленькому, естественно, женскому коллективу.
И здесь, я думаю, будет уместным рассказать о двух
важных в биографии Гусевой эпизодах, рисующих ее как человека, руководителя и
художника. Итак, случай первый. Однажды во время войны в музей пришла женщина и
принесла на продажу семейную реликвию — портрет известного местного педагога
Евлампиева работы Николая Фешина. Какой энергией надо
было обладать, каким чувством ответственности перед отечественной культурой,
чтобы добиться у городских властей пусть небольших средств на закупку
произведения замечательного художника. Мало того, сознавая, что это
символические деньги, Гусева по собственной инициативе отдала бывшей владелице
свои хлебные карточки! А ныне уже трудно представить себе экспозицию
сегодняшнего Нижегородского музея без этой блестящей работы знаменитого
русского портретиста.
Случай второй и почти секретный. Постижение техники
живописи на классических примерах заставило Тамару обратиться к копированию.
Среди них — блестящая копия с картины Коровина. Есть еще одна копия — о ней и
речь. Нижний Новгород, тогда — Горький, был одним из мест хранения
засекреченных трофейных шедевров. Гусевой удалось получить доступ к «Грезам Мариэтт (Портрет М.Гамбе)» любимейшего Камиля Коро. Всего за день Гусева не столько воспроизвела одну из
лучших и сложнейших работ французского художника, сколько мастерски сумела
найти «болевые» точки художника, придающие копии ощущение адекватности
оригиналу, эпохе. Я увидел эту работу намного раньше, чем ее оригинал,
обнародованный лишь в 1995 году. Наряду с мастерской передачей настроения
образа было схвачено чувство тончайшей колористической гармонии, столь
свойственной французскому художнику.
После войны Тамара Гусева училась во Всесоюзном
государственном институте кинематографии (1945–1951). Среди ее учителей — мэтры
советского искусства — Федор Богородский, Юрий
Пименов, Григорий Шегаль. В 1953 году молодую
художницу приняли в Союз художников, а в 1983-м ей присвоили звание
заслуженного художника РСФСР.
Последующие годы можно назвать счастливыми. Жизнь
полностью отдана творчеству — работа в театрах, череда выставок, путешествия с
этюдником за спиной по Беломорью, Уралу, по берегам
сказочного озера Тургояк, по ныне почти недоступной
Средней Азии. Когда поднялся «железный занавес», границы расширились:
Чехословакия, Германия, Голландия, Италия, Франция, США. А там — скорее на
долгожданное свидание с великими мастерами в музеях. Гусева как никто другой
осознавала важность этих встреч. Музеи давали мощный импульс собственному
творчеству.
Тамару Гусеву, прежде всего, привлекал в искусстве
поэтически преображенный реальный мир. Светлый, приподнятый, он в ее
произведениях всегда наполнен положительными эмоциями. Они по-особому
претворялись в ее изумительных листах масляных пастелей. В них она была более
эмоционально открыта непосредственным художественным впечатлениям. Это очень
трудная техника, с которой не каждый совладает и которую она
сумела подчинить себе. Благодаря проникновению в ее технические секреты
Гусевой удалось добиться поразительных живописных результатов. В сложном
плетении многоцветья возникают образы излюбленных тем художника — натюрморты, пейзажи. Внешний
импульс определяет форму, композицию, колорит. В более ранних пейзажах Бухары,
Самарканда доминирует обобщенность архитектурных конструкций. И как вспыхивают
бирюзой при этом купола мечетей и медресе, сразу задавая художественный и
эмоциональный тон. В листах, посвященных югу Франции, она приобщает нас к
источнику вдохновения многих мастеров ХХ века, придавая своей природной
интерпретации легкий налет «французистости». Однако,
обращаясь к родной теме, теме волжского Городца, с которым так много было связано по жизни, палитра
Гусевой становится и более естественной, и более живой. Живописные вереницы
мещанских и купеческих уютных домишек, украшенные
дивными архитектурными выкрутасами, сползающие или поднимающиеся по прихотливым
оврагам и улочкам этого своеобразного, чуть сонного «Китежа», невольно
провоцировали художника к творчеству. Врожденное чувство малой родины поднимало
мастера над устоявшейся неустроенностью провинциальной жизни. Бытовая
запущенность и неказистая неприкаянность этого древнего холмистого и овражистого
городка были преобразованы волей художника в дивный поэтический мир. Из окна своей городецкой «хижины» Гусева
вдумчиво наблюдала за всеми световыми и цветовыми модификациями лежащей через
овраг Кукушкиной горы, избушки которой то в яблоневом цвету, то в пронзительно
красных обрамлениях бузины, то в яркой желтизне осенних листьев, нахохлились у
самого края крутого обрыва. Тут же, в маленьком заросшем саду, рождались
натюрморты Гусевой. Упавшие на дощатый стол яблоки, напоминавшие о яблочном Спасе, осенние цветы и листья в простой банке.
Все это под рукой мастера приобретало устойчивую значимость, художественную
ценность земного бытия.