Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 71 2004

"Наше наследие"

"Наше наследие". Новый проект

 

2004 год стал для редакции журнала "Наше наследие" годом сотрудничества с Канадским Фондом Гендерного Равенства (КФГР), который поддержал осуществление многоэтапного проекта "Поддержка женского творчества в области изобразительного искусства"

 

Габриэль Констант, первый секретарь посольства Канады

Канадский Фонд Гендерного Равенства не один год успешно работает в России. Им поддержано 48 проектов, направленных на обеспечение равноправия женщин и мужчин, которые были реализованы российскими неправительственными организациями, академическими институтами и правительственными (государственными) учреждениями. Целью Фонда является внедрение принципа гендерного равенства в политику и практическую деятельность государства и гражданского общества.

В этом году КФГР впервые осуществил поддержку программ в области культуры. Из разных регионов было прислано немало содержательных проектов, которые рассматривались на конкурсной основе. Компетентные и независимые российские эксперты, привлеченные Фондом, выделили проект журнала "Наше наследие" и Благотворительного фонда отечественных традиций "Наша семья" как приоритетный.

 

Елена Пашутина, арт-директор выставочного зала редакции журнала "Наше наследие", руководитель проекта

В связи с изменившейся в последние десятилетия политикой российского государства по отношению к культуре, с сокращением финансирования творческих союзов, учреждений культуры, с увеличивающейся коммерциализацией искусства, многие одаренные художники и особенно женщины-художницы подчас не имеют возможности достойно творчески реализовать себя. Журнал "Наше наследие", помимо своей основной издательской деятельности, систематически поддерживает эту категорию художников, проводя их выставки, публикуя статьи об их работе, и таким образом способствует введению их искусства в современный культурный контекст.

 

Татьяна Забелина, советник по проектам Канадского Фонда Гендерного Равенства

Проект "Нашего наследия" интересен многоаспектностью. В серии выставок он представляет творчество ярких, самобытных художниц, принадлежащих к разным поколениям, таких как Екатерина Григорьева, София Дешалыт, Наталия Лаптева, Катя Голицына, работающих в разных областях искусства - живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, фотографии, а также оригинальную екатеринбургскую галерею "Автограф" Татьяны Набросовой-Брусиловской, где собраны малоформатные произведения современных художников урало-сибирского региона. Причем каждая выставка сопровождается прекрасно подготовлен-ными изданиями, отличающимися высоким качеством дизайна и полиграфического исполнения.

 

Александр Рюмин, заслуженный художник РФ, главный художник журнала "Наше наследие"

Композиции из вещей, пробуждающих память об утраченном быте, с щедро расписанной посудой, декоративный сюжет которой так и норовит стать ожившей реалией; женщины, пьющие на Рождество чай, увлеченно беседующие на улице, держащие в руках апельсин или банан, диковинные фрукты из другой, замор-ской жизни, а чаще сумки и цветы, как два нерасторжимых знака обыденного и праздничного; люди, то заритмованные с городским пейзажем, то вдруг выглядывающие из фотографических рамок натюрморта.

Все это из жизни среднестатистического российского городка N, ставшего любовью московской художницы Екатерины Григорьевой. Его чудаковато театрализованное пространство, изобилующее архитектурной нелепицей и цветовой пестрядью, как дешевое лоскутное покрывало, скроено из маргинальных, но тем не менее драгоценных кусочков бытия. И здесь есть свои события - свежевыкрашенный мост, цирк-шапито или источающий струи воды фонтан. Но чаще всего героями картин становятся цветы. В них и праздник жизни, и обещание вечной радости, и дань воспоминанию о былом.

Вот уже более четырех десятилетий Екатерина Григорьева творит свой живописный мир, не обременяя себя суетой по поводу всеобщего признания и поисками места в искусствоведческой табели о рангах, но всегда чтимая в профессиональной художнической среде. Искушенный взгляд сможет отметить в ее полотнах и верность традициям французской школы живописи, переосмысленной русскими художниками как 20-х, так и 60-х годов минувшего века, и любовь к народному творчеству с его тягой к декоративности, и верность собственной поэтике, одухотворяющей образ мыслей и уклад жизни "маленького человека" российской провинции. И как сорок лет назад, так и сегодня искусство Екатерины Григорьевой исполнено верой, что гармония, созданная даже в пространстве небольшой картины, сама по себе является праздником.

То, чем занимаются София Дешалыт в акварели, а Наталия Лаптева в керамике, совсем не вписывается в русло новомодных течений искусства, где властвует концептуализм, аудиовизуальные и компьютерные технологии, китчевая эстетика масскультуры. Их негромкие, камерные произведения укоренены в контексте подлинного искусства и развиваются по тем его законам, где природная одаренность шлифуется одухотворенным мастерством.

В широком диапазоне акварели - от утонченно камерных репрезентативных портретов П.Соколова до импрессионистического письма А.Фонвизина - работы Софии Дешалыт, пожалуй, можно обозначить между векторами витебской мифологии Шагала

(художница родилась в Витебске и усвоила акварельную школу Феликса Гумена) и артистических миниатюр мирискусников - Бенуа и Сомова - с их тягой к пассеизму. Герои ее изящных сложносочиненных композиций предстают хрупкими и с ранимой душой, даже если это изображение предмета, растения, животного, а не только портретируемого персонажа.

В веселой, цветистой и безукоризненно сколорированной керамике Наталии Лаптевой много щедрой выдумки и игры. Образы ее мелкой пластики, как правило, возникают из обостренного чувствования природной первоосновы предмета. С неистощимой изобретательностью Н.Лаптева создает некие антивещи, не пародируя гротескно функциональные черты, но постоянно удивляясь, как органично в них могут природные формы превращаться в утилитарные и наоборот.

Любовь к прозрачному цвету, звонкой гармонии и эмоциональная культура воплощения художественного замысла роднят этих столь непохожих художниц, чьи произведения и составили единую экспозицию в выставочном зале редакции журнала "Наше наследие".

 

Татьяна Набросова-Брусиловская, галерист

Галерея "Автограф"... Правда, в данном случае фактически галереи как официального места, как учреждения нет. Но тем не менее есть некоторое количество работ, и есть опыт неформального общения с художниками, накопленный десятилетиями. Хотя "опыт", наверное, не то слово, которое может выразить весь объем и сложность отношений, симпатий и антипатий, комическое и трагическое, курьезы и легенды - все то, что накопилось за годы жизни рядом с художниками, когда их радости и печали становились моими, когда их жизнь стала и моей жизнью.

Сейчас, когда художники пытаются найти новые источники вдохновения, новые стимулы творчества или переосмысливают уже устоявшиеся в нашей так быстро и иногда неожиданно меняющейся стране, я благодарна судьбе, что имею возможность быть рядом с ними, принимать участие в их жизни и творчестве. Стремление сохранить, "остановить мгновения" этой жизни и этих отношений, в которых главное - атмосфера общения, дух искусства, остающиеся за рамками "большого творчества", "больших картин", официальных отношений, и послужило толчком для создания

галереи "Автограф".

Сегодня в коллекции около 700 малоформатных (не более 30 см) живописных, графических и скульптурных работ. В ней есть и пленительные этюды, и "большие картины маленького размера". Среди авторов - имеющие широкую известность и только начинающие художники Екатеринбурга, а также Челябинска, Уфы, Москвы, Санкт-Петербурга, работы художников Германии, Израиля, Китая, Чехии - тех, с кем так или иначе пересекалась моя жизнь.

 

Виталий Волович, заслуженный художник РФ

Работы, собранные в галерее "Автограф", в равной степени могут быть и росчерком пера, и легким прикосновением кисти, и вполне законченным произведением. Главное в них - отчетливо выраженная творческая манера и индивидуальные особенности

художника.

Маленький размер - это попытка кратко выразить то, что растворяется иногда в многословии большого холста. Это реплика, оказавшаяся удачнее тщательно продуманной страницы. Спрессованное пространство, в котором умещается стилистика, мировоззрение и техника художника. При этом в пределах маленького холста сохраняется вся совокупность больших творческих проблем. Удача здесь соседствует с поражением, внятная речь - с косноязычием. Но и то и другое есть выражение своеобразия автора, это действительно творческий автограф художника.

 

Андрей Антонов, скульптор

Галерея "Автограф" для меня - это коллекция замечательных произведений, созданных художниками разных поколений и различных художественных пристрастий. Но самое главное, что это еще и своеобразная живая коллекция личностей, объединенных галереей на основе дружества и романтического служения искусству.

 

Герман Метелев, заслуженный художник РФ

Галерея "Автограф" - это прежде всего длительные дружеские отношения. Еще это огромное терпение и, конечно, вера - вера в искусство. Это особенно важно сегодня, когда в нашей жизни на первый план выходят экономические проблемы. Именно в такой ситуации повального прагматизма хочется остаться идеалистом и доказать, прежде всего самому себе, что это возможно.

 

Анна Чудецкая, искусствовед

В названии выставки Кати Голицыной "Флаконы, кружево, шелка" - оттенок ностальгии, ностальгии по прошлому, по особому дамскому миру, утонченному, изящному, пускай немного ограниченному, но столь манящему. И художница пользуется данной ей возможностью создать композиции из старинных предметов и тканей.

Внимательно, сосредоточенно и влюбленно она считывает текст фактуры предмета. Кружево и стекло - поверяют ей свои секреты отношений со светом, истории его касаний, преломлений и отражений. Она словно снимает с увиденного некий тактильно-чувственный слой и проявляет его, делая видимым и ощутимым для зрителя, которому остается пережить истинный восторг. Но чувственная красота - это только часть того, что нам передает художница. Здесь включается еще один механизм восприятия. Фотографии-рисунки Кати Голицыной - это способ воссоздания особого, измененного видения: так мы смотрим на то, что нас поразило в самое сердце, на то, что хотим запомнить навсегда или по крайней мере надолго. Причина этого видения - сильное чувство. Чувство неизбывного восторга перед красотой и разнообразием мира. Неужели он в самом деле так прекрасен?

 

Владимир Малягин, драматург, председатель Благотворительного фонда отечественных традиций "Наша семья"

Многие российские женщины, занимающиеся творчеством, испытывают затруднения в полноценной самореализации. Быт и семья в нынешних не всегда благополучных условиях мало способствуют как раскрепощенности, так и вдохновению, без которых никакая деятельность в искусстве просто не может быть. Поэтому поддержку Канадского Фонда Гендерного Равенства в проведении цикла выставок женщин-творцов трудно переоценить. Эти выставки, вызвавшие большой интерес публики и освещенные в средствах массовой информации, помогли целому ряду талантливых художниц достойно представить себя в общественном пространстве.

 

Галина Калинаева, координатор гендерных программ системы ООН в РФ

Искусство во все времена существовало при тех или иных формах поддержки, исходящих от государства, церкви, меценатов и благотворителей. Интеграционные процессы, происходящие в современном мире в различных областях сотрудничества между государствами, в том числе и культурной, сделали возможными новые формы помощи, направленные на поддержку и развитие демократических процессов. Инициатива журнала "Наше наследие" и фонда "Наша семья", поддержанная Канадским Фондом Гендерного Равенства, - это актуальный пример действенной помощи в области культуры, который вселяет надежду и для творцов-ветеранов, чей потенциал недостаточно используется сегодня, и для молодых художников, кому еще предстоит пройти испытание временем. Этот совместный проект - пример партнерства и содружества между народами Канады и России.

 

Публикация подготовлена Е.В.Пашутиной, фотографии Е.Вельчинского, И.Хилько, А.Юрова

Вернисаж выставки живописи Е.Григорьевой в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие»

Вернисаж выставки живописи Е.Григорьевой в выставочном зале редакции журнала «Наше наследие»

Е.Исраелян, координатор Канадского Фонда «Гражданское Общество», Г.Констант, первый секретарь посольства Канады, Е.Григорьева, Э.Малрони, сотрудница Канадского Агентства Международного Развития на вернисаже выставки Е.Григорьевой

Е.Исраелян, координатор Канадского Фонда «Гражданское Общество», Г.Констант, первый секретарь посольства Канады, Е.Григорьева, Э.Малрони, сотрудница Канадского Агентства Международного Развития на вернисаже выставки Е.Григорьевой

Н.Лаптева, Е.Пашутина, арт-директор выставочного зала редакции журнала «Наше наследие», и С.Дешалыт

Н.Лаптева, Е.Пашутина, арт-директор выставочного зала редакции журнала «Наше наследие», и С.Дешалыт

Е.Григорьева. Цветы московские. 1997. Холст, масло

Е.Григорьева. Цветы московские. 1997. Холст, масло

С.Дешалыт. Домашний театр. 1995. Бумага, акварель. Из коллекции О.Насобина. Франция

С.Дешалыт. Домашний театр. 1995. Бумага, акварель. Из коллекции О.Насобина. Франция

Н.Лаптева. Ваза «Старый парк». 2000. Фаянс, глазури, поливы

Н.Лаптева. Ваза «Старый парк». 2000. Фаянс, глазури, поливы

С.Дешалыт. Автопортрет. 1988. Бумага, акварель

С.Дешалыт. Автопортрет. 1988. Бумага, акварель

Н.Лаптева. Крокусы (Весна). 1999. Фаянс, глазури, поливы

Н.Лаптева. Крокусы (Весна). 1999. Фаянс, глазури, поливы

Е.Григорьева. Натюрморт с красной кружкой. 1994. Холст, масло

Е.Григорьева. Натюрморт с красной кружкой. 1994. Холст, масло

С.Дешалыт. Узы. 2004. Картон, акварель

С.Дешалыт. Узы. 2004. Картон, акварель

Н.Лаптева. Декоративный сосуд «Весна». 1991. Шамот, соли, глазури

Н.Лаптева. Декоративный сосуд «Весна». 1991. Шамот, соли, глазури

М.Ш.Брусиловский. Молитва. 1995. Картон, масло

М.Ш.Брусиловский. Молитва. 1995. Картон, масло

А.Калашников. Мы с Таней соседи. 1998. Холст, масло

А.Калашников. Мы с Таней соседи. 1998. Холст, масло

С.Тарасова. Осень в Волынах. 1994. Холст, масло

С.Тарасова. Осень в Волынах. 1994. Холст, масло

Г.Метелев. Частушки. 1995. Холст, масло

Г.Метелев. Частушки. 1995. Холст, масло

Н.Лаптева. Декоративная композиция «Осень. Плоды» из четырех предметов. 2003. Фаянс, шамот, ангобы, глазури, поливы

Н.Лаптева. Декоративная композиция «Осень. Плоды» из четырех предметов. 2003. Фаянс, шамот, ангобы, глазури, поливы

С.Дешалыт. Руфина с барабаном. 2002. Бумага, акварель. Из коллекции И.Ковальской. Москва

С.Дешалыт. Руфина с барабаном. 2002. Бумага, акварель. Из коллекции И.Ковальской. Москва

Катя Голицына. Фото-композиции из цикла «Флаконы, кружево, шелка»

Катя Голицына. Фото-композиции из цикла «Флаконы, кружево, шелка»

-

-

-

-

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru