Памяти
Ксении Сергеевны Егоровой
Л.Ю.Савинская
Каталог
князя Голицына
Несколько
лет тому назад, к сожалению, уже покойная Ксения Сергеевна Егорова,
великолепный знаток старых западноевропейских мастеров, работая над научным
каталогом нидерландской и фламандской живописи в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина,
просматривала старые описи и каталоги в архиве Государственного Эрмитажа. Тогда
она и посоветовала мне обратить внимание на рукописный каталог собрания
Голицына, в котором перечислены многие картины немецкой школы, что должно было
заинтересовать меня как хранителя немецкой живописи Пушкинского музея. Но, увы,
судьба распорядилась по-своему и Ксения Сергеевна так и не узнала, какой
удивительный подарок она преподнесла мне.
Немногие
русские живописные собрания XVIII века имели каталоги, составленные при жизни
их владельцев. Такие каталоги не всегда печатались типографским способом и не
всегда предназначались для широкого пользования, за исключением тех случаев,
когда издание предпринималось с целью продажи собрания. Созданные в виде
рукописной книги, они обычно хранились в библиотеках собирателей. Широкую
известность получил лишь единственный из них - изданный в Петербурге в 1793
году на французском языке каталог картин коллекции графа А.С.Строганова,
известного знатока и коллекционера европейской живописи, президента Академии
художеств - первый печатный каталог русского частного собрания1. Некоторые
каталоги известны лишь по упоминаниям в описаниях собраний, например каталоги
картинных галерей графов А.А.Безбородко и Н.П.Шереметева.
Генрих фон
Реймерс в "Описании Петербурга" упоминает собрание канцлера
А.А.Безбородко, который имел честолюбивое желание создать галерею не хуже
Строгановской, и сообщает о каталоге, составленном смотрителем галереи
Гауфом2. Это, вероятно, тот самый Иван Гауф, который в 1775 году был принят на
службу в Канцелярию от строений и занимался реставрацией картин3. Рукописный
каталог галереи Безбородко содержал описание 330 картин.
Из
хранящейся в архиве Музея-усадьбы Останкино работы В.Станюковича
"Крепостные художники Шереметевых"4 известно о несохранившемся
описании живописного собрания графа П.Б.Шереметева на французском языке,
составленном крепостным библиотекарем Шереметевых Василием Вороблевским5.
Следы другого, ныне утерянного, каталога встречаются в документах архива
Шереметевых. В описи книг библиотеки, составленной в 1809-1811 годах, после
смерти Н.П.Шереметева, где перечислены более 400 альбомов гравюр, жизнеописаний
художников и теоретических трактатов по искусству, под №2791 записан полный
каталог коллекции картин с обозначением их покупной стоимости6. Вот, пожалуй,
и все, тем более что местонахождение перечисленных каталогов по сей день
остается неизвестным.
До
настоящего времени ни один из каталогов русских живописных собраний XVIII века
не был переиздан и не имеет научных комментариев. Поэтому каждый вновь
обнаруженный каталог частной коллекции картин представляет большой интерес для
исследователей. Таким уникальным памятником эпохи, заслуживающим особого внимания,
является "Каталог картин, отправленных из Вены".
Каталог
представляет собой тетрадь в кожаном переплете с тисненным золотом орнаментом
по краям, с рукописным текстом на французском языке, под заглавием: Catalogue
des tableaux de Vienne. В центре - герб князей Голицыных. На первой странице - полное название каталога: Catalogue
des Tableaux envoyes de Vienne qui se trouvet actuellement dans la Gallerie du
Grand Chambellan Prince Alexandre Michailowiez de Galitzin a Moscou7. Тетрадь имеет штамп библиотеки
Государственного Эрмитажа с №12870. Можно предположить, что этот каталог попал
в Эрмитаж вместе с другими экспонатами Голицынского музея, приобретенными
Эрмитажем в 1886 году. Таким образом, рукописная книжка является каталогом
одной из крупнейших картинных галерей, созданных представителями
многочисленного, разветвленного рода князей Голицыных в конце XVIII века.
Коллекционирование
произведений искусства во второй половине XVIII столетия являлось существенной
составляющей культурного и художественного обмена между Европой и Россией.
Важную роль в формировании коллекций западноевропейской живописи в России
играли русские дипломаты. Среди них заметный след в художественной жизни
европейских стран оставила деятельность А.К.Разумовского, П.М.Скавронского,
А.М.Белосельского, Н.Б.Юсупова в Италии, И.С.Барятинского во Франции,
Д.А.Голицына в Голландии и Франции, С.Р.Воронцова в Англии.
Уникальным
явлением в истории международных художественных связей и в истории русского
коллекционирования стала и деятельность русского посла в Вене князя
Д.М.Голицына. Более 30 лет он прожил в столице Австрийской империи, где снискал
широкую известность и любовь за свою благотворительность и покровительство
ученым и художникам.
Князь
Дмитрий Михайлович Голицын (1721-1793) родился 15 мая 1721 года. Его родители:
фельдмаршал Михаил Михайлович Голицын (1675-1730), полководец, участник
Азовских походов и Северной войны, президент Военной коллегии (1728-1730),
сенатор и член Верховного тайного совета. Мать - Татьяна Борисовна, урожденная
княжна Куракина (1695-1757), обер-гофмейстерина при императрицах Анне и
Елизавете (1730-1746), кавалерственная дама ордена св.Екатерины.
Дмитрий
Михайлович служил сначала в лейб-гвардии Измайловском полку (1751), а затем в
Дипломатическом корпусе. В 1751 году женился на светлейшей княжне
Екатерине-Смарагде Дмитриевне Кантемир (1720-1761), камер-фрейлине, статс-даме
императрицы Елизаветы Петровны, дочери молдавского господаря Дмитрия
Константиновича Кантемира8.
В
1760-1761 годах Дмитрий Михайлович был российским посланником в Париже. С этим
периодом жизни связан его портрет, написанный Франсуа Гюбером Друэ младшим из
собрания ГМИИ, завершенный художником в 1762 году, когда князя уже не было во
Франции. В Париже 2 ноября 1761 года скончалась его супруга. Но ещё раньше, 28
мая 1761 года, Голицына назначили чрезвычайным и полномочным послом в Вену, где
он находился на службе до 9 апреля 1792 года, когда его сменил Андрей
Кириллович Разумовский.
На
портрете венского художника Адама Брауна, написанном в 1791 году (ГМИИ),
Д.М.Голицын изображен с заслуженными наградами: звездой и лентой ордена
св.Андрея Первозванного и лентой ордена св.Анны. Он также был кавалером орденов
св.Александра Невского и св.Владимира 1-й степени. Успешное пребывание Дмитрия
Михайловича при дворе в Вене, оставившее заметный след в истории, имело целый
ряд причин, не последней были его родственные связи, на что обращает внимание
Н.Н.Голицын, автор книги "Род князей Голицыных": "Из родословной
схемы видно, что троюродный брат князя Дмитрия Михайловича (по женской линии) -
Император Петр II (1715-1730), был, в силу брачного своего союза (с Екатериной
Алексеевной Долгорукой, 1729 помолвка), двоюродным братом Марии-Терезии".
В те
времена, более ста лет назад, когда на семейные союзы и связи в высшей
аристократии смотрели совершенно иначе, чем ныне, подобное прикосновение
поколенных линий могло иметь известное значение. Князь Дмитрий Михайлович, как
известно, пользовался огромным почётом при австрийском дворе и был осыпан
милостями Марии-Терезии (1717-1780, с 1740) и Императора Иосифа (Иосиф II;
1741-1790, с 1765)"9.
Высокое
покровительство несомненно способствовало установлению широких связей князя с
австрийскими любителями искусства, с художниками и антикварами. "Князь
Дмитрий Михайлович, в продолжение 30 лет, стяжал себе в Вене любовь всеобщую.
Милостивый ко всем бедным вообще, он особенно покровительствовал ученым и
художникам и, содействуя их занятиям, вниманием, словом, делом, доставлял
обществу полезные плоды трудов их, а себе высокое нравственное наслаждение, к
которому доступны одни люди доброжелательные. Задавая художникам работу,
покупая их изделия, по склонности к художествам, а больше, может быть, для
пособия трудившимся, он составил у себя обширную картинную галерею, всех школ"10.
Деятельный интерес к искусствам, широкая благотворительность были отмечены
Академией художеств в Венеции (1781) и Академиями рисунка (1766) и художеств в
Вене (1791), почетным членом которых был избран Голицын11.
Князь
владел в Вене несколькими дворцами и имениями. Он имел роскошный загородный дом
в Пратере, имение Galitzenburg под Веною. Основная часть его художественного
собрания, вероятно, находилась на вилле Предигштуль (Predigstul), где он и был
первоначально похоронен. После его смерти 19 сентября 1793 года был составлен
инвентарь всего имущества, включающий и собрание живописи. Он написан, согласно
имеющимся датам, между 30 сентября и 31 октября 1793 года готической скорописью
на немецком языке и хранится сейчас среди документов семейного Голицынского
архива в РГАДА12. Кроме описи картинной галереи, в нем имеются описи
библиотеки, рисунков и гравюр, фарфора. Находящаяся в инвентаре опись картин,
на которую мне приходилось ранее неоднократно ссылаться в своих публикациях,
содержит очень краткие сведения о произведениях: название картины и имя автора.
Так как
детей князь не имел, по завещанию его душеприказчиками назначались двоюродные
братья: Александр Михайлович и Михаил Михайлович Голицыны, которые и должны
были исполнить его волю - учредить в Москве больницу. На ее строительство и
содержание Дмитрий Михайлович среди прочего назначал "920 600 рублей и
свою картинную галерею со многими домашними вещами"13. Наследниками его
весьма крупного состояния, несмотря на сделанные солидные пожертвования,
становились также три сына Андрея Михайловича Голицына (1729-1770) от его
первого брака с княжной Елизаветой Борисовной Юсуповой (1743-1770), сестрой
князя Н.Б.Юсупова, - Михаил, Борис и Алексей. Его племянники и наследники рано
остались без родителей, и в их воспитании Дмитрий Михайлович принимал самое
деятельное участие на протяжении всей жизни.
"Каталог
картин, отправленных из Вены" является документальным подтверждением
исполнения воли Дмитрия Михайловича, в завещании которого особо отмечалось:
"Повелеваю отдать двоюродному брату моему господину обер-камергеру князю
Александру Михайловичу Голицыну <...> все мои картины, эстампы и рисунки,
большие порцелиновые вазы, бронзою оправленные, две поясные, мраморные статуи и
сверх того золотую с синею финифтью и с портретом государыни Императрицы
табакерку, осыпанную бриллиантами, прося его сиятельство принять сей малый дар
в знак моей к нему дружбы и истинного почтения"14.
Таким
образом, новым владельцем картинной галереи, которую перевезли из Вены в
Москву, становился Александр Михайлович Голицын (1723-1807), вице-канцлер
(1762), бывший посол во Франции (1749-1755) и Англии (1755-1762), известный
любитель искусств и коллекционер, владелец собственной известной картинной
галереи. С 1778 года, покинув Петербург, он жил в Москве. В 1790-е годы
Александр Михайлович был увлечен строительством больницы и устройством при ней
картинной галереи в особом двухэтажном корпусе. Чтобы находиться ближе к
строившейся больнице, князь, живший на Тверской, возвел загородную усадьбу с
дворцом на Девичьем поле (снесена до конца 1880-х)15. Здание больницы по
проекту В.И.Баженова возводилось под наблюдением
М.Ф.Казакова
в 1796-1801 годах (сейчас - городская клиническая больница №1 им. Н.И.Пирогова
на Ленинском проспекте).
Можно
предположить, что какое-то время картины из собрания Д.М.Голицына могли
находиться в доме Александра Михайловича на Девичьем поле, ставшем в последние
годы его жизни любимой обителью князя. В конце 1800 года Москву посетила
знаменитая французская портретистка Э.Виже-Лебрен. В своих воспоминаниях она
описывает обед у князя Голицына, где, "прежде чем сесть за стол, имела
удовольствие обозреть очень хорошую галерею, в которой, правда, прекрасные
картины выдающихся мастеров находились вперемешку с картинами довольно
посредственными"16. Хотя мемуаристка не указывает имени князя Голицына,
владельцем такой галереи в Москве тогда мог быть только Александр Михайлович.
С
обозначенным отрезком времени, вероятно, и связано составление интересующего
нас каталога картин, перевезенных из Вены в Москву. Каталог мог быть составлен
между 1793-м - годом смерти Д.М.Голицына - и 1801-м - годом освящения (22
сентября) Голицынской больницы, которая приняла первых пациентов 22 июля 1802
года.
Следовательно,
несостоятельными оказываются сожаления авторов словаря "Коллекционеры
старой Москвы" о том, что "каталога собрания картин не существовало и
выделить принадлежащие когда-то Дмитрию Михайловичу Голицыну картины из общего
собрания Голицынской больницы невозможно"17.
Картинная
галерея Голицынской больницы, составленная из двух собраний двоюродных братьев,
открылась для посетителей только в 1810 году. Тогда ее основателей уже не было
в живых. Д.М.Голицына перезахоронили в 1802 году в Москве под алтарем церкви
Голицынской больницы, там же в 1807 году похоронили А.М.Голицына18. Картинная
галерея Голицынской больницы просуществовала до 1817 года и стала первой
частной, публичной картинной галереей в России19. В 1817-1818 годах она была
распродана для получения средств на содержание больницы на 28 аукционных торгах
и завершающей лотерее, в которой приняла участие императрица Мария
Федоровна20. Произведения галереи перешли в руки 55 новых владельцев21.
"Каталог
картин, отправленных из Вены" позволяет документально подтвердить принадлежность
произведений собранию Дмитрия Михайловича Голицына. Он составлен по
систематическому принципу и состоит из двух частей: в первой - картины
систематизированы по алфавиту сюжетов, во второй - по алфавиту художников. В
каталоге указаны: номер картины, название, автор, материал и размер, что дает
возможность точно идентифицировать произведения. В каталоге перечислены номера:
до 256 подряд и отдельный 283 номер, шесть номеров в каталоге пропущены (94,
153, 195, 223, 235, 255). В 43-х номерах каталога вписано по две и более
картин. Всего в каталог включено 297 произведений: 290 картин маслом, 5
миниатюр, 1 пастель и 1 гуашь.
Две
картины уже в Москве, как отмечено в каталоге, А.М. Голицын преподнес в
качестве подарков, вероятно, в память о своем благородном родственнике. Картина
голландского художника Эммануэля де Витте, писанная на дереве и изображающая
церковь (вероятно, интерьер церкви) (№43)22, была подарена митрополиту Платону
(1737-1812), бывшему учителю и духовнику великого князя Павла Петровича, в 1787
году ставшему митрополитом Московским. По указанным в каталоге сведениям
картина наиболее соответствует хранящейся сейчас в ГМИИ работе Э. де Витте
"Внутренний вид церкви"23. Пастель художника Альфа
"Св.Мария" (№193) была "отдана госпоже Олсуфьевой", - с
Олсуфьевыми Голицыны состояли в родстве.
Отметим,
что А.Чаянов в описании собрания Д.М.Голицына указывает другое количество работ
- 323 картины24, а А.Н.Андреев пишет, что она состояла "более чем из 500
первоклассных художественных произведений живописи"25, явно объединяя
вместе две коллекции двоюродных братьев.
Состав
собрания в целом соответствовал художественным вкусам коллекционеров второй
половины XVIII столетия. Его можно отнести к тому типу собраний, в которых,
согласно классификации школ и художников по системе французского теоретика
искусства д'Аржанвиля, широко известной среди любителей искусства XVIII
столетия, выделялись три основные живописные школы26 и произведения,
объединенные манерой "во вкусе Фландрии", которые преобладали над работами
итальянской школы, а французской, как самой молодой, отводилось последнее
место. Подавляющее большинство произведений собрания Дмитрия Михайловича, около
170, принадлежит мастерам северных школ: голландской, фламандской, немецкой.
Наибольшим числом произведений представлена голландская школа (более 60), лишь
незначительно количественно ей уступает итальянская, затем следует фламандская,
немецкая и австрийская, французская.
В каталоге
фламандская школа представлена произведениями художников XVI-XVIII веков,
наиболее полно - мастерами XVII столетия. Знаменитых П.П.Рубенса, А.Ван Дейка,
Я.Йорданса окружают работы их учеников и последователей - Питера Саутмана,
Гаспера де Крайера, а также их современников, чьи имена в глазах собирателей
той эпохи были не менее блестящими. Среди произведений начала XVII века
находились пейзажи прославленного антверпенского живописца Яна Брейгеля
Старшего (Бархатного) и Йоса Момпера, стоявшего у истоков новой фламандской
живописи. В коллекции хранилось также немало небольших "кабинетных"
картин разных жанров и направлений: произведения на религиозные и
мифологические сюжеты Франса Франкена; пейзажи Хендрика Стейнвика, Бонавентуры
Петерса и Лукаса ван Юдена; жанровые сцены Адриана Браувера, Давида Рейкарта,
Яна Хореманса и группа из четырех картин любимого коллекционерами Давида
Тенирса.
Голландская
часть коллекции представляет собой хорошо подобранные произведения живописи
XVII века и отличается интересным составом имен и жанровым разнообразием,
свидетельствующими о редкой для того времени осведомленности собирателя. По
каталогу Голицыну принадлежали две картины Рембрандта ("Портрет
женщины" и "Пишущий человек (архитектор)"), а также работы его
учеников Герарда Доу и Герарда ван дер Экхаута. Историческими картинами
представлены мастера классицизирующего направления в голландской живописи
второй половины XVII - начала XVIII века - Герард де Лересс и Герард Хут и
очень популярный в XVIII веке Адриан ван дер Верф. Но количественно преобладали
пейзажи и жанровые сцены. Произведения собрания раскрывали разные стилевые
грани пейзажного жанра. Среди них работы выдающихся мастеров национального
"тонального" пейзажа - Яна ван Гойена и Якоба Исакса ван Рейсдаля
(№228), небольшая, этюдного характера картина которого "Речной
пейзаж" хранится сейчас в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Популярную и типично
голландскую разновидность жанра - "пейзаж с животными" представляли
работы Паулюса Поттера и Филипса Ваувермана. Еще в большем количестве там
встречаются мастера итальянизирующего направления, неизменно пользовавшиеся
любовью у коллекционеров XVIII века, Николас Берхем, Ян Бот и менее известные
Виллем Ромейн, Хендрик Моммерс, а также их предшественники - Корнелис ван
Пуленбург и его последователь Бартоломеус Бренберг. Лишь немного уступают
пейзажу по количеству произведений работы бытового жанра. Среди их авторов есть
знаменитые живописцы: Питер ван Лаар (Бамбоччо), Адриан ван Остаде, лейденские
художники Габриэл Метсю, Виллем и Франс ван Мирисы. Натюрмортов и портретов не
так много: "Фрукты" художника, связанного с семейством де Хемов,
"Цветы" Рахели Рейсх, портреты Михила Янс ван Миревелта и Каспара
Нетшера.
В подборе
итальянских картин также заметно большое многообразие, здесь присутствуют все
основные школы XV-XVIII веков, многие произведения имеют авторство выдающихся
мастеров: Рафаэля, Андреа дель Сарто, Тициана, Корреджо, Пармиджанино,
Караваджо, Джулио Романо. Болонская школа XVI-XVII веков представлена работами
Людовико и Агостино Карраччи, Гвидо Рени, Доменикино и Гверчино. Флорентийская
- произведениями наиболее популярных в то время живописцев XVII века - Карло
Дольчи и Франческо Фурини. Римская - художниками XVII - начала XVIII века:
Пьетро да Кортона, Карло Маратта, Сассоферато, Франческо Тревизани.
Венецианская - живописцами XVI-XVII веков: Пальма Веккио, Якопо Бассано, Паоло
Пагани.
Среди13
картин французской школы, перечисленных в каталоге, встречаются произведения с
именами Никола Пуссена ("Венера и Амур", "Фигура
художника") и Себастьяна Бурдона ("Святое семейство"), пейзажи
Филиппа Сигисбера Клере (Cleret) и Жана Пиллемана, но лучшими, несомненно,
являются портреты, написанные современными мастерами по заказу князя Голицына.
Состав
коллекции раскрывает вкусы человека, увлекшегося собиранием картин в середине
столетия, и свидетельствует о его интересе не только к модным на европейском
художественном рынке живописным школам, но и к творчеству отдельных художников.
Князь Голицын несомненно обладал хорошим художественным вкусом, отражавшим
характерные черты своего времени, и следовавшим царившей в аристократической
европейской среде моде. Среди собраний близких голицынскому по составу можно
назвать галереи его ровесников - И.И.Шувалова (1727-1797), П.Б.Шереметева
(1713-1787), в которых также преобладали "северные школы".
Картины
голландских и фламандских художников попали в центр внимания коллекционеров,
когда в середине XVIII столетия появилась мода на малоформатные произведения -
так называемые кабинетные картины. Распродажи многих, прежде всего французских
собраний, созданных под влиянием такого вкуса, застали русские любители
живописи, побывавшие тогда в Европе. В 1760-1770-е годы происходила постепенная
смена приоритетов и поворот художественных пристрастий к произведениям в новом
"греческом вкусе", к современным произведениям "классицизма
галантных сцен". В отношении старых мастеров усиливался интерес к
художникам болонской школы, к Пуссену и его окружению - "скрытый симптом
изменения вкуса, предварявшего изменение стиля"27. Среди современных
художников, заслуженной славой пользовались модные парижские живописцы и
получившие европейское признание мастера северных школ, работавшие в новой
классицистической манере, чьи произведения привлекали внимание Голицына и
присутствуют в его собрании.
В Вене его
соперником на ниве собирательства мог быть Антон Франц де Паула граф
Ламберг-Спринценштейн (1740-1822). Так же как Голицын он был связан с
дипломатическим корпусом и в 1784-1790 годах представлял интересы Австрии при
дворах в Турине и Неаполе, покровительствовал австрийским и немецким живописцам,
находившимся в Италии. Он увлеченно занимался собирательством античных
древностей, прежде всего ваз, коллекция которых насчитывала около 500 предметов
(в настоящее время находится в Музее истории искусств в Вене), а также
произведений старой и современной живописи. Заметим, что тогда же русским
посланником при дворе в Турине был известный коллекционер князь Н.Б.Юсупов,
приходившийся Д.М.Голицыну дальним родственником и состоявший с ним в
регулярной переписке28. Картинные галереи графа Ламберга и князя Голицына
свидетельствуют о близости интересов собирателей и очень качественном отборе, -
например, собрание живописи графа Ламберга по его завещанию поступило в 1822
году в венскую Академию художеств и по настоящее время является основой
коллекции старой живописи знаменитой картинной галереи29.
Одной из
самых сложных проблем в отношении голицынских картин остается проблема
идентификации произведений. Собрание уже после 1818 года было разрознено по
многим частным коллекциям, и позднее картины не раз меняли владельцев, прежде
чем остаться на хранение в современных музеях. Целый ряд произведений на
протяжении XIX-XX веков поменял свои атрибуции.
К.С.Егорова,
основываясь на сообщении А.Н.Андреева30, связывает с коллекцией Д.М.Голицына
картину фламандского художника Питера ван Моля (1599-1650) "Снятие со
креста", которая ранее в галерее Голицынской больницы считалась работой
итальянского живописца Джакомо Каведоне31. В "Каталоге картин,
отправленных из Вены" нет произведений Каведоне и работ на аналогичный
сюжет, что ставит под вопрос принадлежность этого произведения собранию Дмитрия
Михайловича.
Но там же,
в каталоге К.С.Егоровой, среди картин, приписываемых знаменитому фламандскому
живописцу Антонису ван Дейку, находится картина "Амур со
стрелами"32, купленная у известного парижского антиквара Ж.Б.П.Лебрена и
привезенная в Москву, по сведениям Андреева, графом Ю.А.Головкиным33. Нам
представляется возможным связать эту картину с собранием Д.М.Голицына. Среди
полотен, привезенных из Вены, находились три работы Ван Дейка, в том числе -
"Купидон" (№244), размеры этого полотна близки размерам картины из
ГМИИ34. Эта работа также включена в каталог произведений Голицынской
больницы35. В 1818 году она разыгрывалась в лотерею со стартовой оценкой в 400
рублей36. О популярности "Амура со стрелами" Ван Дейка среди
коллекционеров XVIII столетия свидетельствуют многочисленные копии, одна из
которых находилась также в венской галерее графа Ламберга37.
Два
прекрасных пейзажа фламандского живописца начала XVII века Йоса де Момпера,
стаффаж в которых исполнен Яном Брейгелем Старшим, имеют близкие размеры.
Дмитрием Михайловичем они были соединены в пару и числятся в каталоге под одним
номером (№56) как "Пейзажи, изображающие путешественников". В
настоящее время картины оказались в разных музеях: "Гористый пейзаж с
упавшим ослом" в Государственном Эрмитаже, куда он поступил в 1886 году
вместе с другими экспонатами приобретенного Голицынского музея в Москве, а
"Пейзаж с часовней на холме", также происходящий из Голицынского
музея, с 1930 года хранится в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
В Эрмитаже
находится еще ряд произведений, которые могут быть связаны с собранием,
перевезенным из Вены. "Мадонна" (№225) римского живописца
Сассоферрато (1609-1685) имеет множество повторений и копий. Оригинал наиболее
известного образа молящейся Мадонны хранится в Музее изящных искусств в Бордо.
Размеры и техника голицынской картины полностью совпадают с полотном из
Государственного Эрмитажа, поступившим в 1919 году из собрания И.П.Балашова.
Одно из повторений картины, несколько меньшего размера, было в собрании
Н.Б.Юсупова, куда поступило до 1815 года38. "Разная мертвая дичь и
кот" знаменитого мастера натюрмортов из Антверпена Яна Фейта (№119) может
быть идентифицирована с эрмитажной картиной "Охотничья добыча",
происходящей из собрания С.Голицына.
После 1918
года в Эрмитаже вновь соединились разрозненные в XIX веке две картины
антверпенского живописца Балтазара ван ден Босха (1681-1715) "Мастерская
живописца" и "Мастерская скульптора", записанные в голицынском
каталоге под одним номером (№232).
Благодаря
собранию Дмитрия Михайловича в Эрмитаж попали редкие для русских коллекций
произведения бельгийских и голландских художников - последнего мастера
фламандского барокко Пьера Жозефа Верхагена (1728-1811) "Великодушие
Сципиона" (№188)39 и классициста Андриеса Корнелиса Ленса (1739-1822)
"Регул, возвращающийся в Карфаген", а также картина основателя
Гаагской Академии рисунка Герарда Хута (1648-1733) "Вертумн и Помона"
(№205), приобретенная Эрмитажем в 1910 году. В собрании Голицына было две
картины Ленса, обозначенные в каталоге под одним номером (№26) -
"Регул" (1791), хранящийся ныне в Эрмитаже, и "Кориолан"
(частное собрание, приобретается в 2004 году для музея "Петродворец"),
- обе на сюжеты из римской истории. Сюжет эрмитажной картины, заимствованный у
Цицерона, связан с первой пунической войной и пленением консула Марка Атилия
Регула (255 г. до н.э.). Старый консул, отказавшись от обмена на пленных,
возвращается в Карфаген на верную смерть, выполняя свою клятву и долг. Выбор
сюжета и стилистика картины раскрывают источники творчества Ленса,
вдохновлявшегося идеями теоретиков классицизма И.И.Винкельмана и А.Р.Менгса и
произведениями искусства античности. В 1773 году Ленс написал картину на аналогичный
сюжет для государственного канцлера Австрии князя Венцеля Антона фон
Кауниц-Ритберга (1711-1794) (местонахождение неизвестно). Кауниц не только
оказывал значительное влияние на австрийскую политику, но активно поощрял
развитие искусства и покровительствовал художникам. По мнению Б.И.Асварища,
именно благодаря Кауницу, с которым многие годы был тесно связан Голицын,
картины Ленса могли попасть в коллекцию русского дипломата40.
Среди
семейных портретов два принадлежат кисти шведского художника Александра Рослина
(1718-1783). Погрудный портрет Ивана Ивановича Бецкого (1704-1795), внебрачного
сына фельдмаршала И.Ю.Трубецкого, ставшего видным государственным деятелем и
президентом Петербургской Академии художеств (1741-1791), записан в каталоге
под №80. Его с большой долей вероятности можно идентифицировать с работой,
также хранящейся в Эрмитаже41.
Под №81
записан портрет его сестры, ландграфини Гессен-Гомбургской, урожденной княжны
Анастасии Трубецкой (1700-1755), матери Екатерины Дмитриевны Голицыной, супруги
Дмитрия Михайловича. Д.А.Ровинский отмечает, что оригинал портрета находился в
Академии художеств в Петербурге, а авторское повторение хранилось у
В.А.Олсуфьева и демонстрировалось на Московской Портретной выставке 1868
года42. Портрет был гравирован в 1761 году Ж.Дуле (Daulle). В собрании Дмитрия
Михайловича вероятнее всего находилось авторское повторение портрета, так как
Олсуфьевы после смерти Александра Михайловича Голицына владели домом на
Девичьем поле, в котором и могло оставаться полотно из семейной портретной
галереи (местонахождение неизвестно).
Благодаря
сведениям каталога удалось идентифицировать портрет под №245 - "Портрет
княгини Голицыной, урожденной Княжны Кантемир" Жана Марка Наттье
(1685-1766)43. В ГМИИ в 1924 году из собрания графов Гудович через
Румянцевский музей поступил подписной и датированный 1757 годом "Женский
портрет" Ж.М.Наттье. Его характеристики соответствуют портрету из
голицынского каталога. Сравнение с портретом Л.М. Ван Лоо и сопоставление
фактов биографии, проведенные Е.Б. Шарновой, подтвердили, что на портрете
изображена Екатерина Дмитриевна Голицына. Тонко написанный в изысканном
колорите оливково-зеленых и жемчужно-серых оттенков портрет принадлежит к
лучшим образцам камерных произведений портретного творчества Наттье. Он мог
быть написан модным портретистом сразу по прибытии Голицыных в Париж, где они
поселились в 1757 году44.
К
сожалению, судить о качестве и подлинности многих картин, собранных Дмитрием
Михайловичем в Вене и включенных в каталог, сейчас мы не имеем возможности. Во
многих галереях XVIII века копии висели рядом с подлинниками, к ним было такое
же отношение, как и к оригиналам, и часто их исполняли очень хорошие живописцы.
Среди работ фламандской школы многие приписаны великим мастерам - Рубенсу (6
картин), Ван Дейку (3 картины), Йордансу (1 картина). Все шесть работ Рубенса,
если основываться на их названиях, по нашему мнению, являются копиями с
известных произведений мастера, в том числе находившихся в XVIII веке в Вене.
Например, "Спящая Анжелика и отшельник" (№250) может быть копией с
"Анжелики и отшельника" из императорского собрания, с 1781 года
находившегося в Вене (1626-1628. Вена, Музей истории искусств). "Суд
Париса" (№125) - копией с эскиза на меди из собрания графа Ламберга (около
1615, Галерея Академии в Вене).
На
несоответствие качества картины и знаменитого имени, которому она приписана,
обращали внимание уже исследователи XIX века. Испанская школа у Голицына была
представлена единственным полотном. Испанские художники привлекли внимание
европейских собирателей только в XVIII столетии. В России они были мало
известны и представлены прежде всего в императорском Эрмитаже. Среди испанцев
Бартоломео Эстебан Мурильо (1617-1682) являлся тогда единственным широко
известным художником. Именно ему приписана картина из голицынского собрания
"Два нищих, кушающих фрукты" (№29), украшающая сегодня Саратовский
государственный художественный музей им. А.Н.Радищева. Правда, уже в описании
Голицынского музея, где работа находилась в 1860-е годы, Андреев, ошибочно
называя картину "Мальчики, кушающие арбуз", отмечает: "Если
сравнить мысленно эту картину с подобным же произведением мастера, находящимся
в Мюнхенской Пинакотеке, то конечно преимущество останется не на стороне первой,
которую поэтому мы назовем не более как изрядною, современною копией с славного
представителя и главы всей испанской живописи"45. С картины Эстебана
Мурильо "Два мальчика, кушающих дыню и виноград" (около 1650) из
Старой Пинакотеки в Мюнхене существуют три известные копии в английских и
немецких собраниях, выполненные при жизни художника46. Одна из подобных копий
и принадлежала Голицыну.
Наиболее
наглядно изменение авторства прослеживается на примере картин итальянской
школы, где подписные работы встречаются не часто. Неоднократно меняли атрибуцию
произведения итальянских художников, приобретенные на аукционах Голицынской
больницы князем Н.Б.Юсуповым и хранящиеся в собрании Государственного
музея-усадьбы "Архангельское", - например, "Крещение Константина
Великого", написанное в редкой технике - масляными красками по зеркалу -
применяемой в Италии на рубеже XVII-XVIII веков, приписывается в голицынском
каталоге Карло Маратта (1625-1713) (№176). В коллекции Юсуповых картина
получила новое авторство, была приписана французскому живописцу Пьеру
Сюблейра47, с 1728 года работавшему в Риме. Однако уже в начале ХХ века такая
атрибуция вызывала сомнение48, и, видимо, подлинного автора этой работы
следует искать среди живописцев римской школы. "Отдых на пути в
Египет" (№28), - который ныне хранится в музее-усадьбе
"Архангельское", и когда-то приобретенный как работа выдающегося
венецианского мастера Паоло Веронезе (1528-1588), в настоящее время
приписывается В.Э.Марковой, неизвестному живописцу последней четверти XVI века
из мастерской Паоло Веронезе49.
Еще
сложнее оказалась история атрибуции картины неаполитанской школы, числившейся в
голицынском каталоге как работа знаменитого неаполитанского живописца XVII
столетия Сальватора Розы "Св.Себастьян" (№134). В настоящее время она
хранится в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Полотно было подарено Н.С.Мосоловым в
Румянцевский музей, там эту работу приписали Луке Джордано и потом Бартоломео
Пассанте. В настоящее время за картиной закрепилась атрибуция В.Н.Лазарева -
Джованни Баттиста Ланджетти (1635-1676)50.
Но подчас
атрибуции голицынского каталога оказываются более точными, чем современные.
"Мадонна с младенцем в лесу в окружении ангелов" (№103) записана в
каталоге как совместная работа Яна Брейгеля Старшего и Хендрика ван Балена.
Позднее, когда картина попала в собрание Д.И.Щукина, А.Прахов приписал ее
немецкому художнику Хансу Роттенхаммеру, и с такой атрибуцией она поступила в
ГМИИ им. А.С.Пушкина. Вернула авторство Х. ван Балена картине К.С.Егорова,
приписав живопись пейзажа неизвестному антверпенскому художнику51.
Однако,
несомненно, главная особенность собрания, созданного Д.М.Голицыным, - коллекция
картин, созданных художниками, непосредственно связанными с Веной и австрийской
школой живописи. В художественной жизни Европы XVII-XVIII веков значительную
роль играли живописцы, которые, покинув родину, искали учителей, работу и славу
на чужбине. Иностранные художники, творчество которых было связано с Веной,
составляли в голицынском собрании целую группу. Это - итальянец Антонио-Даниэле
Бертоли (1678-1743), обучавший рисованию будущую императрицу Марию Терезию;
фламандцы - Антони Шуньянс (1655-1726), придворный художник Леопольда I (с
1695), и Петер Йозеф Верхаген (1728-1811); голландец Якоб Торнвлит (1640-1719),
француз Жак ван Схуппен (1670-1751), директор Академии художеств в Вене, и его
конкурент, не менее известный портретист чех Ян Купецкий (1667-1740).
Ни один
русский коллекционер того времени не проявил такого интереса к мастерам
художественных школ, находившихся в целом на периферии основных процессов
искусства XVIII века, к художникам, мало известным широкому кругу любителей.
Привезенное в Москву собрание содержало 59 работ немецких и австрийских
художников. Повышенный интерес к ним Дмитрия Михайловича можно объяснить лишь
длительным пребыванием в Вене.
Представленные
в собрании произведения немецкой и австрийской живописи XVII и в основном XVIII
века, времени расцвета немецкого и австрийского искусства, свидетельствуют о
разносторонности интересов, знании и понимании Голицыным художественных
процессов, происходивших в культуре Австрии и Германии. Этот раздел коллекции
обладал картинами почти всех знаменитых художников того времени: портретами
кисти А.Р.Менгса, Я.Купецкого, Б.Деннера, Г.Ф.Фюгера, А.Брауна, пейзажами И.Г.,
Филиппа Петера и Йозефа Росов, И.Х.Бранда, Ф.И. ле Паула Ферга, Х.Г.Шютца,
А.Кверфурта, Ф.Коля, Ф.И.Бринкмана, Я.Ф.Хаккерта, М.Вутки, натюрмортами
Ф.В.Тамма, анималистическими картинами И.Г.Хамильтона, историческими
композициями П.Брандля, Д.Грана, Х.В.Э.Дитриха, гризайлями Х.Унтербергера и
И.Гауцингера.
Количественно,
как и в других "северных" школах, здесь также преобладали пейзажи -
традиционно сильный в этих школах жанр. Многие художники, обращаясь к
изображению природы, изучали работы своих предшественников - голландских
живописцев XVII века. Судя же по составу коллекции в целом, именно пейзажная
живопись наиболее всего увлекала Голицына как коллекционера.
В
настоящее время из произведений немецкой и австрийской школ нам представляется
возможным связать с голицынским собранием две картины уроженца Вены Франца
Иосифа де Паула Ферга из собрания Эрмитажа. В каталоге под №143 указаны два
"Вида при впадении реки в море", по материалу, технике и размерам
совпадающие с парными работами на меди с подписями де Паула Ферга,
приобретенными Эрмитажем в 1903 году у частного лица и называющимися сейчас
"Приморские пейзажи"52. Небольшие, тонко написанные пейзажи
изображают сцены повседневной, трудовой жизни маленького городка на берегу
моря.
Несмотря
на то что в эстетике классицизма пейзаж расценивался как низкий жанр, немецкие
художники-пейзажисты, жившие во второй половины XVIII века в Италии, внесли
значительный вклад в развитие и популяризацию классицистического пейзажа. У
Голицына находились работы ведущих мастеров этого жанра - Михаеля Вутки, в свое
время широко известного живописца и практически забытого сейчас, и Якоба
Филиппа Хаккерта, чья роль в становлении классицистического пейзажа высоко
оценена современными исследователями.
Также от
голицынского собрания в Вене следует вести историю картины известного немецкого
живописца XVII века Карла Андреаса Рутхарта "История Товия",
хранящейся в Эрмитаже, куда она попала из Иванова в 1933 году как произведение
голландской школы под названием "Прощание Товия с отцом". Авторство
Рутхарта было возвращено полотну в 1954 году Ю.И. Кузнецовым, уточнившим также
и сюжет этого произведения53. Атрибуция Кузнецова полностью совпадает с
записью каталога - Карл Рутхарт "Возвращение Товия с Ангелом к
отцу"54, - название дано по главной сцене композиции, представляющей
одновременно три эпизода легенды: прощание Товия с отцом, Товий и Ангел,
возвращение Товия.
Также в
Эрмитаже хранится одна из двух голицынских работ Х.В.Э. Дитриха
"Жертвоприношение Авраама" (№122). Творчество Дитриха удивительное и
в то же время характерное явление немецкой живописи. Он виртуозно имитировал
манеру разных мастеров. Небольшая картина на дереве написана в подражание
Рембрандту. В настоящее время авторство Дитриха относительно этой картины
поставлено под вопрос[55.
Естественно,
что Голицын общался и был знаком с художниками, работавшими в Вене. Только в
его собрании находились работы Адама Брауна (1748-1827), автора его портрета,
упомянутого выше. Браун известен в основном как жанрист, мастер небольших
жанровых композиций на бытовые сюжеты, именно две такие его картины находились
в голицынской галерее - "Женщина за вязанием" (№31) и
"Интересный разговор" (№144). Последняя из картин, имеющая подпись и
дату - A. Braun (p.1783) - под названием "Обольститель" хранится сейчас
в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева, куда была
передана в 1887 году из Императорского Эрмитажа в числе других произведений
бывшего Голицынского музея56. В настоящее время это единственная жанровая
картина А.Брауна, опознанная в собраниях российских музеев.
Там же, в
Вене, Голицын должен был встретить выходца из Моравии, Мартина Фердинанда
Квадаля (1736-1808), который представлял распространенный в XVIII веке тип
странствующего художника, постоянно менявшего города и страны в поисках удачи.
В Неаполе в 1784 году он познакомился с графом Ламбергом и написал тогда же его
портрет, который хранится сейчас в Галерее Академии художеств в Вене57. 1787
год Квадаль провел в Вене. Этим годом датирован автопортрет художника из голицынской
коллекции (№74), написанный, возможно, по заказу Д.М.Голицына, проданный на
аукционе Галереи Голицынской больницы и хранящийся сейчас в ГМИИ58. Среди
целого ряда автопортретов мастера, относящихся к разным периодам его
творчества, именно этот выделяется подробно разработанной композицией и
подчеркнутым артистизмом исполнения.
Даже
беглый обзор коллекции и предложенные идентификации отдельных произведений
показывают, сколь значительным и ценным собранием западноевропейской живописи
владел Д.М.Голицын. Его коллекция картин, в особенности "северных"
школ, отличается полнотой, безупречностью вкуса и знанием особенностей
творчества отдельных мастеров. Она значительно пополнила русские собрания
многими интереснейшими произведениями европейских живописцев. Обнаруженный
редчайший каталог позволяет выделить картины Дмитрия Михайловича, привезенные
из Вены, из произведений известной картинной галереи Голицынской больницы,
открывая широкие возможности для реконструкции одного из лучших частных
собраний конца XVIII века.