Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 67-68 2003

Галерея журнала «Наше наследие»

 

Ольга Яблонская

 

Синтез Кирилла Соколова

 

Говоря о художниках — сверстниках Кирилла Соколова, исследователи, как правило, помещали их искусство в какой-нибудь контекст — поколенческий, либо идеологический. И это не случайно: поколение было знаковым, принадлежность к нему — значимой, а социокультурные условия времени существенно влияли на формирование художественного процесса и практики искусства. Поколение называлось «шестидесятники». Формально-идеологических направлений в искусстве у продвинутых шестидесятников было два: либо либеральный «левый МОСХ», либо радикальный «андеграунд». В прочих отсеках художественной жизни, достаточно замкнутой и жестко детерминированной, скапливались более консервативные, а то и откровенно реакционные художественные силы.

В момент окончательного оформления этих течений Кирилл Соколов был уже зрелым и сложившимся мастером, своеобразное искусство которого вполне органично соприкасалось и с окультуренным традиционализмом «левого МОСХа», и с нонконформитстскими пластическими новациями «андеграунда». Однако, покинув в 1974 году СССР и поселившись в Англии, художник оказался в надежном далеке от всех тогдашних российских художественных «мэйнстримов» и остался наедине с собой и своим искусством. Как правило, удаленность от привычной профессиональной среды бывает для художника серьезным испытанием: ведь ощущение себя в определенном контексте не только приносит чувство творческой безопасности, но и стимулирует творческий поиск, помогает определить ориентиры и избежать тупиков. Кирилл Соколов оказался тем редким художником, для которого уникальность собственной судьбы оказалась плодотворной и полезной, поскольку дала ему неограниченное поле для размышления и анализа, почву для свободного самоизъявления.

Он рассматривает историю искусства ХХ столетия отстраненно, но пристрастно и изнутри, со всеми многочисленными параллелями и последовательностями стилей и направлений, видов и жанров, техник и технологий. Импровизатор и аналитик, он не просто пробует искусство века на вкус, с равной смелостью и уверенностью экспериментируя с формой, стилями и техниками. Он пропускает опыт прошлого через призму своего собственного авторского опыта — как формально-эстетического, так и нравственного. Кирилл Соколов не только аккумулирует в своем творчестве открытия и достижения предшественников, подвергая их своебразной авторской «переплавке», он синтезирует новое художественное качество и делает собственные серьезные открытия.

Присущий его искусству принцип цитирования внешне сходен с методикой постмодернизма. Однако это сходство действительно внешнее. И объективное сравнение покажет неожиданное, но явственное преимущество художника-одиночки перед глобальной концепцией. Аналитическая комбинаторика постмодернизма, при всем своем покорившем мир экстравагантном обаянии, по определению разрушительна: постмодернизм подвергает «вечные ценности» жесткой иронической переработке и декларирует кризис культуры. Кирилл Соколов, напротив, собирает разрозненные во времени фрагменты и факты искусства в единое художественное целое, тем самым актуализируя апробированные ценности и декларируя их вечность. И делает он это вполне убедительно. Не только потому, что во всех его работах ощущается живой темперамент и видится индивидуальная творческая воля автора. Еще и потому, что в культурной комбинаторике число сочетаний, при всей их кажущейся многочисленности, все же конечно. А процесс культурного синтеза, которым так увлечен художник Кирилл Соколов, бесконечен, непредсказуем и потому — всегда интересен.

Кирилл Соколов. Дарем, Великобритания. Фото С.Тартаковского

Кирилл Соколов. Дарем, Великобритания. Фото С.Тартаковского

Кирилл Соколов. Контрастная конструкция. 2002. Смешанная техника

Кирилл Соколов. Контрастная конструкция. 2002. Смешанная техника

Кирилл Соколов. Эллипсы и прямые. 2002. Пластик

Кирилл Соколов. Эллипсы и прямые. 2002. Пластик

Кирилл Соколов. Конструкция. 2002. Смешанная техника

Кирилл Соколов. Конструкция. 2002. Смешанная техника

Кирилл Соколов. Свеча. 1992. Бронза

Кирилл Соколов. Свеча. 1992. Бронза

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru