Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 67-68 2003

И.П.Саутов,
директор ГМЗ «Царское Село»,
фото Ирины Туминене

 

Царское Село, взгляд в будущее

 

Что изменится в облике дворцово-паркового ансамбля в обозримом будущем, а точнее — уже в 2004 году?

Нынешний год станет отправной точкой в истории реставрации нескольких объектов Государственного музея-заповедника «Царское Село» — парковых павильонов «Турецкая баня» и «Эрмитажная кухня» с прилегающей территорией Эрмитажной рощи, которая завершит полное восстановление Екатерининского парка.

Масштабные реставрационные работы осуществятся благодаря результативной деятельности музея-заповедника по привлечению дополнительных источников их финансирования: Всемирный банк реконструкции и развития, являющийся международной финансовой организацией ООН, выделяет на эти цели почти два миллиона долларов.

Такие разные, не похожие друг на друга и по внешнему виду, и по историческому предназначению царскосельские парковые павильоны, каналы с горбатыми мостиками и плотинками, роща в самой старой части Екатерининского парка, взаимосвязанны и одинаково ценны. Интересны, а порой и драматичны их судьбы.

Построенная в «мавританском стиле» в 1850–1853 годах архитектором И.Монигетти в одном из самых узнаваемых сегодня уголков — на полуострове Большого пруда, «Турецкая баня» органично вписалась в силуэт парка, обогатив его изящным зданием с золочеными куполами, отражающимися в воде. Этот памятник в характере восточной архитектуры, знаменовавший победу России над Турцией в 1829 году, использовался его коронованными владельцами как баня, с красочным и пышным внутренним убранством: цветная мозаика, мрамор, позолота, питьевые фонтанчики, орнаментальная лепка и ковры, выполненные по рисунку самого архитектора. Во время Второй мировой войны «Турецкая баня» была сильно разрушена взрывом бомбы, погибли результаты большой предвоенной научно-реставрационной работы.

Последующие капитальные ремонты памятника и ориентиры времени превратили его в подсобное помещение лодочной станции, что явно не способствовало сохранности художественного облика павильона в течение последних 30-40 лет. Сегодня практически сохранилась только строительная коробка здания, утрачена или повреждена большая часть элементов наружной и внутренней отделки. Поэтому в 2003–2004 годах в павильоне «Турецкая баня» будут отремонтированы несущие конструкции, произведены инженерное оборудование здания и гидроизоляция подвала, реставрация фасадов, интерьеров, а также восстановлены дренажи и благоустроена прилегающая территория. После реставрации павильон будет использоваться как музейный, позволив увеличить число и протяженность туристических маршрутов по Екатерининскому парку.

Не менее актуальна и реставрация павильона «Эрмитажная кухня», построенного в 1777–1778 годах на парадной магистрали Садовой улицы по проекту архитектора В.Неелова с двойной целью: для оформления одного из главных въездов в Царскосельский сад и для обслуживания приемов в расположенном поблизости павильоне «Эрмитаж». Здание «Эрмитажной кухни», исполненное в ложно-готическом стиле, как и два с лишним века назад, имеет уникальный декоративный эффект за счет сочетания открытой кирпичной поверхности и причудливых по характеру белых деталей на фасадах. Исторически в западных и восточных помещениях здания готовилась пища, а в других располагались продуктовые кладовые и комнаты для прислуги. Во время войны кирпичная облицовка стен сильно пострадала от осколков мин и снарядов, а гипсовые вазы в нишах фасадов были уничтожены.

Интересен тот факт, что во все времена, включая советские и постсоветские, павильон традиционно использовался как буфет или ресторан для посетителей парка. Следуя этой концепции, после завершения в 2003–2004 годах ремонта кровли, реставрации фасадов, воссоздания отделки интерьеров и реконструкции внутренних инженерных сетей, «Эрмитажной кухне» предстоит вновь стать небольшим рестораном для посетителей музея-заповедника.

В течение полувека, а именно столько длится научная реставрация дворцово-паркового ансамбля, реставраторы максимально приблизились к воспроизведению фрагментов утраченных подлинников или к их полному воссозданию. «Турецкую баню» и «Эрмитажную кухню» ждет комплексная реставрация, то есть подход к каждому из этих памятников как к единому произведению синтеза искусств — архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства. Ведь любой парковый павильон Музея-заповедника «Царское Село» — это яркий пример единства всех пространственных искусств.

Вековая пыль въедлива. В этих зданиях-памятниках многократно перекраивали живую ткань стен, возводили перегородки, не считаясь с замыслами их создателей. Но сейчас, как и в пролетевшие столетия, здесь соседствуют история, творчество, ремесло и реальная жизнь, когда для потомков сохраняется все то, что достойно не сиюминутного внимания, а вечности.

Невозможно представить павильон «Эрмитажная кухня» без Эрмитажной (Дикой) рощи, на границе с которой и расположено здание. Насаженная березами, ольхами и елями в 1721 году, Эрмитажная роща, площадью 11 гектаров, находится в самой старой части Екатерининского парка, окружая павильон «Эрмитаж» от Рыбного канала до Нижних прудов. Рыбный канал, который называли также Большим или Поперечным, был прорыт годом позже, в 1722 году, по проекту Я.Роозена для отвода воды из Большого в один из Нижних прудов. В течение 1773–1775 годов на Рыбном канале сначала появилась плотина, а затем — по проекту В.Неелова два гранитных арочных моста. Еще два металлических моста — более позднего происхождения.

Особенностью современного состояния этого некогда живописного уголка Екатерининского парка является то, что Эрмитажная роща — последний его нереставрированный участок, где идет интенсивный процесс самоизреживания: гибнут старые деревья, составляющие сегодня 40% насаждений, отмирают молодые и средневозрастные. Утраты деревьев и образующиеся пустоты имеются на всех аллеях, причем на аллее от Рыбного канала до Эрмитажной кухни из 54 дубов сохранились только 12 старых деревьев в возрасте около 200 лет. Со стороны пейзажной части парка Эрмитажная роща воспринимается без четкости объема и с нарушением светового режима, часто затопляется из-за нарушения мелиоративной системы. Состояние мостов и плотины на Рыбном канале также вызывает серьезные опасения.

Учитывая крайне неблагоприятную экологическую ситуацию этого участка парка, спасти Эрмитажную рощу может только реставрация, — дорогостоящая, но необходимая. Проектом, реализация которого также начнется в 2003 году, предусмотрены восстановление исторической части планировки, инженерная подготовка и озеленение территории Эрмитажной рощи, установка наружного освещения, реставрация Рыбного канала с пятью пешеходными мостами. Восстановление Эрмитажного канала и его конструкций, имеющих в настоящее время крайне неудовлетворительное состояние, пройдет в общем комплексе работ в этой части Екатерининского парка в рамках инвестиционной программы Всемирного банка реконструкции и развития.

Выиграв конкурс, объявленный Всемирным банком, все проекты реконструкции и реставрации объектов в Царском Селе разрабатывает петербургская архитектурно-реставрационная мастерская ООО «Кром».

В перспективе — завершение восстановления Антикамер — трех парадных залов Екатерининского дворца, и начало реставрации дворцовой церкви Воскресения Христова, которая является не только памятником архитектуры, представляя собой образец барочного решения православного храма, но и памятником духовной культуры, связанным со многими значимыми для России и семьи Романовых событиями. Здесь в течение двух веков проходили торжественные богослужения во время пребывания Императорского Двора в Царском Селе. В 1768 году был отслужен молебен в знак выздоровления Екатерины II от недомогания, вызванного первой в России прививкой от оспы, в 1796 году состоялось крещение будущего императора Николая I, в 1826 году в дворцовой церкви был выставлен для прощания гроб с телом скончавшегося в Таганроге императора Александра I.

Храм Воскресения Христова (архитекторы С.Чевакинский, Ф.Б.Расстрелли) был освящен в 1756 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. Первоначально он был сказочно наряден. На фоне синих стен ярко выделялась золоченая резьба иконостаса и роскошных рам, которые служили обрамлением для 114 икон. Храм украшали плафоны виртуозного мастера кисти Д.Валериани. Все это великолепие сильно пострадало во время пожара 12 мая 1820 года. Александр I принял решение о воссоздании дворца и церкви в прежнем виде. К восстановлению живописного убранства были привлечены лучшие художественные силы — профессора Академии художеств. Центральный плафон «Вознесение Христа» был написан знаменитым художником В.Шебуевым, алтарь украсил плафон «Слава святому Духу», выполненный академиком Д.Антонелли по штукатурке, художники О.Игнациус и Г.Гиппиус исполнили в «итальянском вкусе» плафон «Святая София и ее дочери Вера, Надежда, Любовь» на хорах. При реставрации резьбы XVIII века, выполненной по рисункам Растрелли, была применена новая для того времени технология, когда утраты восполнялись фрагментами из папье-маше. Благодаря историческому такту Александра I и высочайшему профессионализму архитектора В.Стасова дворцовая церковь Воскресения Христова в 1823 году была восстановленаво всем своем великолепии. Пожар 1863 года снова потребовал реставрационных работ, в ходе которых в алтаре церкви академиком Беллоли был написан плафон «Слава Святому Духу» на холсте, представляющий точную копию прежнего.

Во время оккупации г. Пушкина в 1941–1944 годах живописное убранство церкви было практически полностью утрачено.

С 1993 года храм приписан к Софийскому собору Царского Села. В нем вновь зазвучали молебны, связанные с торжественными датами нашей истории. Надеемся, что через несколько лет, уникальный интерьер дворцовой церкви, как уже не раз бывало в ее истории, вновь возродится. Художники — реставраторы уже приступили к восстановлению плафонов, возрождая технику живописцев прошедших столетий.

Как и все, музей-заповедник «Царское Село» — это, прежде всего, кладовая исторической памяти. Когда-нибудь, наконец, завершится восстановление всего дворцово-паркового ансамбля, вернется его былое великолепие и Царское Село станет местом, где можно будет реально погрузиться во все его многообразное многовековое прошлое.

Екатерининский парк. Павильон «Эрмитаж». Западный фасад. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1746–1756

Екатерининский парк. Павильон «Эрмитаж». Западный фасад. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1746–1756

Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца. Вид на иконостас. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1745–1748

Воскресенская церковь Большого Царскосельского дворца. Вид на иконостас. Архитектор Ф.Б.Растрелли. 1745–1748

Екатерининский парк. Вид на Большой Царскосельский дворец и павильон «Нижняя ванна»

Екатерининский парк. Вид на Большой Царскосельский дворец и павильон «Нижняя ванна»

Павильон «Эрмитажная кухня». Южный фасад. Архитектор В.Неелов. 1774

Павильон «Эрмитажная кухня». Южный фасад. Архитектор В.Неелов. 1774

 
Редакционный портфель | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2018) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - joomla-expert.ru