Наталия Григорович,
фото Ирины
Туминене
Убранство Азиатской комнаты
Интерьеры
Екатерининского Царскосельского дворца создавались и переделывались на
протяжении столетия. Каждый архитектор, работавший вслед за создателем
первоначальной отделки Ф.Б.Растрелли, должен был считаться с их уже
существующим обликом. И даже создавая интерьеры по собственному проекту, был
вынужден использовать в архитектурной отделке уже имевшиеся в наличии, часто
просто хранившиеся на складе, материалы, фрагменты отделки, предметы убранства.
Так архитектор Ч.Камерон строит образ своего Китайского зала на предоставленной
ему коллекции лаковых китайских панно XVIII века, часть которых до этого уже была использована в
отделке растреллиевской Китайской комнаты императрицы
Елизаветы Петровны.
В свою очередь И.А.Монигетти для оформления созданной по его проекту
Парадной лестницы использует китайский и японский фарфор из старого дворцового
собрания.
В одном из
самых интересных экзотичных интерьеров Монигетти —
Азиатской комнате, располагавшейся в Зубовском флигеле дворца, отделка
помещения была построена в расчете на экспонирование коллекции царского оружия.
Но именно здесь, в комнате, созданной для великого князя Александра
Николаевича, будущего императора Александра II, архитектору удалось подняться над узкоприкладной
задачей и создать один из самых ярких и цельных художественных интерьеров.
Отделка комнаты
погибла во время Великой Отечественной войны и
представить ее можно, только глядя на старые фотографии и написанные
современниками акварели. На акварели Ф. Штайнмюллера,
а также очень близкой к ней работе Э.Гау можно
увидеть интерьер во всем блеске его цветовой гаммы.
Комната была
богато декорирована. Отделка зала привлекала яркостью и экзотичностью решения,
для украшения интерьера были даже введены подлинные арабские надписи,
исполненные ученым, работавшим в петербургском университете, шейхом Муххамедом Айядом Тантави. По сути, была это восточная курительная комната,
типичная для многих дворцов и усадеб того времени, исполненная в мавританском
стиле, но самая роскошная и торжественная. Вещи, ее наполнявшие, являлись не
просто предметами обстановки, они создавали выразительный архитектурный образ
интерьера.
Главное место в
убранстве комнаты, ее основной доминантой являлась коллекция царского оружия.
Оружие было развешено вдоль стен на ярких восточных коврах и собрано в
специальные композиции-трофеи. В центре комнаты был устроен фонтан, окруженный
низкими уютными диванами.
Об Азиатской
комнате писалось неоднократно, поэтому хочется обратить внимание на один мало
изученный компонент ее ансамбля — светильники, сохранившиеся до настоящего
времени. Потолок комнаты был богато украшен полихромной росписью, напоминавшей
восточный ковер со строгими членениями геометрического рисунка. Симметрично,
соответственно характеру ковровой мозаики, были развешены светильники в
мавританском стиле, исполненные из золоченого металла с цветными стеклами. В
центре помещался шестиугольный фонарь, вокруг него по углам четыре ажурных
диска люстр, у окон — два светильника в форме ажурных пирамидок. Между
светильниками с потолка низко спускались темные и светлые кисти.
Центральный
шестиугольный фонарь, с карсельской масляной лампой
внутри, отлит из бронзы. В его ажурные стенки вставлены цветные расписные
стекла, к углам подвешены 12 стеклянных флаконов с красным и синим рисунком.
Остальные шесть
светильников ансамбля исполнены из шпиатра — довольно
хрупкого металлического сплава. Четыре одинаковые люстры были украшены такими
же флаконами в форме сталактитов, заполненных воском. По состоянию воска
становится понятно, что фитили никогда не зажигались, а освещались люстры при
помощи свечей, для которых предназначались восемь металлических подсвечников,
размещенных по краю диска.
Комплект
светильников для Азиатской комнаты был изготовлен в 1852 году на
Санкт-Петербургском казенном гальванопластическом заводе. Завод находился в
Нарвской части Санкт-Петербурга, по Старому Петергофскому
проспекту. Он был открыт в 1845 году по инициативе и стараниями герцога М. Лейхтенбергского. (Герцог Лейхтенбергский
(1817-1852), находившийся в браке с дочерью Николая I Марией Николаевной, был человеком
разносторонне образованным; он состоял президентом Императорской Академии
художеств, главнозаведующим Горным институтом,
непременным членом ученого комитета корпуса горных инженеров; производил
изыскания в области гальванопластики, оказал услуги промышленности работами по
гальваническому золочению и серебрению, принимал участие в постройках первых
железных дорог, способствовал постройке паровозов в России, создал образцовое
сельское хозяйство в своем имении, основал Максимилиановскую
лечебницу для приходящих1.) Вскоре после
открытия завод стал «образцовым предприятием, опыт работы которого должен был
распространиться во всей русской промышленности»2.
Создание этого
производства стало возможным только после открытия академиком Б.С.Якоби метода
гальванопластики, что позволило заменить старое вредное «огневое» золочение на гальваническое. Благодаря экономии материалов этот метод
позволил удешевить производство, а также делать отливки более точными и
четкими. На некоторых изделиях завода делались надписи «отлито без чеканки»3.
Уже через два года после открытия завод имел большое количество заказов. Отливалась монументальная скульптура по моделям И.П.Витали и
П.К.Клодта, выполнялись заказы Двора для Московского
Кремля.
Сохранился
архивный документ, касающийся изготовления как самих металлических светильников
для Азиатской комнаты, так и стеклянных флаконов к ним, которые были исполнены
на Императорском Стеклянном заводе. Помимо донесения директора Стеклянного
завода Дюваля, в документе сохранился счет художника
гальванопластического завода Г. Мейера, предъявленный заводу. В нем
перечисляются все светильники комплекта и количество стеклянных деталей, необходимых
для каждого из них4. В этом же документе
имеется проектный рисунок шести светильников Азиатской комнаты (изображения
самого фонаря, видимо, не сохранилось). Рисунок исполнен Г.Мейером с его же пояснениями5.
На рисунке видно, что часть стеклянных деталей светильников отличается от первоначально запроектированных. Возможно,
в отличие от вновь изготовленных, они были просто подобраны среди заготовленных
впрок стеклянных флаконов. Интересно, что на двух флаконах имелись
бумажные этикетки «Магазин русских изделий в С. Петербурге». Об этом магазине,
к сожалению, ничего неизвестно. Вероятно, он был складом, где могли храниться
различные детали, входившие впоследствии в состав каких-либо комплектов.
Крупные
художники и архитекторы, а именно в такой роли здесь выступает И.А.Монигетти, работая над большим заказом, могли поручать
художнику или архитектору выполнение отдельных небольших, но ответственных
проектов, в частности, предметов убранства,
осуществляя при этом общий надзор. Такие примеры не единичны. Так получилось и
со светильниками Азиатской комнаты, и хотя авторство интерьерного убранства
остается за И.А.Монигетти, автором проекта ансамбля
светильников Азиатской комнаты является Генрих фон Мейер.
Подписи на
изделиях из бронзы ставились очень редко, и очень важно, что хотя бы для
нескольких изделий этого вида художественного творчества удалось определить имя
мастера и место изготовления. Герцогу Лейхтенбергскому
не удалось осуществить все замыслы, которые он вкладывал в свое детище. После
его смерти в 1852 году начались частые перемены в руководстве заводом. Сначала
на пост директора назначается генерал Фуллон,
англичанин, считавшийся в Петербурге знатоком гальваноплавстики.
В 1857 году завод перешел в руки общества «Генке, Плеске и Моран»,
а затем с 1870 года его возглавлял один Моран, с
именем которого связан новый, хоть и недолгий расцвет завода.
Выпускавшаяся
на гальванопластическом заводе первого периода его деятельности декоративная
так называемая лейхтенбергская бронза изучена еще не
полностью. Ансамбль светильников Азиатской комнаты в Зубовском флигеле Большого
Царскосельского дворца позволит дополнить представление о разнообразии работ,
выполнявшихся заводом, к продукции которого, к сожалению, не всегда относятся с
должным уважением.
1 Большой
энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб.,
1896. Т.34.
2 Знаменов В., Мухин В. Петербургские
бронзолитейные предприятия // Петергоф. Из истории дворцов и коллекций. СПб.,
1992. С. 97, 98.
3 Именно
таким образом изготовлены светильники Азиатской комнаты. Без последующей
чеканки с гальваническим золоченым покрытием исполнены
все металлические части ансамбля светильников.
4 Дюваль некоторое время работал на гальвано-пластическом заводе и еще при жизни герцога Лейхтенбергского, в 1849 году перешел на Императорский
Фарфоровый и Стеклянный заводы. Возможно, это обстоятельство повлияло на
получение заказа именно этим заводом.
5 РГИА.
Ф.487. Оп.8. 1855. Д. 6224. Л.1, 2об.