Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 66 2003
Галерея
«Нашего наследия»
Лариса
Пешехонова
Отблески Серебряного века
Так называлась очередная выставка, прошедшая в
редакции журнала «Наше наследие». По составу экспонатов она была необычной,
поскольку состояла из современных ювелирных произведений, создатель которых —
художник по металлу Людмила Копырина, и черно-белых
фотографий Владимира Персиянова.
Впрочем, в художественной манере авторов не было
признаков стилизаций, связанных с искусством конца XIX — начала ХХ века, однако в атмосфере выставки все же
присутствовало некое ощущение погруженности в стихию творчества, игру
воображения, во внутренний мир художника, так свойственное поэтике искусства
того времени. Ведь Серебряный век — это не только и не столько обозначение
определенного хронологического периода, сколько понятие эмоциональное. Оно
скорее связано с образом мышления — глубоко личным, индивидуальным,
субъективным, чем с ориентацией на формальные каноны и авторитеты.
Особенно созвучной этой теме оказалась экспозиция
ювелирных работ Людмилы Копырины. В их формах нет
конкретных исторических и стилевых прообразов. В ее вещах присутствует
определенная художественная константность, соотносящаяся не с развитием
современного ювелирного искусства, а исключительно с собственным представлением
автора о том, что такое ювелирное изделие. По мнению Людмилы, оно должно нести
эстетический, эмоциональный и энергетический заряд, чтобы между вещью и ее
обладателем образовывалась невидимая связь, суть которой отражена в таких
понятиях как «символ», «талисман», «оберег». Созданию произведения предшествует
период, когда мастер настраивается на «вибрацию» определенного человека,
потенциального владельца. Если идея работы возникает безотносительно к
конкретному персонажу, то тем не менее она
«вынашивается», как плод, или «выдерживается», как зрелое вино. В любом случае
создание ювелирной вещи для Людмилы Копырины — это не
просто технологический процесс, а особого рода творческая акция, требующая
душевной отдачи и более специальных знаний о камнях, к которым автор относится
как к одушевленным существам. Многие минералы Людмила находит сама в
экспедициях на Урале. Она хорошо знает их декоративные и мистические свойства.
Важными нюансами для нее является и то, как камень огранен, какую он имеет
форму, в каком соседстве с другими самоцветами находится и, более того, в какое
время суток крепится в изделие. Таким образом, художник максимально стремится
активизировать в своих украшениях природные и символические свойства камней.
Вероятно, поэтому в ее работах присутствует особое чувство соприкосновения с
частицей природной силы, витальными энергиями Земли. Этому же ощущению
способствует и работа с металлом, в которой большое значение имеет еще одна
стихия — Огонь. Форма изделия «ваяется» под огнем, под пламенем формируются ее окончательные
очертания и фактуры. Благодаря такому подходу и способу обработки материала в
вещах Людмилы Копырины максимально выявлен
сосредоточенно-методичный и в то же время экспрессивный авторский почерк.
Мерцающее черно-белое серебро, россыпи цветных камней образуют очень богатые,
глубокие, живописные и многодетальные фактуры.
Поверхности практически всех изделий состоят из многочисленных небольших
напаянных элементов, расположенных на разных уровнях и под разными углами друг
к другу, большого количества камней, которые словно естественным образом
«вырастают» из металла, как из земли. Все это придает произведениям Людмилы Копырины подчеркнутую самобытность, очень активный и даже
брутальный характер. Однако сосредоточенное рассматривание кубков, чаш, флаконов,
ношение ювелирных украшений вызывают более сложные дифференцированные ощущения.
Браслеты, кольца, броши, несмотря на укрупненные размеры, некоторую
монументальность форм, высокий рельеф с множеством декоративных элементов, как
будто обладают неким «внутренним» измерением. Созерцание, ощущения их фактуры
способствуют своеобразному психологическому погружению в предмет. Пластически и
колористически насыщенные поверхности изделий Людмилы
Копырины словно затягивают взор, и вы ощущаете
насколько неспешно, методично, тщательно, с любовью обработаны и смонтированы
множественные детали декора. В этот момент во внешней экспрессии формы начинают
возникать иные ритмические соотношения, более медленные, плавные и текучие. Они
формируют другой аспект образного восприятия произведения — камерный,
лирический, имеющиеся у каждого зрителя свои ассоциации, мотивации, связанные с
сугубо личными впечатлениями. Осязание предмета является очень важной
эстетической составляющей в замысле автора. Прикосновение к поверхностям, физическое
ощущение вещественной тяжести изделия вносит дополнительные
эмоциональные акценты. И хотя украшения Людмилы Копырины
абсолютно эргономичны, то есть не доставляют неудобства в носке, их присутствие
постоянно ощущается, на них хочется смотреть, брать в руки, любоваться,
чувствовать их массу.
Эти чаши, бокалы, флаконы «живут» в современных и
исторических интерьерах, в выставочных и музейных залах и даже в сценических
декорациях. Например, кубки, созданные автором, были использованы в спектакле
на Таганке «Моцарт и Сальери». И в интерьере особняка XIX века, в котором проходила выставка, художественное
серебро Людмилы Копырины выглядело вполне гармонично
и естественно, наполняя зал завораживающим сиянием.
Собственную художественную версию темы «Отблески
Серебряного века» показал и фотограф Владимир Персиянов.
В черно-белых снимках он продемонстрировал свое видение ушедшей эпохи. В его
представлении оно связано с образами Санкт-Петербурга, знаменитыми пригородами
северной столицы, а также с творческой интеллигенцией бывшего Ленинграда второй
половины ХХ столетия. В жанре документальной фотографии, психологических
портретах автор стремился передать сохранившиеся эмоциональные токи «бредившего
красотой» (выражение Сергея Маковского) Серебряного века, непреходящее значение
русского культурного ренессанса конца XIX — начала ХХ столетия в
современном искусстве.
|
Л.Копырина и В.Персиянов
Ирина Цимбал. Театровед. Фотография В.Персиянова
Михаил Георгиевский. Танцовщик. Фотография В.Персиянова
Бокал. 1997. Серебро, бирюза. Рюмка. 1998. Серебро, лазурит
Крест. 1996. Серебро, золото, изумруд, гранат
Флакон. 1994. Серебро, берилл. Флакон «Шар». 1995. Серебро, лунный камень
Браслет, серьги. 1996. Серебро, золото, тигровый глаз
Браслет, серьги, кольцо. 1999. Серебро, морион, коралл
|