Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 66 2003

Олег Неверов

 

Скульптурное собрание Демидовых

 

Николай Никитич Демидов (1773–1828) стал первым в семье уральских заводчиков собирателем античной скульптуры. Мы достаточно хорошо осведомлены, когда было положено начало его собранию и при каких обстоятельствах. В 1818 и 1819 годах русский заводчик финансирует раскопки в Тиволи («Вилла Квинтилия Вара») и в Риме (местность у Латеранских ворот, близ виллы Санта-Кроче). Наряду с «Юным Вакхом в львиной шкуре» (ГЭ) и «Сатиром, наливающим вино» (ГЭ), пожалуй, интереснейшая в этой серии находок статуя так называемой «Сидящей Агриппины», реставрированной в виде музы танцев Терпсихоры (ГЭ). Раскопками и реставрацией руководил римский скульптор Игнацио Весковали. В эпоху Римской империи превращенный в популярный портретный тип, этот вариант может восходить к замечательному созданию греческой классики, вышедшему из мастерской Фидия — его «Сидящей Афродите». В демидовской реплике голова не принадлежит статуе. Более подробны наши сведения о находке 1822–1823 годов остатков древней скульптурной мастерской, раскопанной Весковали на средства Н.Н. Демидова на Эсквилинском холме. Отчет о раскопках был опубликован Пьетро Висконти в «Актах папской археологической Академии». Исследование фундаментов двух смежных домов (№ 46-48) на Via dei Quattro Cantoni привело к открытию шести скульптур, приготовленных в древности к реставрации, но так и не востребованных заказчиком ко времени гибели скульптурной мастерской. После реставрации всех шести статуй И. Весковали половина находки поступила в папский музей (ныне — в Латеране), а три мраморных Сатира были куплены Демидовым (ГЭ).

Пожалуй, наиболее интересной частью собрания Демидова были портретные статуи римских императоров. Первая из них (без головы) была найдена в Фалериях в 1821году. (ГЭ). Император II века, по-видимому, Траян или Адриан, представал здесь в воинском панцире. Разноречивые сведения сопровождали находку одной из интереснейших скульптур коллекции. Это — редкая бронзовая статуя императора, считавшаяся в свое время то портретом Мария или Юлия Цезаря, то изображением Гальбы. Ныне в ней видят представителя «эпохи солдатских императоров» III века — Требониана Галла (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Эта статуя впервые была опубликована в 1849 году в Петербурге. Автор ее описания, архитектор О.Монферран, сообщает следующее: «В юности, когда я учился в Риме, одно важное лицо русского двора добилось от его святейшества папы Пия VII разрешения провести на свой счет раскопки в винограднике, расположенном недалеко от собора Святого Иоанна Латеранского. Множество статуй было результатом этих раскопок… Они продолжались два года, и стоимость их превышала 100 000 пиастров. После столь больших расходов господин Н.Н.Д(емидов) решил, что следует прервать исследование… Наша статуя, найденная при этих раскопках, была скинута с пьедестала и лежала в кусках, погребенная под руинами зала, центр которого она некогда занимала. Так как следовало опасаться, чтобы она не привлекла внимание администрации папских музеев, и чтобы ее важность не вызвала желания приобрести ее, куски были тотчас же упакованы и отосланы во Флоренцию, где из-за отсутствия ее законного владельца она оставалась еще много лет…»1. В письмах художественного агента баварского кронпринца Людвига сохранились несколько иные сведения: в 1820 году князь Станислав Понятовский, племянник покойного польского короля, решает покинуть Рим. Колоссальный бронзовый бюст «Мария» (агент Людвига считает его «Гальбою») предназначен к продаже за 3000 скуди, кронпринц давал лишь 500. Тогда Понятовский «взял Гальбу с собой во Флоренцию, где позже он попал в руки князя Демидова и оттуда переехал в Санкт-Петербург»2. У исследователя ХХ века разногласия эти вызвали скептическое заключение: «Рассказы об обстоятельствах его находки немного подозрительны, и сомнительно, базируется ли вся история на фактах…»3

Н.Демидов задумал грандиозный план раскопок Римского Форума. Если бы он был осуществлен, не понадобились бы дорогостоящие расследования, начатые Пьетро Розой и занявшие всю вторую половину XIX века. Воспоминания об этом оставил Стендаль: «Однажды, когда г. Демидов еще жил в палаццо Русполи, он в моем присутствии сказал, что, желая оставить воспоминания о своем пребывании в Риме, он мог бы снять десять или двенадцать футов земли, покрывающей мостовую Форума от Капитолия до арки Тита. Правительство предоставляло в его распоряжение пятьсот каторжников, которых г. Демидов должен был оплачивать»4.

Этот план не осуществился, да и сам русский магнат получил приказ папы Льва XII покинуть Рим. И все из-за того, что его французские комедианты поставили в демидовском палаццо водевиль, где один из персонажей назывался Сен-Леоном! Это было воспринято как намек на его святейшество. Демидов удалился во Флоренцию. Стендаль заключает эпизод: «Сколько… статуй нашел бы великодушный русский, который хотел произвести раскопки Форума!… Как бы это украсило память о нем!… Имя Демидова проникло бы в Америку и Индию вслед за именами Наполеона, Россини и лорда Байрона»5.

После смерти Н.Демидова его младший сын Павел становится обладателем скульптурного собрания и редкой бронзовой статуи. Когда он умирает (в 1840 году), его вдова, А.К.Демидова, приказывает удалить из парадных апартаментов особняка несколько «нецеломудренную» в ее античной наготе скульптуру. Монферран, строитель особняка Демидовых (Б.Морская, 43), видит ее чуть ли не на чердаке и просит старшего брата умершего, Анатолия уступить статую ему. Из письма, посланного последним из Флоренции, видно, что редкая бронзовая скульптура вызывала у знатоков сомнения: «Мне не нужно большего, чем уверенность в подлинности этого шедевра, и коль скоро это установлено, я даже аплодирую этому, так как именно я получаю удовольствие прибавить его к Вашей коллекции»6.

Монферран собирался уступить статую «одному из прекраснейших музеев Европы», как он не без лести называл Новый Эрмитаж Николая I, но после его смерти, вдова архитектора увезла ее в Париж, и в 1896 году новый владелец продает скульптуру представителям Нью-Йоркского музея.

Однако в 1851 году больше полусотни статуй из демидовского собрания было приобретено для Нового Эрмитажа за 100 000 рублей7. Сохранилось письмо министра Двора П.М. Волконского обер-гофмаршалу графу Шувалову от 19 января 1851года : «Государь Император изволил приобрести покупкою у надворного советника Анатолия Демидова для Нового Эрмитажа за сто тысяч рублей серебром коллекцию древних скульптурных произведений, состоящую из 53 предметов. Прошу приказать академику Теребенину принять оную и поместить в Новом Эрмитаже. При сем 28 рисунков с описанием»8. Известно, что торжественное открытие музея состоялось 5 февраля 1852 года. На акварелях К. Ухтомского «Зал греческой скульптуры»(1853), «Кабинет скульптуры в Новом Эрмитаже» (1854), Л. Премацци «Зал древней скульптуры» (1856), в «Путеводителе по античному отделению Эрмитажа» Л.Стефани (М., 1856) и в описании соответственных залов «Музея Императорского Эрмитажа» Ф. Жиля (СПб., 1861) все скульптуры из коллекции Демидовых представлены. На плинтусах статуй и на фонах рельефов имеется своеобразная маркировка — буквы «РА», нанесенные резцом, видимо, это — след раздела имущества между братьями, и их следует расшифровывать как имя «Paul».

Наиболее любопытен торс Афины из зеленого базальта. Это римское подражание греческой архаической пластике было найдено в руинах виллы Лукулла близ Неаполя. Мы видим его на акварели К. Ухтомского « Кабинет античной скульптуры» (1854). У пилона на той же стороне зала размещен демидовский «Торс императора в панцире».

На акварели К.Ухтомского «Зал греческой скульптуры» (1853) у стены примыкает к пилону упоминавшаяся «Статуя сидящей Агриппины», ей соответствует «Статуя сидящей царицы». Эта статуя была найдена в 1819 году в Риме у Латеранских ворот перед виллою Санта Кроче. В этом же зале находились, как видим, три сатира из находки в скульптурной мастерской на Эсквилине, а также — «Сатир, наливающий вино» и « Юный Вакх с доспехами Геракла». Наряду со скульптурами в залах Нового Эрмитажа, посвященных античной пластике, были выставлены рельефы, канделябры и декоративные вазы из камня9.

Самыми редкими и ценными были три колоссальные портретные статуи императоров Адриана, Антонина Пия и Марка Аврелия. Статуя Адриана происходит из старого римского собрания в палаццо Санта Кроче. Она составлена из самых разных кусков реставратором XVIII века. В основе — торс атлета, который увенчан головой императора позднего времени. Атрибуты символизируют деятельность Адриана как законодателя и властителя мира.

Статуя Марка Аврелия была приобретена в римском палаццо Ланте. Здесь, кажется, торс — работа XVIII века в подражание греческим статуям атлетов. Император — философ, совершивший, однако, немало военных подвигов, представлен в образе римского бога войны Марса. Правой рукой император опирается на копье (ныне утраченное ), в левой держит большой меч в ножнах. Хотя статуя буквально «смонтирована» реставратором из отдельных разновременных кусков, как это было принято в XVII — XVIII веках, в получившемся ансамбле нет ничего, что было бы чуждо древнему римскому типу. Он восходил к героизированной греческой скульптуре. О нем писал энциклопедист Плиний Старший: «В старину посвящались изображения в тогах. Понравились и обнаженные с копьем в руке, по образцу эфебов в гимнасиях, которые называются “Ахиллесами”. Грекам свойственно ничего не прикрывать, а римлянам — наоборот, притом в изображениях воинов придавать панцирь»10.

Колоссальная статуя Антонина Пия, возможно, самая интересная в этой демидовской иконографической серии. Император предстает именно в схеме «togatae effigies», о которых писал Плиний. Таким представал римлянин вне войны. Статуя была найдена в 1825 году под Римом, близ Латеранских ворот, и, кроме мелких деталей, хорошо сохранилась. Известно, что в 158 г.н.э. император Антонин Благочестивый по случаю 25-летия своего правления получил от Сената важную почесть — ему была воздвигнута статуя как миротворцу, прекратившему войны. Этим объясняется тога, мирная одежда императора, и свиток в его руке — очередной эдикт его миротворческой политики. Статую императора сопровождала в древности говорящая многозначительная надпись- легенда: «Pacator orbis» — «Замиритель вселенной»11.

Все три колоссальные портретные статуи императоров зафиксированы в акварели К. Ухтотомского «Зал греческой скульптуры» (1853). В его же акварели «Так называемая зала Колыванской вазы» (1858) представлен колоссальный бронзовый бюст — фрагмент неаполитанской статуи «Геракла Фарнезе». Б. Кёне отнес ее к XVI веку12.

Видимо, этот же самый бюст упомянут в 1828 году в документе, испрашивавшем разрешения на вывоз скульптурного собрания из Флоренции. В разделе «Bronzi neri» читаем: «Ercole Farnese»13.

В том же зале «Большой вазы» Нового Эрмитажа находился второй бронзовый бюст колоссальной статуи Антиноя в образе Вакха. В «Описании» Ф. Жиля 1861 года он представлен так: «Колоссальный бюст Антиноя-Вакха. Копия со знаменитой колоссальной статуи, находящейся в Риме в музее Св. Иоанна Латеранского»14.Поскольку оригинал был найден в Остии в 1798 году, видимо, копия (как и в случае с «Гераклом Фарнезе») относится к началу XIX века. Б.Кёне допустил здесь ошибку: оригиналом демидовского бюста была колоссальная статуя Антиноя-Вакха из Ватиканских музеев. Она была найдена в 1795 году, так что наше предположение о времени изготовления статуи остается в силе.

Среди декоративных рельефов, поступивших в Новый Эрмитаж, — «пастиччио» XVII века «Фавстул, нашедший Ромула и Рема». Н.Н.Демидов приобрел его в Палаццо Карпенья. Рельеф, сюжет которого — встреча возвращающихся воинов, при дополнении недостающих частей справа и слева был отнесен к легенде о начале Рима. В акварели Ухтомского «Кабинет античной скульптуры» (1854) рельеф предстает вмонтированным в стену в оконном проеме.

В коллекцию скульптур, созданную Н.Н.Демидовым, попадали и настоящие подделки. Так было с тремя рельефами, якобы найденными в Кумах в 1823 году, а на самом деле — созданными скульптором Винченцо Монти. Из них один — «Три парки» в 1835 году еще находился в демидовском особняке на Б.Морской, 43 (ныне — в ГЭ15). Второй — «Зевс и Афина» хранится в Мюнхене16. А третий — скопированный по знаменитому рельефу «Дедал и Икар» из виллы Альбани, находится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, пройдя через собрание М.П.Боткина17.

Вместе с античными статуями, в 1851 году приобретенными для Нового Эрмитажа, поступили в музей и три работы новых скульпторов. Это — «Три грации» К.Финелли. Эта группа была отослана в Таврический дворец, а позднее (с 1856 года) мы ее видим украшающей Зимний сад (см. акварель К.Ухотомского «Зимний сад» (1860). Вторая группа — «Похищение Ганимеда» А.Тадолини. И, наконец, — портрет Н.Н.Демидова работы Б.Торвальдсена. Очень символично, что в эту покупку был включен портрет того, кто являлся истинным создателем демидовской коллекции древней пластики, ставшей украшением николаевского Нового Эрмитажа.

 

1 Мontferrand А. Jules César, Statue antique en bronze faisant partie de la collection de Mr de Montferrand. SPbg, 1849. P.9. ff.

2 Urlichs L. Die Glyptothek Königs Lüdwig I. München, 1867. S.84.

3 Metropoltain Museum Bulletin. 1905. November. Р.124.

4 Стендаль. Собр. соч. М., 1950. Т.12. С.30.

5 Стендаль. Ук. соч. С. 242.

6 М<ontferrand> А. Op. cit. P.24.

7 РГИА. Ф.468. Оп. I. Ч.1. Д. №939.

8 РГИА. Ф.469. Оп.8, Д.218. Л.37.

9 Жиль Ф. Музей Императорского Эрмитажа. СПб., 1861. С. 336, 345, 363, 365.

10 Плиний, XXXIV, 18; Стефани. Путеводитель по античному отделению императорского Эрмитажа. М., 1856. С.10.

11 Neverov O. Le sculture antiche nella collezione Demidofff // Cultura e memoria. 1996. №2. Р.164.

12 Жиль Ф. Укоч. Зал большой вазы и бронзовых статуй. С. 361. № 7.

13 Argeniano R. Le collezioni di N. Demidoff // Cultura e Memoria. 1996. №2. Р.105.

14 Жиль Ф. Ук. соч. С. 361. № 6.

15 Paul E. Gefälschte Antike. Leipzig, 1981. №99.

16 Paul E. Op. cit. № 97.

17 Vereneule С. Greek and Roman Sculpture in America. Bostоn, 1981, № 33.

Луиджи Премацци. Альбом акварелей «Музей императорского Эрмитажа». Зал древней скульптуры. 1856

Луиджи Премацци. Альбом акварелей «Музей императорского Эрмитажа». Зал древней скульптуры. 1856

Статуя Пана. Рим. Конец I–начало II века. Мрамор. ГЭ

Статуя Пана. Рим. Конец I–начало II века. Мрамор. ГЭ

Римский скульптор с греческого оригинала III века до н.э. Сидящая женщина («Царица»). Мрамор. ГЭ

Римский скульптор с греческого оригинала III века до н.э. Сидящая женщина («Царица»). Мрамор. ГЭ

Фрагмент кратера с дионисийским шествием. Рим. I век. Мрамор. ГЭ

Фрагмент кратера с дионисийским шествием. Рим. I век. Мрамор. ГЭ

Луиджи Премацци. Зал новейшей скульптуры. 1856. Акварель

Луиджи Премацци. Зал новейшей скульптуры. 1856. Акварель

Фрагмент статуи императора в панцире. Рим. II век. ГЭ

Фрагмент статуи императора в панцире. Рим. II век. ГЭ

Жан Жак Прадье. Венера и Амур. Мрамор. 1836

Жан Жак Прадье. Венера и Амур. Мрамор. 1836

Карло Финелли. Три Оры. Мрамор. XIX век. ГЭ

Карло Финелли. Три Оры. Мрамор. XIX век. ГЭ

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru