Журнал "Наше Наследие"
Культура, История, Искусство - http://nasledie-rus.ru
Интернет-журнал "Наше Наследие" создан при финансовой поддержке федерального агентства по печати и массовым коммуникациям
Печатная версия страницы

Редакционный портфель
Библиографический указатель
Подшивка журнала
Книжная лавка
Выставочный зал
Культура и бизнес
Проекты
Подписка
Контакты

При использовании материалов сайта "Наше Наследие" пожалуйста, указывайте ссылку на nasledie-rus.ru как первоисточник.


Сайту нужна ваша помощь!

 






Rambler's Top100

Музеи России - Museums of Russia - WWW.MUSEUM.RU
   
Подшивка Содержание номера "Наше Наследие" № 61 2002

Наталия Померанцева

 

Два весенних пейзажа Саврасова

 

С малых лет я любила подолгу просиживать в отцовском кабинете. Там, в старых рамах, висели два пейзажа кисти художника Саврасова, которые еще тогда очень мне нравились. По Третьяковской галерее я знала это имя и однажды спросила отца: «Как попали к нам пейзажи Саврасова

Отец мой Алексей Александрович, физик по специальности, профессор Московского университета, был сыном известного в Москве доктора Александра Семеновича Померанцева, главного санитарного врача Замоскворечья.

А началась эта история, когда дед не был еще женат.

Выпускник медицинского факультета, который тогда входил в состав Московского университета, А.С.Померанцев учился на одном курсе с А.П.Чеховым, под влиянием которого пробовал даже литературные занятия. Им написаны стихи и проза, печатавшиеся в московских журналах под псевдонимом Мирский.

После окончания университета в 1884 году А.С.Померанцев начал заниматься врачебной практикой. Его тревожили социальные проблемы обитателей Замоскворечья. Данному вопросу посвящен целый ряд статей и отчетов Померанцева. В это же время он водил Чехова и Гиляровского по московским трущобам. У А.С.Померанцева есть об этом запись: «Осенью 1885–86 гг. В.А.Гиляровский, в то время сотрудник-репортер «Русских ведомостей», просил меня показать ночлежные дома Хитрова рынка мало известному тогда «Чехонте». Подъехали мы с Гиляровским к дому в Головином переулке, близ Сретенки, забрали Антона Павловича, и весь вечер водил я их по грязным, отвратительным трущобам. Пили мы чай в трактире Кулакова, окруженные кольцом пьяных оборванцев, изливавших яд и горечь своей жизни…»

Сердце деда было преисполнено любовью и состраданием к людям. Видимо, в это время А.С.Померанцев и познакомился с А.К.Саврасовым. Художник переживал в ту пору не лучшее время своей жизни. Известно, что в 1882 году у него произошел конфликт с советом Московского художественного общества, в результате чего Саврасов — академик живописи — был уволен из художественного училища, где вел пейзажный класс. Непросто складывались и отношения в семье; художник стал пить. Тут-то на помощь ему и пришел доктор Померанцев, взявшийся за лечение своего трудного, но талантливейшего пациента. Естественно, что он не брал никакого вознаграждения с Саврасова, и тот в благодарность за моральную и медицинскую помощь подарил ему две свои картины.

Уже потом, когда я стала старше, образ деда связывался в моем представлении с чеховским Дымовым, человеком самоотверженным и одиноким в кругу своей семьи. Красавице жене Александра Семеновича нужно было общество артистов, музыкантов, поклонников искусства. Она не понимала, как можно всю жизнь посвящать незнакомым и по ее мнению «опустившимся людям дна». После разрыва с ней дед переехал на дачу в Соломенной Сторожке, куда перевез самое дорогое, что у него было, — картины Саврасова. Здесь он и умер в 1929 году.

Тогда-то и вернулись картины в нашу квартиру.

Давно уже нет в живых и отца, но я по-прежнему снова и снова смотрю на полотна. Оба пейзажа рисуют любимую художником пору жизни русской природы — приближение весны.

На втором она уже совсем близко. Пробегающие по небу облачка сделались легкими, воздушными, звонкими. Пробудившиеся от сна деревья словно стремятся поймать ускользающие от них облака. А снег, напоенный водой, отражает стволы деревьев и глубину небес. Все спешит навстречу весне. Дорога исчезла под талым снегом. Знакомая русская распутица. Вот и небо отдалилось от земли, поднявшись в безбрежную высь. Воздух пронизан радостным ожиданием. Да святится приход твой, Весна!

А.С.Померанцев. Фотография конца XIX века

А.С.Померанцев. Фотография конца XIX века

А.К.Саврасов. Повеяло весной. Начало 1880-х годов. Холст, масло. Из собрания Померанцевых. Публикуется впервые

А.К.Саврасов. Повеяло весной. Начало 1880-х годов. Холст, масло. Из собрания Померанцевых. Публикуется впервые

А.К.Саврасов. Ранняя весна. Начало 1880-х годов. Холст, масло. Из собрания Померанцевых. Публикуется впервые

А.К.Саврасов. Ранняя весна. Начало 1880-х годов. Холст, масло. Из собрания Померанцевых. Публикуется впервые

 
Редакционный портфель | Указатели имён и статей | Подшивка | Книжная лавка | Выставочный зал | Культура и бизнес | Подписка | Проекты | Контакты
Помощь сайту | Карта сайта

Журнал "Наше Наследие" - История, Культура, Искусство




  © Copyright (2003-2016) журнал «Наше наследие». Русская история, культура, искусство
© Любое использование материалов без согласия редакции не допускается!
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № 77-8972
 
 
Tехническая поддержка сайта - webgears.ru